Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе

Оригинал взят у vladimirtan в Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе

Всего  32    фото

В Москве на Трифоновской улице недалеко от Сущевского Вала стоит небольшой, редкий для столичной архитектуры храм святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном. Это один из самых уникальных и старинных памятников архитектуры средневековой Москвы. В исторических источниках не сохранилось сведений о дате его постройки. И до сих пор нет единого мнения, в каком веке он был возведен – в   ХIV,  ХV или  ХVI. Неизвестно и имя зодчего этого храма, и почему эта древняя церковь имеет столь редкое для России посвящение во имя святого мученика и чудотворца Трифона. Все  предположения основываются лишь на преданиях и легендах.

[Читать дальше...]

Церковное предание гласит, что Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244 годы от Рождества Христова). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

02 Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды храма Трифона


 Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.


Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное. Возвышенное место, на котором стоит церковь, раньше было искусственно созданным островом. С одной стороны этот остров обтекала река Напрудная, впадающая в реку Неглинку, а с другой стороны был вырыт ров. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона. Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи. На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.


03 Прорисовка фрески со стены храма


Но связывать постройку храма с князьями Патрикеевыми нет оснований.Село Напрудное никогда не принадлежало князьям Патрикеевым. Вероятно, что храм построен по заказу какого-то Трифона. Но среди известных и достаточно богатых москвичей того времени подходящей кандидатуры не находится. Возможно еще одно, несколько неожиданное, объяснение: храм построен выходцами из того места, где культ святого мученика Трифона широко распространен. И в первую очередь это далматинский город Котор (итал.Cattaro, лат.Catharo), входящий ныне в состав Черногории. Именно там хранятся мощи святого Трифона. Именно этот святой считается небесным покровителем города и изображен на его гербе. Часто Котор называют Градом Святого Трифона.


 Храм не выглядит великокняжеским. А ведь в то время в Москве работали итальянские архитекторы и прекрасные русские зодчие, которых приглашали из Пскова. Но неказистым он кажется далеко не всем. Он похож на храм Спаса Нерукотворного древнего Андроникова монастыря.

04 Церковь Трифона




05 Спасский  собор Андроникова монастыря



Современные историки в старинных документальных источниках нашли сведения о том, что в Москве в 70-х годах XV века жил мастер золотых дел Трифон, который приехал в русскую столицу из города Котор, входящего ныне в состав Черногории. Полагают, что мастер Трифон обратился к Ивану III с просьбой разрешить постройку католической церкви. И великий князь согласился, но с условием, что храм будет скромным  вне черты города и его не должны посещать православные.Место для церкви определил сам великий князь- великокняжеское село Напрудное. Есть предположение, что прихожанином церкви был сам Аристотель Фиораванти, создатель знаменитого Успенского собора Московского Кремля. Скорее всего он и похоронен был здесь на церковном кладбище.


06




07 Церковь Трифона в Напрудном. План.


08

Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Такая же технология использовалась при строительстве Аристотелем Фиорованти Успенского собора Московского Кремля.
Реставрировавший памятник в 1930–1940-х годах архитектор Л. А. Давид по способу кладки стен (сочетание белого камня и кирпича) и некоторым архитектурным признакам отнес его к концу XV века. Одним из указаний для датировки послужила также обнаруженная на стене храма надпись.На южном фасаде храма,  примерно на уровне человеческого глаза, высечены  две надписи  «Лета ≠З пре…», т.е. «Лета 7000 (1492) преставися…»  и «Лета 7178 (1670) престави(ся)...». Начертание букв, по мнению специалистов палеографов, не противоречит обозначенной дате «лета 7000», т. е. 1492 года. Эта надпись, как теперь считают, представляет собой «пробу резца» кладбищенских резчиков и датирующего значения не имеет.



09 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков («Лета 7000», «Лета 7000 пре…», «Лета 7000 пре…»)





В пользу датировки церкви XV веком С.В.Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно. … Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».

10  Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков (в т.ч. «Лета 7178 престави…»)




Фундамент храма в Напрудном устроен на значительную для здания столь небольших размеров глубину (почти 2 м) и сложен из больших валунов на глине, перекрытых двумя рядами тесаных белокаменных квадров.


11 Цоколь здания  церкви



Церковь Трифона в Напрудном , возможно,  первый древнерусский храм, перекрытый крещатым сводом.  Церковь в плане близка к квадрату. Для перехода от квадратного  перекрестья распалубок к круговому плану барабана в его углах устроены треугольные сферические паруса.
Но кто  придумал крещатый свод, остается неясным.  Древнерусская архитектурная культура - каноническая, здесь не любят новаций, а система крещатого свода начисто переворачивает всю структуру храма. Появление храмов с крещатым сводом по времени совпадает с работой итальянских мастеров, которые были приглашены в конце XV века для постройки соборов, дворцов и укреплений Московского Кремля. Но при этом Кремль -- это государственное строительство, а бесстолпные храмы -- это архитектурные миниатюры, чрезвычайно изящные и конструктивно сложные. Причем в Италии таких сводов нет. Но есть отдельные похожие конструктивные узлы. Трехлопастные фронтоны известны в ренессансной архитектуре Северной Италии. Если пересечь под прямым углом два трехлопастных базиликальных свода, то получится крещатый

12 Крещатый свод церкви Трифона



13 Церковь Трифона в Напрудном. Разрез по линии север-юг




Католическим храм оставался недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали православие. Уже в начале XVI века храм был освящен как православный.А посвящение менять не стали. Русская икона Трифона на коне стала храмовой, видимо, с конца XVI века.
В 1800 году в Москву прибыл черногорский архимандрит Стефан Вукотич. Узнав о его приезде московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков изъявил желание создать серебряную раку для мощей мученика Трифона.  Его мощи с IX века находятся в черногорском городе Которе в католическом кафедральном соборе святого Трифона, построенном в 1166 году.



14 Акварель с видом на собор Св. Трифона — 1841 (Котор)




В этом же соборе расположен саркофаг с телом Андрии Сарацениса — которского горожанина, который в IХ веке выкупил мощи святого Трифона у венецианских купцов, доставивших их в Котор из Константинополя. Рака, исполненная Добряковым, была с благодарностью принята, и доставлена в Котор. Митрополитом и правителем Черногории был тогда Петр I Негош, ныне – черногорский и российский святой Петр Цетиньский. Желая отблагодарить Добрякова, Петр Негош в 1803 году прислал московскому купцу три частицы мощей от мученической головы святого Трифона. В 1812 году в тяжелое время испытаний для русского народа Добряков поднес эту святыню Александру I, который в свою очередь в 1819 г. передал мощи, в дорогих ковчежцах вделанные в икону, в московскую церковь Трифона в Напрудном.



После чумы 1771 года местность вблизи церкви св. мч. Трифона обезлюдела, храм оказался лишен прихода и его даже хотели закрыть. Но после передачи иконы с мощами Трифона, церковь стала центром известного на всю Москву Трифоновского богомолья. Приезжавшие в Москву гости из Черногории, старались теперь непременно посетить эту древнюю святыню и приложиться к мощам.

На протяжении XIX столетия памятник претерпевает значительные изменения: в 1825 году пристраивается южный Никольский придел; в 1839 году сооружается колокольня, в 1860 году – северный придел Филарета Милостивого

15  Место бывшего южного  придела (Николая Чудотворца)



16 Место бывшего северного придела (святого Филарета Милостивого)





17 Церковь Трифона в Напрудном. 1882




В 1890–1895 годах, по проекту архитектора П.П.Зыкова, с запада возводится обширный храм. Храм вновь приобретает  огромную популярность. Случалось, что не все желающие могли поместится под его сводами. Этот огромный храм мог одновременно вместить более 3 тыс. молящихся.



18  Боковой фасад церкви Святого Трифона.  Проект расширения храма. Проектировалъ  П.П. Зыковъ (отецъ)


19  Деталь, планы и разрез колокольни и церкви Св. Трифона мученика. Выполненны П.П. Зыковым



20 Колокольня Св. Трифона мученика, что в Напрудной слободе. 1890-1891. Проектировал П.П. Зыков (отец). Построил П.П. Зыков (сын)



21  Фрагмент колокольни. 1890-1891

 Древний храм примыкал к ней с востока.  На храме звонили колокола завода Самгиных, больший из которых имел вес в 560 пудов, т. е. 9 тонн.  Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!


22  Трифоновская улица. Старинный и новый храмы. 1914-1917

И сейчас на маленькой звоннице, что высится на юго-западной части крыши храма, звонит на богослужениях колокол, отлитый мастерами Самгиными, подаренный прихожанами храму. Где раньше звонил этот малый колокол ныне не известно,возможно он вернулся на своё родное, первоначальное место служения.



23 Звонница


24  Церковь трифона в Напрудном. 1920-1930

За древним (1492) зданием церкви возвышается новая трапезная, построенная в 1893 году по проекту архитектора Г.А. Кайзера. Со стороны алтаря в 1897 году была пристроена палатка, в которой находился чтимый образ (фреска) мученика Трифона. Фреска (роспись по сырой штукатурке) ХVI века помещалась на внешнем алтарном выступе. Для сохранения фрески, удобства подхода молящихся и была построена эта палатка.
С 1930-х годов фреску передали в Третьяковскую галерею, где она хранится и ныне. Перед демонтажем фреску проклеили микалентной (папиросной) бумагой и осетровым клеем. Далее с помощью зацепов и крюков поддели сантиметр за сантиметром штукатурку, отделяя ее от каменного основания. После снятия фреску поместили на гипсовую основу. Образовавшиеся при снятии трещины по миллиметрам заклеивали яичным клеем.
Над входом в палатку виден киот с медным напрестольным крестом, с 1930-х годов переданный в церковь Знамения у Крестовской заставы.


25   Церковь Трифона Мученика в Напрудном. Фреска мученика Трифона. 1925



26  Место, где располагалась фреска Святого Трифона - справа от алтарного окна-бойницы


Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон. И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма.


27  Церковь Трифона в Напрудном. 1931-1932


В 1930 году храм был закрыт. В 1932 году 30 апреля колокольня, трапезная, часть "нового" храма под восьмериком были взорваны напрвленным взрывом.  От полного разрушения церкви в Напрудном спасло ходатайство знаменитого ценителя руской старины Петра Барановского и архитектора Москвы  Льва Давида.Таким образом храм Трифона Мученика, один из самых крупных в Москве, вернулся к своим небольшим средневековым размерам.


28   Колокольня. 1929-1930



29  Колокольня. 1929-1930


 В последующие годы в  древнем храме был гараж Мосдровтопа со смотровой ямой,  Мосгорархив, отдел НТД, фонд "церковь св. Трифона". В 1947-1948 годах архитектор - реставратор Л.А.Давид разобрал остатки храмовых западных стен ХIХ века, и произвел полную реставрацию объема "1492 года".  Реставрация была произведена по настоятельной просьбе И.Э.Грабаря, Л.А.Давида к И.В.Сталину, "в связи с 800-сотой годовщиной столицы".
30  Трифоновская улица. Руины храма св. Трифона. 1945-1947


В постсоветское время храм вернули православной церкви. Возрождение храма началось в год его 500-летия в 1992 году. 28 сентября торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма,  пересек проспект Мира и прошел по Трифоновской улицы до Трифоновского храма.



31  Церковный домик


Вся территория у храма заполнилась народом.  Настоятель освятил храм. Никакого убранства в храме не было.   Освящение происходило при свечах, так как не было электричества.  3 октября 1992 года в храме была совершена первая божественая литургия. Начала  обустраиваться  территория храма. Около него построили церковный домик, отметили резными столбами места разрушенных престолов - святителя Николая и праведного Филарета Милостивого. С годами обновилось и внутренне убранство храма.

Храм  чудом через 5 веков вернулся к своему первоначальному виду.


32

Ныне храм Трифона  приписан к церкви Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе, расположенной во 2-м Крестовском переулке у площади Рижского вокзала. В церковь Знамения, единственную в округе не закрывавшуюся в советский период, была перенесена в 1930-х годах и поныне бережно сохраняется чудотворная икона мученика Трифона с частицами мощей из черногорского города Котора.





Источники
www.rusarch.ru   РусАрх - А.Г. Шалыгин Иван Юрьевич Патрикеев и иконография Святого Трифона
www.rusarch.ru  РусАрх- Давид Л.А. Церковь Трифона в Напрудном
www.rusarch.ru  РусАрх - Заграевский С.В. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода.
www.rusarch.ru Русарх- Эзерин А.А. Церковь Трифона в Напрудном и мастер Трифон из Котора
www.projectclassica.ru  Владимир Седов  Церковь Трифона в Напрудном
sadovoekoltso.com Церковь Трифона в Напрудной слободе
strana.ru  Храм св.мученика Трифона в Напрудном/Путеводитель по России
um.mos.ru  Церковь Трифона в Напрудном