archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

Весеннее Валуево

Оригинал взят у pavleg в Весеннее Валуево
Солнечный и теплый воскресный день - лучшее время для толкотни в пробках знакомства с архитектурным наследием ближнего Подмосковья. В центре внимания - сравнительно неплохо сохранившийся образец характерной для рубежа XVIII-XIX веков усадьбы, приспособленный нынче под ведомственный санаторий.


Известное еще с XIV века, как вочтина бояр Валуевых, поселение находится в 30-ти верстахах к юго-западу от Кремля на левом берегу речки Ликовы. Изначально село именовалось, как Покровское или Настасьино, а нынешнее название официально закрепилось лишь после отмены крепостного права.

Неоднократно менявшее хозяев имение досталось в конце XVIII века «светской львице» допожарной Москвы Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной (урожденной Волконской), при которой и был устроен существующий усадебный комплекс.

Проникнутый единым архитектурным замыслом классицистский ансамбль отличается цельностью и гармоничностью форм. Центральное ядро усадьбы образуют главный дом с флигелями, симметричные корпуса конного и скотного дворов, а также два слжебных флигеля по бокам от парадных ворот.

Двухэтажный с бельведером главный дом был выстроен в 1810-11 годах из дерева - кирпичный здесь лишь цокольный этаж и его своды.

Оштукатуренные «под камень» фасады украшены шестиколонными ионическими портиками, внутри которых на уровне второго этажа устроены балконы.

В 1812 году усадьбу «посещали» отступающие из Москвы по Старой Калужской дороге части французской армии.

Отдельные части главного дома изменялись в ходе обширных ремонтных работ, проводимых в конце XIX века тогдашним владельцем имения нуворишем Дмитрием Семеновичем Лепёшкиным.

В ходе реставрации 1962-64 годов дому попытались вернуть первоначальный вид, ликвидировав пристройки конца XIX века и обновив декор фасадов, на котором теперь доминируют гипертрофированные наличники окон первого этажа.

Сквозными галереями-колоннадами главный дом соединяется с парными флигелями постройки конца XIX века, в одном и которых размещалась кухня, а в другом - крепостной театр.

Вскоре после строительства главного дома флигели были реконструированы в соответствии с его архитектурой. Нынче любопытно, что северный флигель выкрашен в розовый цвет, тогда как остальные части комплекса имеют охристую окраску.

За усадебным домом к берегу реки спускается просторный ландшафтный липовый парк.

В 30-х годах XIX века в парке был устроен каскад из трех прудов: верхнего - Красного, среднего - Золотого и нижнего - Темного.

В советские годы вдоль каскада было устроено некое подобие набережной или пирса...

Посереди реки на насыпном островке была устроена беседка, к которой от берега вела лестница. Островок сохранился, а вот беседка исчезла.

В парке сохранился напоминающий царскосельский музыкальный павильон «Охотничий домик», выстроенный в конце XVIII века.

Внутри находились зал и две небольшие комнаты, однако сейчас павильон законсервирован.

Ниже «Охотничего домика» устроен облицованный диким камнем грот с арочным входом, также пребывающий сейчас не в лучшем виде.

Второй валунный грот с тремя арочными входами находился на склоне возле верхнего пруда - сохранились лишь его остатки.

В ходе прогулки по парку обнаруживаем в одном из его уголков стилизованную под классицизм водонапорную башню...

...что была выстроена в ходе реконструкции усадьбы уже упомянутым выше Лепёшкиным в конце XIX века.

Из остальных усадебных построек стоит отметить поставленные напротив флигелей главного дома идентичные здания конторы (на фото) и дома управляющего, что были выстроены в начале XIX века. Эти одноэтажные с мезонином кирпичные домики в стиле классицизма обладают скромным, но характерным архитектурным убранством.

Не менее любопытны поставленные по углам усадебной ограды со стороны шоссе круглые романтично-готичные башни, возведенные в 30-х годах XIX века и имевшие изначально краснокирпичный с белокаменным декором вид.

Завершаем знакомство с усадьбой осмотром парадных ворот, что украшены изваяниями оленей (самца и самки на фото справа и слева, соответственно).

На этом у меня все, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.

При написании поста использовались:
1. Памятники архитектуры московской области. Том I - Москва, 1975 г.;
2. Статья А.Колосовой «Усадьба Валуево и ее владельцы».
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Ближнее Подмосковье
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments