Коломенский кремль. Прогулка 8. Брусенский монастырь. Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы Успенского Брусенского монастыря относится к памятникам шатрового зодчества, характерным для Коломны и Коломенского уезда.





Схема кремля и 8я прогулка (включая все предыдущие)

Чудом сохранился, вернее, сохранялся камень (он был обнаружен во время работ 1883 г. и погиб около 1960 г.). Закладной камень был вставлен во время этих работ в западную пилястру на северном фасаде Он гласит: «Лета 7060 (1552) поставлена бы сия церковь / Успения Пресвятыя Богородица при благоверном царе / и великом князе Иване Васильевиче и при епископе коломенском Феодосии». Нужно отметить, что до сего времени бытует несколько иное прочтение начала надписи: вместо «поставлена» читают «прославлена». . Такое прочтение вызвано, вероятно, тем, что предыдущими исследователями привлекалась не подлинная надпись, а прорись ее, хранившаяся в материалах ИМАО.



Каменный шатровый Успенский храм «бысть прославлен» в память победного похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году. Писцовая книга 1577/78 г. сообщает о следующей постройке на монастыре: «Трапеза камена почета делать, а не свершена». Храм относится к памятникам раннего шатрового зодчества и представляет собой редкий вариант этого стиля. Шатёр храма покоится прямо на четверике нижнего яруса, восьмерик второго яруса отсутствует. Фасады завершены рядом ложных закомар. Строгая архитектура храма подчеркнута декором: перспективные порталы, пояса поребрика в основании закомар, в карнизах алтаря и барабана.




В 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар. В пламени погибли не только кельи, но и четыре деревянные церкви, и только Успенский шатер остался не тронутым огнём. По причине тесноты после пожара к ней была пристроена малая трапезная с приделом святителя Иоанна Златоустого.



В 1763 году по высочайшему повелению прапорщиком А. Барановым была составлена опись Брусенского монастыря, его имущества и владений. По описи, состояние построек монастыря было неприглядным. Сам Успенский храм нуждался в срочном ремонте. «У оной церкви за много­прошедшими годами во многих местах великие расселены, на которое возобновление потребно денежной суммы 500 рублёв», – писал прапорщик Баранов. Шатёр храма был покрыт тёсом, а кирпичные стены внутри и снаружи выбелены. Главка была покрыта лещадью – фигурной кровельной черепицей. Венчал храм железный серебристый крест.







Опись Брусенского монастыря от 1701 г. свидетельствует: «В том же монастыре другая церковь деревянная теплая с трапезою во имя Иоанна Златоустаго» .Возможно, каменная трапезная так и была разобрана недостроенной. В Офицерской описи 1763/64 г. есть некоторые данные об архитектуре шатрового храма. Впервые упомянуты «два выхода (подвала) каменных длиною по четыре аршина, шириною по три сажени с аршином». О них – чуть позже.



В 1786 г. сообщается, что трапезная церкви Успения «згорела и строится вновь».На этой фотографии шатровый памятник изображен в том виде, какой он приобрел в результате работ, осуществленных на средства купца Ф.Я. Ермакова, известного коломенского благотворителя. Его сестра была игуменьей Успенского Брусенского монастыря. Очень может быть, что в числе этих монахинь, изображенных на фоне придела Всех святых, есть и его сестра. Она умерла незадолго до революции 1917 г.




В 1881 – 1883 годах на средства Флора Яковлевича Ермакова – известного благотворителя (сына Я.Я. Ермакова) – возобновлён старинный Успенский храм, а взамен разобранных ветхих приделов к нему приложена новая обширная трапезная в два света, а к ней уже пристроен двухэтажный корпус с двенадцатью кельями для престарелых и больных монахинь, живущих в обители.






Со временем церковь сильно обветшала. На снимке, сделанном после революции, видно, что состояние кладки и кровли очень плохое. Тем не менее, сохраняется тот вид ,который, был обнаружен сотрудниками Императорского археологического общества. Тогда был составлен акт о том, что многие детали из числа первоначальных сохранились. Однако исследовавшие этот памятник полагали завершение храма поздним. Снимок сделан после революции, когда здесь находился клуб местной тюрьмы. В монастыре было общежитие сотрудников, конвоиров, охранников.





В советское время храм был закрыт, однако в разные годы здесь проводились реставрационные работы.
Во время работ в 1970 г. начались исследования с наиболее разрушенного – западного угла южного фасада. Перед ним был образован некий карман парапета придела Всех святых. Придел Всех святых – это был коридор к южному порталу храма и мертвецкая, что можно определить по посвящению придела и по назначению пристроя, который представлял собой церковь при больничной палате Успенского Брусенского монастыря.



Реставраторов интересовали кокошники, которые, если судить по по характеру и размерам кирпича, были пристроены значительно позднее, хотя сама по себе шапка кокошников на углах у шатра и пояс кокошников, проходящий по алтарю – явления, достаточно  известные.






Пришлось делать большие раскрытия, чтобы определить происхождение этих кокошников. Выяснилось, что изначально здесь был гладкий шатер, местами сохранявший еще обмазку. Западная стена шатра вообще не получила этих кокошников. Именно это и позволило  обойтись с этими ярусами поздних кокошников, разобрав их.





Как выяснилось, украшения памятника были почти полностью срублены. Полностью был утрачен декор окна. После перестроек XVII, XVIII, XIX вв. на некоторых окнах остался след от бровки. Она полностью восстановлена на первом окошке и повторена на остальных.









Белокаменные цоколи портала сохранились только потому, что уровень пола их закрыл.



При расчистке южного фасада был полностью разобран позднейший, 1883 г., придел. Была заложена арка поздней трапезной и восстановлены на ней по образцу прочих фасадов наличники конца XIX в. – такие же, как и на всем здании больничных палат.












Центральное окно алтаря было переделано в XVII и потом в XIX в. Типичный «ушастый» наличник XVII в. тоже погиб при перестройке в XIX в. При восстановлении внешнего облика использовались те следы, которые остались в кладке. Остались откосы первоначальных окон и там, где центральная апсида, поэтому окна были восстановлены на первоначальных местах.







Интересные раскрытия были сделаны в интерьере алтаря. Здесь сверху лежал так называемый подольский мрамор – это желтоватые известняки, затем треугольная гжельская лещадь (XVIII в.), а следующие ромбовидные плитки – это первоначальные полы. Эти полы сохранились благодаря тому, что лежат на твердом фундаменте, хотя приблизительно на полметра они равномерно ушли. Этот памятник оказался интересен тем, что он стоит на двухкамерном подвале. Две камеры в направлении запад – восток. Дело в том, что вся церковь была поставлена на овраг, который шел по направлению к Михайловским воротам. Там происходили и происходят гидрогеологические процессы, которые и вызвали такое вымывание основания , в результате чего весь пол равномерно осел.



Еще одним доказательством того, что первоначально Успенский Брусенский монастырь был мужским, говорит надпись на надгробной плите, которая была найдена в закладке карнизов XVII Успенской церкви, Надпись гласила, что в XVI в. преставился схимник, причем псковский житель. Известно, что аналогичные надгробия других лиц находили на территории монастыря и ранее.





. Если, находясь в пространстве церкви, глянуть вверх, то в барабане мы увидим четыре окна, рисующих световой крест.



Писцовые книги позволяют судить о богатстве обители.«А в церкви Деисус, 11 оброзов на золоте, да на правой стороне подле Деисуса обр. Николы чюдотворца, Можайский, на бели (на белом фоне), а на левой стороне обр. Никола чюдотворец с деянием, на красках (на цветном фоне), да обр. Пречистые Одигитрее со Младенцом, на бели, а у ней венец серебрен, да 2 гривны серебрены витые, да 2 цаты;..



… да двери царские и сень и столпцы на золоте; да на правой стороне царских дверей обр. Успенье Пречистые, обложен серебром, с деянием, в киоте, а у него венец серебрен, а в венце 2 жемчюга, да камышек червец, да 4 гривны серебрены да денга золота, а у Спасова образа венец серебрен золочен а на венце 3 жемчюги да камышек червец, да 3 гривны серебрены, да вверху у Пречистые в облоце венец серебрен золочен, да 3 гривны золочены, да пелена комчата; да обр. Дмитрей чюдотворец Прилуцкой, обложен серебром,…



да на левой стороне царских дверей Пречистые воплощенье на золоте, местная, в киоте, а у ней венец жемчюжной да 3 камени лозоревы, да гривна серебрена золочена;



да у северских дверей Никола чюдотворец, в киоте, на бели, обложен медью, поставление толмача Чюры, да в том же киоте Пречистая Богородица на бели; да понагея медена, да крест воздвизалной, обложен медью, да патырь (потир) серебрен позолочен, да звезда серебрена, да 3 блюдца медены лужены, да лжица, да потырь (потир) булатны, да покровцы тафтяны, да лжица медена, да кандило (сосуд для елеосвящения) медено, да укропник (кропило) меден».












Предыдущие прогулки по кремлю:
Прогулка 1 улица Лазарева http://vittasim.livejournal.com/99555.html
Прогулка 2 улица Лазарева (продолжение) http://vittasim.livejournal.com/99830.html
Прогулка 3 сквер Блюдечко, ул. Дмитрия Донского http://vittasim.livejournal.com/99949.html
Прогулка 4 улица Исаева http://vittasim.livejournal.com/100260.html
Прогулка 5 улица Лажечникова http://vittasim.livejournal.com/100718.html
Прогулка 6 улица Казакова http://vittasim.livejournal.com/100972.html
Прогулка 7 Брусенский монастырь http://vittasim.livejournal.com/101882.html

С.П. Орловский «Памятник шатрового зодчества – церковь Успения в Коломенском кремле»
«Угол зрения» Номер 40 (615) от 10 октября 2012 г.
http://blagovestnik.ortox.ru/istorija_kolomenskikh_khramov
http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/kolomna/02135.htm
(Anonymous)
Очень интересно. спасибо