Георгиевский собор В Юрьеве-Польском (резьба по камню)

    Оригинал взят у sergeyurich в Георгиевский собор В Юрьеве-Польском (резьба по камню)

  Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.




    Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.




    В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал. На её месте четыре года спустя соорудили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью. Такой же точки зрения придерживаются современные исследователи.

Реконструкция первоначального вида собора (Сергей Заграевский):




    Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
    В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.

    В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
    После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).

    Восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках.




    Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности, об этом с сокрушением писал Никодим Кондаков. Впервые предложил освободить древний храм от пристроек XVIII—XIX веков протоиерей Александр Знаменский, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год. Вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году), однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.

    В 1923 году храм был закрыт. В 1923—1936 годах колокольня, ризница и тёплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Последующие реставрации собора проводились в 1957—1960 и 1980-х годах.




    Особого внимания заслуживает резьба по камню, украшающая храм. Вот лишь несколько деталей:




























    Источники: Википедия; фото: #Россия@medieval_architecture .



По этому собору существуют очень подробные исследования. И составлен полный перечень всех камней с рисунками. И есть проекты восстановления изначального вида собора - в котором все камни становятся на свои исторические места. Только это все теоретические реконструкции.
Реальный сегодняшний собор стоит в таком виде с перепутанными камнями уже сотни лет и давно стал памятником архитектуры.
Вот такие пироги ))
В том то и дело, что ныне существующий собор с перепутанными камнями сам по себе является памятником архитектуры. И очень важно сохранить его в таком виде!
А восстановление собора в его изначальном виде скорее всего обернется тем, что вместо исторического памятника мы получим очередной новодел, для которого разрушат то, что мы сейчас имеем (иначе как разместить все камни в правильном порядке?).
Очень надеюсь, что до этого не дойдет, и все разговоры о восстановлении первоначального храма так и останутся нереализованным проектом! Не нужно это!
Да я то с Вами полностью согласен, на все 100 )
Но вот многие по другому думают.
Вот например Звенигородский собор на Городке, который веками стоял с простой четырехскатной крышей.
И сегодня, кажется его уже переделывают на позакомарное покрытие....?
Зачем?!
Он (Звенигородский собор) и без того чудо как хорош!
Эти "реставраторы- реконструкторы" только вредят. Боюсь, что сохранившиеся в соборе фрески, авторами которых считаются Андрей Рублев и Даниил Черный, покажутся им слишком блеклыми, и они позовут современных богомазов, которые сделают "красиво"! Не дай бог!