Главный забор Российской империи

Оригинал взят у archistorik в Главный забор Российской империи
Фотографии Московского Кремля, снятые И.Ф. Барщевским в 1880 – 1890х годах, я увидел впервые много лет назад, и вначале взирал на них с восхищением и некоторым удивлением.

Восхищение вполне понятно.

№8

А вот удивление вызывала высокая металлическая ограда, которая отделяла пространство Соборной площади от всей остальной территории Кремля во второй половине XIX и вначале XX в.
Вот об истории этого  «ЗАБОРА» мне и хотелось бы немного поговорить.

Для большей наглядности я показываю не сами фотографии И.Ф.Барщевского, на сегодня они общеизвестны. А только отдельные фрагменты этих фотографий, где ограда видна крупным планом.

№1

1 фрагмент - Вот крупным планом ограда, соединявшая Благовещенский собор с Архангельским.
Меня удивила не сама ограда, как изделие искусства, а то, как она расположена
на генеральном плане Кремля. Это "втыкание" ограды в стену Благовещенского собора
(напомню - древнейшего памятника архитектуры Москвы), и то, что ограда "рассекла" собор
на две части - вот это обстоятельство меня несколько и озадачило

Когда была сооружена ограда?
Появление «забора» произошло вместе с окончанием строительства БКД и Оружейной палаты по проекту К.Тона. Тогда оба эти здания соединила ограда - творение того же автора. И Соборная площадь в те же годы тоже была окружена такой же оградой, они абсолютно одинаковы по своему рисунку. Но если первая ограда связывала два здания, выполненных в одном стиле и была в определенной степени оправдана и гармонична, то появление «забора» вокруг Соборной площади уже вызывает некоторое недоумение.

№2

2 фрагмент - Ограда, соединявшая Архангельский собор с Колокольней Ивана Великого.
И снова караульные будки при входе на Соборную площадь.

№6
Очень колоритная открытка! На ней видна вся ограда между Архангельским собором
и Колокольней Ивана Великого издали, с середины Ивановской площади.

№3
3 фрагмент - Успенский собор «за забором»……..
весьма непривычная картина для нашего современника

Впрочем, с чисто функциональной точки зрения, отделить Соборную площадь от всей остальной части Кремля в те годы, то есть во второй половине XIX века, аверное - было оправдано. Ведь Кремль был открытой территорией, по которой каждый извозчик мог свободно проехать. А вот Соборная площадь уже трактовалась как место придворных церемоний. И вот поэтому мы видим караульные будки при входе на Соборную площадь – мол, не для всех тут место! И так получается, что внушительный забор соединял все четыре здания Соборной площади – Благовещенский собор, Архангельский, Колокольню и церковь Двенадцати апостолов – и отгораживал Соборную площадь от площади Ивановской.

№4    

4 фрагмент - И еще одна ограда, соединявшая Колокольню Ивана Великого
с Церковью Двенадцати апостолов

генплан-2

Фрагмент Хотевского плана, 1852 г. Цветом выделена ограда вокруг Соборной площади

Какой можно сделать вывод из всей этой истории? Да очень простой. Прихватывая «заборами» к новому зданию БКД и всю Соборную площадь, авторы проекта как бы подчеркивали главенствующую роль БКД в ансамбле Кремля. Главное, мол – Большой Кремлевский Дворец, а уж к нему слева привязана Оружейная палата, а справа Соборная площадь. Предельно «имперское» толкование значимости отдельных сооружений Кремля. И в этом толковании древнейшим памятникам архитектуры Кремля отводилась совсем не первая роль.

№7

Сколько лет простояла ограда?
Ограда просуществовала несколько десятилетий, начиная приблизительно с 1850 года. Окончательно Кремль распрощался с этой красивой, но нелепой решеткой в 1920х годах.

И, на мой взгляд - это было абсолютно правильное решение. После разборки ограды центральная часть Кремлевского ансамбля – Соборная и Ивановская площади - вновь объединились в общее архитектурно-пространственное решение с главной доминантой в центре – Колокольней Ивана Великого. Такими они и были на протяжении столетий.

И такими, надеюсь, останутся на века.........:))

......................................................................................................
В статье использованы фотографии И.Ф.Барщевского,
сегодня они хорошо известны любителям Русской архитектуры.
Что бы более четко показать отдельные сооружения, относящиеся к теме данной статьи,
мне пришлось выделить фрагменты.
Открытки с сайта Паству.