Дом с мезонином на Пречистенке



Известно, что Пречистенка - настоящий музей градостроительства Москвы конца XVII - начала XX веков. Здесь сохранились особняки, по которым мы и можем себе представить, что такое московский стиль. Пока Пречистенка остается таким музеем - здесь всегда найдётся, что включить в коллекцию самых красивых домов Москвы. Например, Пречистенка, 35 - усадьба Самсоновых-Голубевых, построенная в 1813-1817 годах. Если не знать заранее, трудно догадаться, что этот дом с мезонином - деревянный.
1. Дом выстроен на каменном основании - полуподвале, и оштукатурен. Ансамбль усадебного дома дополняет и каменный флигель слева, построенный в 1836 году на фундаментах строений XVIII века, и въездные ворота, правый флигель усадьбы не сохранился.




2. Главный усадебный дом в стиле ампир оформлен шестиколонным портиком коринфского ордера. Дом является объектом культурного наследия федерального значения.




3. Украшением особняка служит великолепная лепнина и шесть каннелированных коринфских колонн. Колонны поддерживают лепной орнаментальный фриз под фронтоном здания.




4.




5.




6.




7. Слева сохранились каменные ворота XIX века.




8. В 1820 году усадьба была приобретена надворным советником камер-коллегии Петром Александровичем Самсоновым, жившим по соседству. Впоследствии все здания во владении несколько раз переделывались, в частности профессором Московского университета А.А. Альфонским (1860-е годы), без изменений красной линии Пречистенки.
Значительная перепланировка территории с устройством квартир была сделана для последних владельцев усадьбы баронов фон Мекк по проекту инженера У. Дравульского. Крупный российский железнодорожный магнат Николай Карлович фон Мекк после приобретения (по некоторым источникам в 1911 году) владения разместил здесь конторы, гаражи и жилье для своих служащих.




Николай Карлович происходил из семьи строителя Московско-Рязанской железной дороги Карла Федоровича фон Мекк. Московско - Рязанская железная дорога в будущем станет Московско-Казанской. Не имея специального инженерного образования, Николай решил пойти по стопам отца с самых низов - устроился конторщиком в Николаевскую железную дорогу. В 1891 году он стал самым молодым Председателем правления Общества Московско-Казанской железной дороги и трудился в этой должности до национализации 1917 года. Он сосредоточился на проведение изыскательских работ в области паровозостроения и сопутствующих агрегатов. При непосредственном участии Николая Карловича в России появился первый вагон-рефрижератор. Он был женат на племяннице Чайковского - Анне Львовне Давыдовой. Остался в России, работал в Госплане представителем от Наркомата Путей сообщения. Репрессирован - расстрелян в 1929 году как вредитель, реабилитирован только в 1990 году.


Слева направо: 1 фото - Карл Фёдорович фон Мекк, один из основоположников российского железнодорожного транспорта; 2 фото - барон Николай Карлович фон Мекк; 3 фото - барон Александр Карлович фон Мекк, член правления Общества Московско-Казанской железной дороги; фото внизу - Рязанский вокзал, 1888 г. Фото:public domain/wikipedia

Нет, дорогая Галина Николаевна, в самом главном Вы ошибаетесь. Это не «шедевр деревянного зодчества» и не «деревянное строение старой Москвы».
Все смешалось у Вас, ну совсем как в доме Облонских. ….. )))
Попробую немного разъяснить, в чем тут дело.
Москва XVIII века и первой половины XIX века – это действительно город с деревянной застройкой. И почти весь Московский классицизм состоит из домов, которые в основе своей – деревянные. И ампирные особняки тоже чаще всего имеют деревянную основу. Но это относится только к конструкции здания. И никак не относится к АРХИТЕКТУРЕ.
Потому что это - архитектура эпохи Классицизма. И то, что внутри дома состоят из бревен и досок – еще не дает права называть архитектуру этих домов «деревянной».
Также как стальной каркас высотных зданий (например, высотка МГУ) не является основанием называть их стальными или железными зданиями. И три четверти современных кирпичных домов имеет внутри себя тоже железобетонный каркас, но называем мы их – кирпичными. Думаю, что примеров я привел достаточно. И что наши уважаемые читатели меня поймут.
А деревянный ампир потому и деревянный, что это видно невооруженным взглядом )
Сегодня в нашем Журнале деревянный ампир очень широко представлен - https://architectstyle.livejournal.com/tag/6.1%20-%20%22%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%22
И после всех красивых слов, которые сопровождали эту работу на Вашем персональном сайте, прошу Вас подумать, и немного подкорректировать работу, приведя ее в соответствие с историко-архитектурными метками в Журнале.
Понятно, Григорий Васильевич! Спасибо - всё поправила!
Насчёт шедевра - это я для красного словца. Звучит-то красиво:)
Да, звучало очень пафосно!
И очень эффектно, особенно для тех, кто далек от понимания архитектуры...)
Но мы с Вами создаем НАСТОЯЩИЙ сайт об архитектуре. И нам приходится держать планку на высоком архитектурно-художественном уровне.
Спасибо за взаимопонимание ))))
Отличный пример нормального сотрудничества!
Сегодня в Москве довольно много старинных домов, на которых проведена хорошая и грамотная реставрация. Это вдвойне радует, так как мы все хорошо помним черный беспредел новоделов в "нулевые" годы.
На этом доме особенно радуют чистые детали отделки, а ведь из мелочей тоже складывается общий облик здания.
Спасибо за яркий и красивый отчет ))
Да, сейчас многие здания в центре как будто предстали вновь, и их видишь как впервые:)
Я всё удивляюсь - ходила-ходила мимо много лет, и не замечала такую красоту!
Невольно вспоминается фраза - а ведь могут .... если захотят ))