Усадьба Трубецких-Бове в Петровском переулке.

Оригинал взят у il_ducess в Усадьба Трубецких-Бове в Петровском переулке.
Если идти по Большой Дмитровке в сторону центра, то взглянув в Петровский переулок мы увидим классический особняк в стиле послепожарной Москвы, который стоит торцом к переулку и фасадом во двор.
Альбом: Петровский переулок

Его реставраторы называли дом загадка.

В середине 1980-х годов реставраторы института Спецпроектреставрация (Гл. архитектор проекта реставрации И.Г. Серова, автор исторической справки Е.И. Острова) открыли, то особняк, который считался построенным для своей семьи в 1830-е годы Осипом Бове, на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей он 17 века.

Вот их описание - Парадный фасад древних палат через двор, обнесенный забором, выходил в некогда существовавший Трубецкой переулок, который шел параллельно Б. Дмитровке. Трубецким он назван потому, что вдоль него были обширные владения Трубецких.
Массивное здание из красного кирпича построено "покоем". Причем лицом он был обращен к Высокопетровскому монастырю.

В свое время жилые палаты были перекрыты кирпичными сводами. На верхний этаж вели, по всей видимости, наружные деревянные всходы красного крыльца, как принято было в 17 столетии. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом.
Высокие окна обрамляли пышные наличники из резного белого камня.

По бокам оконных проемов стояло по колонке, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Завершался наличник эффектным, 2разорванным" посередине фронтоном с затейливой вставкой в центре. В общем типичное нарышкинское барокко.

Так кто построил этот дом.
Я не буду здесь перепечатывать все версии и их доказательства.
Но скорее всего заказчиком и строителем этого красавца был Патриарх Адриан и палаты скорее всего построены в промежуток 1690-1700. т.к. в этом году патриарх скончался, что дало Петру право упразднить патриаршество и учредить Синод.

Итак вот он строитель и первый владелец палат.


После его смерти возможно его двор отписал на себя Петр I, а затем пожаловал его стольнику Дмитрию Протасьеву. У вдовы его племянника М.А. Протасьева Феклы в 1731 году князь Алексей Юрьевич Трубецкой купил эти палаты. Его жена Анна Львовна ур. Нарышкина (двоюродная сестра Петра I, дочь Льва Кирилловича брата царицы Натальи Кирилловны), получила в наследство от батюшки соседний участок.



В 1766 и 1774 ее сын Иван Алексеевич Трубецкой занимается переустройством старого дома, он к тому времени требовал ремонта. К тому времени относится план владения, который выдала Трубецкому Полицейская канцелярия. Он требовался для переустройства.
С приходом к власти Петра III дворянство получило вольность и многие уехали жить из первопрестольной в Москву и перестраивают свои особняки по требованию своего времени. Живут здесь в богатстве и роскоши.
Фасады дворцов украшались колоннадами, внутри непременно анфилады парадно убранных комнат.
В "Кратком руководстве к гражданской архитектуре или зодчеству", изданном в 1789 г. говорилось: "Апартаменты назначаются или для фамилии, или для гостей, или для великолепия".
Согласно этим указаниям Трубецкие и перестроили древние палаты. Была произведена перепланировка помещений, изменили расположение окон и дверей. На стенах были лишь легкие лепные украшения в виде розеток или барельефов в углублениях. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно.

В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания был устроен главный зал. Дом был богато декорирован.
Словом дом Трубецких был отстроен не хуже, чем у других вельмож их ранга.
В начале 19 века домом уже владеет сын Ивана Алексеевича Алексей Иванович, который был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой, дочери профессора С.Е. Гурьева.
Дом чудом уцелел во время пожара Москвы 1812 года.
А через несколько месяцев после изгнания французов в заграничном походе 3 февраля 1813 г. под Лейпцигом погиб князь А.И. Трубецкой. И дом достается его вдове.

В 1816 году она вступает во второй брак с 32- летним известным архитектором Осипом Ивановичем Бове.

Этот брак наделал много шума в Москве. Свет не мог простить княгине такого поступка. Мыслимое ли дело: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей выходит замуж за архитектора. Княжна Туркестанова писала в=своему корреспонденту: Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят лишь бы выйти замуж.
Но тем не менее они поженились и Осип Иванович перебрался из своего дома в Пименовском переулке в особняк жены. И прожил здесь всю оставшуюся жизнь. И именно здесь он создал все свои гениальные проекты по застройке послепожарной Москвы.
В 1833 году Осип Бове на участке жены строит особняк для семьи новый дом(теперьешний дом. №8). Небольшой двухэтажный дом с двумя входами, благодаря чему он мог использоваться как доходный.

И в 1830 году свой старый особняк(перестроенные палаты Адриана)с большой частью участка супруги продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову.

Еще до продажи они этот дом сдевали внаем. в 1827-30 гг. у них его нанимал и жил в нем один из создателей ранней преддекабристской организации "Орден русских рыцарей" генерал-майор М. А. Дмитриев-Мамонов.

Дмитриев-Мамонов в 1812 г., будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался на свой счет набрать, обмундировать и вооружить целый полк. Тогда в начале Отечественной войны, как писал А. С. Пушкин в своем неоконченном романе "Рославлев", "везде повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего всем своим состоянием. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених". Он был назначен шефом полка в чине генерал-майора и за участие в сражениях при Тарутине и Малоярославце был награжден золотой саблей с надписью "за храбрость".
У него рано обнаружились признаки душевной болезни, которая послужила причиной взятия в опеку его имения. Прожил он долгую жизнь и погиб на 73-м году, когда на нем случайно загорелась рубашка, облитая одеколоном.
В это время супруги жили у Нескучном у графини Анны Алексеевны Орловой. Бове надлежало кое-что сделать для графини. А свой дом они сдали опекунам Мамонова за 6 тысяч рублей ассигнациями.

Но возвратимся к истории дома. Ротмистру не под силу было содержать такой большой дом и он в 1840-е годы богатому купцу и золотопромышленнику,меценату П.В. Голубкову.
Сохранилось описание дома, сделанное этнографом П. И. Небольсиным. Здесь находились картинная галерея с произведениями Рубенса, Греза, Тенирса и коллекция различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.
В 1855 году П.В. Голубков скончался. Личные бумаги его исчезли бесследно, коллекция рассыпалась по разным местам.
После его смерти дом на некоторое время перешел в руки некоей П.И. Кушакевич.
В конце 1850-х его владелицей становится М.Б. Спиридонова. Она была женой коммерции советника грека Владимира Христофоровича Спиридонова. Они были известны как благотворители. Являлись пожизненными попечителями Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества.
В 1868 году Спиридоновы задумали грандиозный ремонт особняка. Но по каким то причинам был ненадстроен третий этаж, а особняк к 1880му году приобрел тот облик, который нам знаком. С мезонином и подвалом.
В 1898 году после смерти супругов дом оказался на два года в руках купца Е.П. Чихачева.
Но в 1900 году дочь Спиридоновых генерал-майорша М.В Сокол вернула родительский дом себе.
И эта вся история усадьбы до революции.
В 1920-х гг. тут помещался Всерокомпом - Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был М.И. Калинин.
Около десяти лет в этом доме прожил известный певец Г. М. Нэлепп.

После реставрации в особняке разместился Музей Большого театра. И его стоит посетить, чтобы увидеть чудесно сохранившееся и отреставрированное убранство особняка.

А теперь про соседний дом.

Первоначально этот дом (№ 8) был построен супругами Бове для себя, но уже в нашем столетии небольшой ампирный дом был совершенно неузнаваемо перестроен. В 1902 году архитектор И.А.Иванов-Шиц перестроил его в модном в то время стиле модерн. Отличительные признаки нового стиля - мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами - характеризуют декор эпохи модерна конца XIX - начала XX в.





Дом был построен для богатого бакинского купца, одного из нуворишей капиталистической Москвы Н. А. Терентьева, с необыкновенной роскошью - в газетах писали об обстановке, заказанной в Париже и стоившей сотни тысяч франков.

Позднее дом был надстроен двумя этажами, никак не гармонирующими с его отделкой.
В середине 1920-х гг. в здании находилась посольство Мексики, потом - редакция глянцевитого пропагандистского журнала "Советский Союз".
Кто сейчас занимает его я не помню. Кажется тоже что-то связанное со СМИ.

И напоследок полюбуемся еще моим любимым модерном.

Какие девушки!!






На этом я закончу сегодня описание истории владения Адриана - Трубецких - Бове - и.т.д.

Использовани материалы книги Л.И. Даниловой из серии "Биография московского дома"
А так же моя любимая книга Романюка про переулки Москвы.

Ирина, замечательная работа, прочитал запоем )
Что-то когда-то слышал про перестройку этого классического дома из древних палат. Но полностью позабыл, где это все происходило. Спасибо - напомнили!
И очень характерная деталь обратила на себя мое внимание - о женитьбе знатной дамы на каком-то там, стыдно произнести - архитекторе. Просто - кошмар ......)
Ведь мы сегодня и представить себе не можем, что не только в 18, но и в 19 веке аристократия презирала всякий труд - художника, музыканта, скульптора, архитектора..... А уж быть предпринимателем, владельцем завода и все в таком роде - да это неслыханное дело, не принимать его, не приглашать .... ату!
Аристократы могли быть архитекторами и композиторами - пример Николая Львова, поэтами - Пушкин и Державин, музыкантами и певцами - во всех гостиных играли и пели профессионально. Но становиться профессиональными художниками, архитекторами и певцами - фи.
От того и Пушкина называли бездельником.

А Державина и Львова ценили как государственных деятелей
Спасибо, за такой информативный материал, много интересных подробностей!
)))
Было у меня когда то столько времени, что можно было такие посты писать))
Да, у Вас именно очень интересный исторический материал, - я всегда узнаю что-то для себя новое )