galik_123 (galik_123) wrote in architectstyle,
galik_123
galik_123
architectstyle

Categories:

Особняк баронессы фон Мекк на Мясницкой

Оригинал взят у galik_123 в Особняк баронессы фон Мекк на Мясницкой


Возвращаемся на Мясницкую улицу. Рядом с великолепными дворцами в стиле классицизма - усадьбой Барышникова, дом №42, и особняком Лобанова -Ростовского, дом №43, не теряет своего лица скромный, но нарядный светло-зелёный особняк в стиле барокко - дом №44. Сегодня главный дом усадьбы Л.К. Нарышкина - Н.Ф. фон Мекк - Н.Д. Стахеева может показаться небольшим, но сейчас, как и триста лет назад, в общем ансамбле Мясницкой он занимает достойное место. Этот дом часто называют "домом трёх композиторов" - Листа, Дебюсси и Чайковского.
До баронессы фон Мекк владельцев особняка было очень много - он переходил из рук в руки. С конца XVII века земельный участок от нынешнего Малого Харитоньевского до Большого Козловского, объединяющий современные владения 44 и 46, принадлежал Льву Кирилловичу Нарышкину, дяде Петра I.Затем владельцами были Г.Ф. Вишневский, П. Я. Голицын, Ф.В. Новосильцев, А.А. Урусов. В 1809 году А.А. Урусов продал имение Прасковье Николаевне Бутурлиной, которой пришлось восстанавливать его после пожара 1812 года.
С 1826 года усадьба находилась во владении сенатора А.А. Арсеньева. Предполагается, что в его бытность в доме бывали поэт Александр Пушкин (1828-1832). В это же время здесь не раз музицировал знаменитый венгерский композитор Ференц Лист. В 1847 году Арсеньевы продали свою усадьбу купцу Ф.Е. Белоусову, который в 1849 году сразу после перестройки продал дом купцам Харитовым. Почти каждый владелец что-либо менял в облике дома и всей усадьбы, был возведён ряд дополнительных строений, а внешний вид главного дома изменялся от раннего барокко к классицизму и даже ампиру.
В 80-х годах XIX века здание перешло в собственность удивительной женщины - баронессы фон Мекк. В течение всей своей жизни Надежда Филаретовна фон Мекк занималась меценатством, она покровительствовала молодым музыкантам, многие из них бывали в ее доме. Одно время в семье фон Мекк домашним пианистом и преподавателем музыки для детей был молодой французский музыкант Клод Дебюсси, ставший впоследствии знаменитым композитором. В течение двух лет Дебюсси периодически занимался с детьми фон Мекк. Это знакомство с баронессой, несомненно, продолжилось бы, если бы не одно обстоятельство: Дебюсси влюбился в одну из дочерей фон Мекк, Соню, и решился просить ее руки, но получил от Надежды Филаретовны отказ и предложение немедленно уехать.
Особую роль сыграла Надежда Филаретовна в жизни Петра Ильича Чайковского, который часто останавливался в этом доме. Трудно предположить, как сложились бы жизнь и творчество Петра Ильича без финансовой поддержки фон Мекк, но можно с уверенностью сказать, что она подарила миру гений Чайковского.




Основной этаж постройки расположен над цокольным этажом, обработаным горизонтальным рустом. Фасад разделен пилястрами. Облик дома дополняет парапет над карнизом, мелкие балясины которого создают контраст по масштабу крупным пилястрам и наличникам второго этажа. Портик венчает полукруглый фронтон. Все эти элементы свойственны архитектуре эпохи барокко.




Декор верхнего этажа дома разнообразен. Окна второго этажа выше и богато украшены затейливыми наличниками. Окна центральной части заключены в лучковые наличники с полуциркульными завершением, окна боковых частей фасада украшены "ушастыми" наличниками с треугольными фронтончиками.




Центральная часть здания выделена коринфскими пилястрами с изящными капителями.




Угол дома офомлен коринфскими пилястрами.




Мемориальная доска напоминает о том, что в этом доме создавал свои шедевры великий композитор Пётр Ильич Чайковский.








В 1895 году здание перестроили уже по проекту архитектора Михаила Бугровского для нового владельца, миллионера-купца Николая Дмитриевича Стахеева. который приходился племянником художнику Ивану Шишкину, был успешным золотопромышленником и меценатом, коллекционером и любителем живописи. В этот период главный вход в особняк был перенесён в Малый Харитоньевский переулок, где он так и остался до сих пор.




Стахеев подошел к новому владению с присущей купцам расчётливостью и занялся активным расширением полезной жилой площади усадьбы, он пристроил к главному дому дополнительные строения со стороны двора и организовал в них доходный дом. Последним владельцем дома в 1910 году усадьба стал потомственный почетный гражданин К.Ф. Тахтамиров.




После революции в этом доме, как и во многих других жилых домах на Мясницкой улице, организовали коммуналки. В 1970-х годах жильцов расселили, и здание отдали под конторские службы Бауманского райсовета. Дом ветшал и к концу 1990-х был уже в безнадежном состоянии.




В 1995-1997 годах была проведена комплексная реставрация усадьбы, во время которой дому вернули первоначальный барочный облик. Сегодня его зеленые, мягкого оттенка стены снова украшает изящный лепной декор.




Особняк Фон Мекк - объект культурного наследия федерального значения.



Tags: 3. Стиль БАРОККО, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment