Дом в старинном переулке



    Небольшой, удивительно уютный особнячок начала XIX столетия, известный как дом Палибина (по фамилии первого владельца). С полным правом можно сказать, что это одна из типичных жилых построек послепожарной Москвы. Высокое архитектурное качество фасадов и открытия, сделанные при исследовании интерьеров, позволяют предположить авторство одного из высокопрофессиональных архитекторов начала XIX века.
    Застройка улиц Москвы небольшими особняками с характерными оградами и воротами для въезда во двор, где по традиции располагался вход в здание, придавали городу неповторимую прелесть и своеобразие. Миниатюрный особняк с садом, с дворовыми постройками - пример жилого дома, дающий представление об укладе жизни небольшой дворянской семьи.
     Дом Палибина одноэтажный, на кирпичном фундаменте, с каменным полуподвалом, в котором первоначально располагалась кухня. Построен особняк из дерева, но, как и многие другие дома этого типа, выполнен в формах классической каменной архитектуры. Неизвестный зодчий образно воплотил в нем основные качества архитектуры небольших жилых домов послепожарного строительства в Москве: добился сочетания интимности и представительности.
     Исключительно привлекателен фасад дома. Повышенная по центру рустованная стена завершается фронтоном, украшенным большим полукруглым слуховым окном. В широкое обрамление этого окна вкомпанованы красивые лепные детали. Две изящные пилястры подчеркивают центральную ось симметричного фасада.
     Первоначально фасад дома был светло-бирюзового цвета. Лепные детали над окнами представляют собой оригинальные композиции из медальонов, гирлянд, факелов, акантов. Очень красива вкомпанованная в медальон голова медузы Горгоны.
Построенный в 1818 году, дом этот неоднократно перестраивался прежними владельцами. В середине XIX века его капитально отремонтировали и сделали двухэтажную пристройку со стороны двора. В таком виде особняк простоял почти сто лет.
     В начале 1980-х годов из дома отселили жильцов, и реставраторы архитектурно-реставрационной мастерской №7 института Спецпроектреставрация приступили к исследованию его состояния. Особых неожиданностей не предвиделось, так как считали, что дом достаточно хорошо изучен. Предполагалось только произвести укрепляющий ремонт конструкций, расчистку фасадов, реставрацию лепнины. Но старинный московский дом преподнес сюрприз, какого не ожидали даже бывалые реставраторы.



     Во время исследования парадных комнат под слоем штукатурки и верблюжьего войлока показалось цветное пятно. Реставраторы осторожно расчистили участок стены и застыли в изумлении. В небольшом зондаже, словно в окошке, появилась часть необычного букета с яркими цветами и лентами. Он был нанесен на белой бумаге клеевыми красками. С удвоенным вниманием стали расчищать различные участки стен и потолка. В одной из комнат появились нарядные многоцветные гирлянды из цветов и фруктов, их поддерживали упитанные розовые младенцы, так называемые путти. В другой комнате стены оказались расписанными розетками, маскаронами, военными атрибутами - живопись, сдержанная по цвету, имитирующая лепные украшения. Эта манера носит название гризайль.





     Началось скрупулезное исследование дома Гавриила Палибина, продолжавшееся долгие месяцы. Оказалось, что потолки и верхняя часть стен четырех парадных комнат имеют роспись по бумаге, прекрасно сохранившуюся под "компрессом" из верблюжьего войлока и штукатурки. Поверхность стен покрыта более скромной росписью, как бы имитирующей обои.
На этом неожиданности не кончились. В процессе исследований выяснилось, что под расписными обоями имеется ещё один бумажный слой. Им оказались какие-то списки, письма, хозяйственные счета, написанные коричневыми орешковыми чернилами. Вероятно, их наклеили в качестве подкладки.
     Перед реставраторами живописи встала ещё одна сложная задача: необходимо было не только восстановить и сохранить прекрасную живопись парадных комнат, но и попытаться прочитать документы "подкладочного" слоя, которые могут представлять исключительный интерес для специалистов. Для этого надо разъединить, или, как говорят реставраторы раздублировать два склеенных бумажных слоя, не повредив текст и живопись. Задача исключительно сложная, требующая ювелирной точности.
     Общее восхищение вызвала изразцовая печь. Её обнаружили в кладовке под деревянной лестницей, ведущей на второй этаж, под слоем наклеенных старых газет. Зеркало печи собрано из изразцов различного времени и цвета. Их рисунок интересен: сидящий на белом коне кавалергард в полной парадной форме с саблей наголо, на ногах у него высокие ботфорты, а медная каска украшена пышным плюмажем. Этот сюжет, вероятно, навеян воспоминаниями об Отечественной войне 1812 года, которые были свежи в памяти москвичей. На других изразцах цветы: ирисы, орхидеи и даже репейник. Между листьями прячутся причудливые птицы и звери, среди которых маленький лев, похожий на добродушную дворовую собаку. Или вот сказочный замок или средневековый город, заключенный в круглый медальон. Такую пестроту сюжетов можно объяснить тем, что во время перестройки в сороковых годах XIX столетия печи в доме перекладывали. Старые печи разобрали, а новые сложили по тогдашней моде из крупного белого кафеля. Сохранившиеся расписные изразцы от разных печей употребили на облицовку печи в подсобном помещении.



     Исследовав особняк, реставраторы столкнулись с загадками: кто участвовал в строительстве и оформлении интерьеров дом? Архивные поиски позволили установить, что первый владелец дома Палибин был коллежским советником, членом Московской межевой канцелярии. Гавриил Палибин - личность, историкам неизвестная. Каким образом этот чиновник привлек к работе над своим жилищем первоклассных мастеров - архитектора и живописца - неясно. О том, что в создании дома участвовали большие мастера свидетельствует высокий художественный уровень архитектуры и живописи, обнаруженной в интерьере.

-----------------------
В.Резвин "Дом в старинном переулке" 1987г., "Московский рабочий"
Интересная статья!
Еще интереснее то - что я подумал, что здание расположено где-то в арбатских переулках. Ну, вот так показалось :))
А оно оказывается на Плющихе ..... век учись )
Спасибо!
Наверное подобных домов было много в Москве. Этому повезло уцелеть и донести до нас имя первого владельца!))
ПОЧТИ РОДНОЙ
Пользователь such_a_man сослался на вашу запись в своей записи «ПОЧТИ РОДНОЙ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дом в старинном переулке [...]
прекрасная запись. Дом 19 на Пятницкой улице в этом же стиле.
Милые особнячки старой Москвы. Сегодня каждый такой дом - это сама история :)
А дом Палибина оказывается есть в "Памятниках", и о нем написано, что это один из немногих памятников московского деревянного ампира. Увидел - и решил добавить информацию.
Вот планировка дома -

Дом Палибина-план.jpg
Получается, что в доме есть анфилада залов, или лучше сказать - комнат, которые расположены вдоль восточного фасада и смотрят окнами во двор. И в составе этой анфилады есть еще и две колонны с арочкой. Все очень красиво, настоящая классика старой Москвы!
Вот какой интересный дом Вы обнаружили :)
Интересно, всё же, какая сила сохранила дом. Эту загадку, увы, сейчас не разгадать.