Донской монастырь

Оригинал взят у vladimirtan в Донской монастырь





Всего  69     фото

Московский Донской монастырь был основан в 1593 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович.
[Читать дальше]
В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Кода отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.
С тех пор как хан Гирей был с позором изгнан за стены города, уже более никогда не подвергалась нападению татар наша столица. А Донской монастырь в Москве стал завершающим звеном в оборонительном кольце города наряду с Новодевичьим и Даниловым монастырями.
Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» - том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе». Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году.

Икона Божьей матери Донской сохранилась до наших дней.  Находится она в Третьяковсой галерее


02 Феофан Грек. Донская икона Божией Матери.
Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться - Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.
В период смуты в начале XVI века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.
Возрождается обитель в 20-х годах XVI века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.
В 1698 году, по обету (обещанию) сестры царя Петра I царевны Екатерины Алексеевны  здесь был возведен новый красивый собор в честь Донской иконы, который ныне называется Большим. В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.
В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Это значит, что отныне он подчинялся непосредственно патриарху или синоду.
Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.
В 1771 году  произошло одно из самых широко известных того времени мрачных событий. Речь идет об убийстве в стенах монастыря архиепископа Амвросия. Это было страшное время - Чумной бунт в стране. Свирепствовала чудовищная эпидемия, уносящая тысячи жизней. Бытует мнение, что чума была занесена в Москву из причерноморских стран во время русско-турецкой войны. Болезнь быстро развивалась, охватывая все новые территории и дома столицы.  Люди были в панике. Гробов не хватало. На улицах Москвы можно было видеть и больных, и здоровых, и мертвых.Медики часто ничем не могли помочь заболевшим. Люди искали спасения в вере в Господа. Народ ежедневно собирался у Варварских ворот в Китай-городе возле чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери. И больные, и здоровые целовали святыню, способствуя распространению эпидемии. Архиепископ Амвросий, сознавая это, запретил молебны, а саму икону велел убрать. Беснующаяся толпа на следующее утро после этого пошла громить Чудов монастырь в Кремле. А вскоре восставшие добралась и до Донского монастыря, в стенах которого укрылся Амвросий.

03 Чумной бунт 1771 года, акварель Эрнеста Лисснера.
Восставшие убили архиепископа, а потом начали уничтожать дома знати и карантинные заставы. Через три дня народный бунт был подавлен. По приказу Екатерины II убийцы Амвросия были казнены через повешение на Красной площади. Эпидемия чумы унесла почти 57 000 жизней.
Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.
В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.
В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.
Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. В мае 1922 года сюда был привезен патриарх Тихон в качестве узника. Здесь же он провел большую часть времени своего заключения. Несмотря на постоянные аресты и психологическое давление со стороны советской власти, Тихон управлял Церковью в этот сложный для нее период. Он много успел сделать для единения русского народа. Патриарх резко осуждал изъятие церковных ценностей государством, призывал верующих встать на защиту поруганной и «угнетаемой ныне святой матери нашей». В декабре 1924 года на Тихона, жившего в келье Донского монастыря, было совершено покушение. Сюда проникли два злоумышленника с целью убийства Святейшего. Дверь им открыл келейник Яков Полозов. Он и был убит злоумышленниками.


04 Патриарх Тихон (1865 – 1925) Патриарх Московский и всея России в ХХ веке (1917-1925)



Почти до самой своей смерти последовавшей после болезни 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.Канонизирован в лике святителей Архиерейским собором РПЦЗ 19 октября 1981 года.В 1991 году обитель была передана Московскому Патриархату. В это же время случился поджог злоумышленником Малого собора. Во время проведения ремонтных работ в ходе раскопок были обнаружены мощи святого Тихона. Они были положены в золоченую раку и перемещены в Большой собор, где и хранятся по сей день.

05 Святитель Тихон, с житием. Икона конца XX века

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.
На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.
Монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

Северная стена
Святые (Северные) ворота монастыря с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-14)

06


Долгие годы монастырь не отличался богатством и был окружён бревенчатой оградой. Но в XVII веке с 1686 по 1711 годы во время царя Петра I возводится монастырская стена с двенадцатью башнями, внешне напоминающая ограду Новодевичьего монастыря. Мощные толстые стены и узорчатые башни  были построены на деньги думного дьяка Аверкия Кириллова, постригшегося впоследствии в этой православной обители.
07 Северная стена. На переднем плане Башня северной стены 1-я. (XVII век)


Северная стена. Частично отреставрирована

08


Вокруг монастыря возведены толстые стены, узорчатые круглые и квадратные башни (8 фронтальных и 4 угловые).

09 Башня западной стены 2-я (XVII век) (фронтальная)



Западная стена

10 Колокольня Донского монастыря в Москве (1730-1753 гг.)


В здании колокольни находится надвратная церковь в честь святых Захарии и Елисаветы.

11 Колокольня Донского монастыря в Москве (1730-1753 гг.). Вид с улицы Стасовой.


Вход на территорию монастыря. Стены башни-входа украшены красочными иконами и молитвами.

12


Ворота монастыря

13


14


15


Внутренние стены колокольни украшены житийными иконами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, т.к. его святые мощи находятся в Большом соборе


16 Молитва на стене башни-входа в монастырь



17 Житийная икона Святителя Тихона на стене башни-входа в монастырь



18 Западные ворота и колокольня (1730-1753). Вид с территории монастыря




19 Часовня



Самый главный храм обители — Большой собор Донского монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, который был построен с 1686 по 1698 годы в стиле нарышкинского барокко. Храм украшает резной золоченый семиярусный иконостас. Собор пятиглавый с большой галереей по периметру.

20 Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря в Москве (1686-1698 гг.)


Многие столетия в Большом соборе хранилась чудотворная Донская икона Божией Матери, но в советское время она была реквизирована и помещена в Третьяковскую галерею. Раз в год, 1 сентября, власти разрешают переносить образ из музея в монастырь для совершения торжественного праздничного богослужения.

21


Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря. Северный фасад

22


23


Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря. Южный фасад

24


25


Большой резной 8-ярусный иконостас с иконами, написанными в стиле «фряжского письма» (приёмы иконописи и стенописи, отличающиеся внешней достоверностью в передаче материального мира)
26 Большой инокостас Большого собора


Церковь преподобного Иоанна Лествичника построена в 1898 году на средства генерала Терещенко и является родовой усыпальницей.
27 Церковь преподобного Иоанна Лествичника (1898 г.)


28


29


Церковь преподобного Александра Свирского — круглый храм-усыпальница рода Зубовых, построенный на их личные средства c 1796 по 1798 годы.

30 Храм преподобного Александра Свирского


31


Церковь святителя Иоанна Златоуста построена в период с 1888 по 1891 годы и является усыпальницей купеческой семьи Первушиных.

32

33 Церковь свят. Иоанна Златоуста


34 Настоятельский корпус (1745-1750)


35 Монастырский сад


36 Обелиск, дорожный знак (XVIII в.). Монастырский сад


Восточная стена

37 Фронтальная башня


38


На территории монастыря идут интенсивные реставрационные работы. Вид на колокольню от настоятельского корпуса. На переднем плане  церковь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского ( с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998)

39


Вид от колокольни

40


Северная колокольня с надвратным  Тихвинским храмом (1713-14)

41


Общий вид на храмы от настоятельских покоев

42


Церковь св.мч. Александра Невского (2006)

43


Церковь Тихона, Патриарха Всероссийского (с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998)

44


45


46


Церковь вмч. Георгия Победоносца (2000)

47


48 Территория монастыря


Монахи не только молились

49 Пушки на территории Донского монастыря


50 Территория монастыря


51 Собор Малый или Старый, Донской  иконы Божией Матери (1591-93)


52


Церковь Михаил Архангела (1806-1809,. Усыпальница Голицыных  с Больничным корпусом. Справа - Водосвятная часовня.

53


54 Церковь Михаил Архангела (усыпальница Голицыных) 1806-1809.


Братский корпус.  XVIII-XIX в.в.

55


Некрополь Донского монастыря
Донской монастырь известен как усыпальница русского дворянства и великих деятелей культуры. С XVII века его некрополь стал местом упокоения многих известных личностей. Согласно указу Екатерины II, в связи с эпидемией чумы умерших было запрещено хоронить в черте города. Исключение делали только за высокую цену и лишь для высокопоставленных граждан.

56


 Именно поэтому Донское кладбище превратилось в самое аристократическое в Москве.Здесь похоронены участники Отечественной войны 1812 года, герои Бородинского сражения, участники обороны Севастополя, профессора Московского университета, родственники Тургенева, Пушкина, Толстого, композиторы, поэты, архитекторы. В монастыре похоронены представители династий Трубецких, Долгоруких, Вяземских.

57


Горельефы с храма Христа Спасителя

58


59


60


61 Мариам -библейская героиня- воспевающая победу своего народа над врагами.


Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар1380 г. Изображены слева направо: монахи-воины Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский,Дмитрий Донской,воеводы  князь Д.М.Боброк -Волынский и князь Владимир Серпуховской.

62


63 Девора, призывающая народ Израиля к борьбе против царя Явина


64  Встреча Давида, победившего Голиафа.


65 Воин Георгий.


66 Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями.


67 Надгробия у южной стены.


Бронзовые горельефы с бывшей Триумфальной арки, находившейся на Брестском (Белорусском) вокзале.

68 Крылатые женские фигуры – олицетворение славы, победы и мира.


69 Башня южной стороны 2-я (XVII в) (фронтальная). Вдали - юго-западная башня (XVII в) (угловая)



Источники
donskoi.org О монастыре -Донской ставропигиальный мужской монастырь
onetraveller.ru   Донской монастырь в Москве
fb.ru  Донской монастырь в Москве - история, фото и описание
planetadorog.ru - Достопримечательности Москвы. Донской монастырь.
Мне кажется, ув. Владимир, что давать вот такие огромные обзоры по целым архитектурным комплексам - дело неблагодарное. Ведь все московские монастыри - памятники архитектуры, и хорошо известные. Десятки замечательных книг написано и по Новодевичьему и по Донскому монастырям. С полной историей и замечательными фотографиями. Вы просто повторяете чужие страницы, что очевидно не самый лучший способ для изучения архитектуры.
Было бы намного интереснее, если бы Вы взяли одно сооружение из этого комплекса и детально его рассмотрели, проанализировали и грамотно сфотографировали. Подобрали именно по одной небольшой теме, но полновесный материал.
Я Вас не к чему не призываю и ничего не навязываю, Вы вольны поступать так, как считаете нужным....
Но если Вам хочется, что бы Ваши статьи читали и смотрели с интересом - надо и делать статью с интересом. А не переписывать общеизвестные факты ))