Дом Штегельмана (наб. Мойки, 50)

Продолжим прогулку по РГПУ им. Герцена. Пройдя вдоль Мойки мимо дворца Разумовского и учебного корпуса Сиротского института (к этому корпусу мы еще вернемся, когда будем говорить о постройках Плавова), мы подходим к дому (или дворцу) Штегельмана. За исключением надстроенного этажа, дом этот сохраняет свой внешний облик все с тех же 1760-х годов, являясь еще одним ярким памятником петербургского раннего классицизма. Однако, если архитектура дворца Разумовского имеет французские корни, то здесь истоки другие.



В своей основе дом даже немного старше — он был построен в начале 1750-х годов Растрелли. Кстати, Растрелли же строил дом (но деревянный) на месте будущего дворца Разумовского; а если вспомнить, что соседний участок на углу Невского и Мойки занимает Строгановский дворец, то можно только подивиться размаху деятельности обер-архитектора, застраивавшего город чуть ли не целыми кварталами.
После смерти первого владельца, того самого Штегельмана, дом перестраивается в 1765-68 для Григория Орлова. По поводу автора нового облика дома есть разные версии. Наиболее обоснованная принадлежит, на мой взгляд, А.Е. Ухналеву (см. статью «Неизвестные постройки Антонио Ринальди в Санкт-Петербурге и Гатчине» в сборнике «Архитектурное наследство», №48). Как можно догадаться из названия статьи, Ухналев считает, что перестройкой дома занимался Ринальди, в те годы много и успешно сотрудничавший с Орловым (Гатчинский и Мраморный дворцы).









Интересно, что Ухналев указывает на мощно звучащую римскую тему на фасаде дома — цитату из микеланджеловского Palazzo dei Conservatori.


Palazzo dei Conservatori, фото из Википедии