Провинциальная Русь на картинах Владимира Стожарова

    Оригинал взят у sergeyurich в Провинциальная Русь на картинах Владимира Стожарова

  Как я и обещал, продолжаю тему о творчестве замечательного русского художника Владимира Федоровича СТОЖАРОВА (1926 - 1973), посвятившего свое творчество красотам провинциальных городов, городков и местечек России.
    Особенно интересно в творчестве этого художника еще и то, что некоторые из изображенных на полотнах В. Ф. Стожарова архитектурные памятники не дошли до нашего времени, как, например, деревянная церковь 1628 года из села Спас-Вёжи, установленная у стен Ипатьевского монастыря в Костроме (именно с нее в 1960-е годы началось создание архитектурно-этнографического музея "Костромская слобода").




    Эта церковь сгорела в 2002 году во время засушливого лета и теперь навсегда потеряна для потомков. Увидеть ее теперь можно лишь на фотографиях и на картинах художников (эта картина В. Ф. Стожарова) была пиписана им в 1970 году).




    Во время своих творческих поездок (с 1946 по 1973 г.) по исконным русским областям - Новгородской, Псковской, Владимирской, Ярославской и Костромской - В. Ф. Стожаров старался запечатлеть ту ускользающую Русь, которую, как видно по всему его творчеству, он по-настоящему любил.

    В данной подборке работы В. Ф. Стожарова расположены не в хронологическом порядке (хотя даты указываются), а по изображенным на них городам. Кострома здесь пропущена, поскольку о ней был отдельный материал (см.: https://sergeyurich.livejournal.com/1039574.html)

    Приятного просмотра!


  ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

1. Церковь на Витковом переулке (1970)





2. Ярославово дворище (1972)





3. Церковь Жен Мироносиц (1970)





4. Церковь Успения из села Курицко (1970)





5. Церковь из села Куроцко (1971)





6. Церковь Благовещения в Аркажах (1967)




  ГАЛИЧ
1. Рыбацкая слобода (1961)





2. Дома Галича (1961)





3. Рыбацкая слобода (1962)





4. Рыбацкая слобода (1961)




ПСКОВ

1. В Кремле (1967)





2. Кремль (1968)





3. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря (1970)





4. Звонница (1969)





5. Покровская церковь и Покровская башня (1969)





6. Кремль. Плоская башня (1969)





7. Солодёжня (1971)




КАРГОПОЛЬ
1. Церковь Воскресения (1963)





2. Церковь Благовещения (1963)





3. Склады сельпо (1964)





4. Собор Рождества Христова (1963)





5. Каргополь (1963)





6. Каргополь (1963)





7. Каргопольские дома (1963)




    СУЗДАЛЬ

1. Благовещенская церковь (1970)





2. Церковь Козьмы и Дамиана (1970)





3. Преображенская церковь из села Козлятьево (1970)




ЯРОСЛАВЛЬ и РОСТОВ
1. Никола Мокрый (1970)





2. Ростов Ярославский (1957)





3. Кремль. Сумерки (1970)





4. Никола Рубленый (1970)





5. Кремль. Лунная ночь (1971)





6. Никола Мокрый. Лунной ночью (1971)





7. Ростов Ярославский (1964)




  ТУТАЕВ
1. Преображенская-Казанская церковь на Романовской стороне (1970)




    Надеюсь, вам понравилась эта подборка.
    Вот только у меня есть один вопрос: почему почти на всех картинах В. Ф. Стожарова православные церкви изображены без куполов?
    Кто-нибудь может ответить на этот вопрос?

  Сергей Воробьев.



Спасибо, замечательный московский живописец! Русская живопись и архитектура всегда шли рука об руку. А вот вопроса Вашего не понял. Имеете в виду, что на части работ купола не умещаются целиком в плоскости картины? Если это, то тут мне кажется нет никакой идеологии, а чисто композиционный приём, позволяющий автору выразительнее передать материальность архитектуры. Что вообще свойственно всей живописи Стожарова.
Да, живописец замечательный! Жаль только, что прожил мало - всего 47 лет.
Нет, я не имел в виду никакой идеологии. Стожарова как-то трудно представить себе неким "антихристианином" или сатанистом.
Видимо Вы правы в том, что здесь дело именно в определенном композиционном приеме.
Конечно, интересно показана древнерусская архитектура. Еще интересно посмотреть детали сельской жизни 60-х годов, с коровами, лошадками, бочками. И везде стога сена. Реальна сельская жизнь, которая была многие века и которой сегодня еже не увидеть вблизи городов.
Про Ваш вопрос - на полотнах отображена нормальная жизненная ситуация, все грамотно скомпоновано ))
Да, у Стожарова много и картин, на которых изображена современная ему сельская жизнь.
Скомпановано, конечно же, грамотно. Но вот мне, когда я фотографирую какой-либо храм, и в голову не приходит "обрезать" его купола с крестами (хотя истовым поборником православия я себя назвать никак не могу). Скорее, если храм не входит в кадр целиком, а такое часто бывает, особенно на узких средневековых улицах, я пожертвую его нижней частью, но никак не куполами.