Русский зодчий Федор Конь

    Оригинал взят у sergeyurich в Русский зодчий Федор Конь

    Что известно о строителе Белого города Москвы и Смоленской крепости Федоре Савельевиче Коне?
    Скажем прямо: почти ничего!




    Не установлены точно даже годы его жизни (около 1540 – после 1606). К сожалению, в истории такое случается часто: человек оставил потомкам великую память о себе в виде красивейших сооружений, замечательных полотен или скульптур, интереснейших произведений (вспомним хотя бы «Слово о полку Игореве»), а сведений о самом творце почти не сохранилось.



    Можно лишь предполагать, что Федор Конь был выходцем из дорогобужских крестьян, а может быть, из дворовых людей князей Звенигородских, владевших родовыми вотчинами в районе Троицкого монастыря в Болдине.




    Эти предположения строятся на одном твердо установленном факте: Федор Савельевич Конь делал богатые пожертвования монастырю, подолгу жил в нем.

    В 1585 – 1593 годах в Москве под руководством Коня был построен Белый город – мощные крепостные стены с 27 башнями, стоявшие по линии современного Бульварного кольца.





Белый город на плане Маттеуса Мериана (1638) выделен жёлтым цветом:






    После окончания этого невиданного строительства Федор Конь, видимо, проживал в Болдине.
    В 1595 году царской грамотой он был послан на городовые работы в Смоленск. В этой грамоте он назван по имени и отчеству, чего удостаивались только весьма высокопоставленные лица. Официальная должность Коня называлась «государев мастер», что подчеркивало его опытность и мастерство в военном строительстве.

    Помимо чисто строительных вопросов Федор Конь безусловно владел знаниями по осаде крепостей и организации их обороны, разбирался в артиллерии и в возможностях этого оружия.

    Одной из важнейших его строек стала Смоленская крепость.




Фотография С.М. Прокудина-Горского (1912 г.):




А это несколько моих фотографий (2017 г.):





   





   








   








   







    Талант Федора Коня при возведении Смоленской крепости проявился настолько ярко, что некоторые современные исследователи даже причисляют его к итальянским мастерам, осевшим в России. Дескать, не способен русский мужик перенять итальянские приемы и методы кирпичной кладки и строительства («Нет пророка в своем отечестве»?).





    Смоляне по праву гордятся Федором Конем, которого считают своим земляком.
    В мае 1991 года рядом с Громовой башней Смоленской крепости ему был установлен памятник (скульптор О. Комов, архитектор А. Анипко).






    Как все тесно переплетается в этом мире!
    В 1940 году о русском зодчем Федоре Коне написал повесть в стихах замечательный русский поэт с трагической судьбой Дмитрий Борисович Кедрин (1907 – 1945).





    Эта стихотворная повесть моего земляка (Дмитрий Кедрин с 1934 года жил в подмосковном селе Черкизово, работая в многотиражке Мытищинского машиностроительного завода – ММЗ – ныне «Метровагонмаш»)






так и называется – «Конь».

    Прочитайте ее.
    Уверяю вас, что вы не пожалеете.

  Вот ссылка: Lib.ru/Классика: Кедрин Дмитрий Борисович. Конь


P.S.:
    Конечно же, поэт Дмитрий Кедрин в своей повести в стихах о Федоре Коне вывел фигуру зодчего так, как ему подсказало его поэтическое воображение и вдохновение. Но тем не менее, учитывая тот факт, что на самом деле нам почти ничего не известно об этом гениальном русском архитекторе, я думаю, что эта поэтическая версия жизнеописания Коня имеет право на существование, и для того, чтобы про крайней мере заинтересоваться историей далекого во времени русского средневековья, прочитать эту повесть стоит.

    И напоследок, замечательное фото:




    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.




О, цела еще надпись! Я ее снимала в 12-м году кажется. Присоединяюсь к ней :)
А Вы не видели граффити, процарапанные на стенах, но не современные???)))

А они есть!!!)))
А чего стоит наклонная кладка (параллельная уровню земли, рельефу), а не выставленная по уровню???)))