Гимназия Л.И.Поливанова (Усадьба Охотниковых)

Оригинал взят у aroundtree в Гимназия Л.И.Поливанова (Усадьба Охотниковых)





Если вы спросите,гуляя по Пречистенке,где находится усадьба Охотниковых,вряд ли кто то даст ответ.
Этот дом более известен как гимназия Поливанова.
Величественный главный дом городской усадьбы Охотниковых (позднее Степанова), построенный в конце XVIII в.,
после пожара 1812 г.в котором погибли прежние деревянные постройки,получил оформление в стиле ампир.

В 1808-м году дворянин Павел Яковлевич Охотников приобрел у прежних хозяев деревянную усадьбу на Пречистенке
и принялся перестраивать ее на свой вкус.Сделать он успел немного, пожар 1812-го года, учиненный Наполеоном,
не обошел и Пречистенку, усадьба сгорела до тла. Но вскоре на ее месте выросло новое трехэтажное строение
из кирпича и белого камня.



Построенный Охотниковым трехэтажный дом имел ряд индивидуальных особенностей, из которых главными были
арки ворот на фасаде и вознесенный на второй этаж дорический портик. Внешний вид особняка в наше время сохранил
все прежние черты усадьбы Охотникова. Главный фасад, длиной более 70 метров, умело разделен с выделением
центральной части. Для этого автором и использован восьмиколонный портик дорического ордера, стоящий на
пилонах первого этажа, который завершается красивым фронтоном.
Главной архитектурной особенностью здания являются ее колонны, разделяющие центральный фасад на две половины.
Дело в том, что восемь колонн установлены не на фундаменте дома, а на фронтоне (верхней части) первого этажа.
Такая трактовка колонн необычна и не имеет аналогов в московской архитектуре.




Каннелюры, вертикальные углубления на стволах колонн, доходят лишь до половины их высоты.
Автор дома Охотникова оставил гладкими верх, а каннелюры нанес на нижнюю часть колонн, ближе к базе.
Такое решение в сочетании с прекрасными пропорциями фасада и своеобразными интерьерами выдвигает этот памятник архитектуры в ряд интереснейших сооружений позднего московского классицизма.
Дом не имеет аналогий среди московских особняков начала ХIX века



 После кончины П.Я.Охотникова в 1841 году усадьба по завещанию перешла к его сыну Василию, некоторое время
здесь жили вдова Павла Яковлевича, а затем их дочь Анна.
Крестьянская реформа 1861 года не позволяла помещикам жить с прежним размахом.
В 1863 году усадьба за 4500 рублей была нанята Ф.И.Крейманом, устроителем первой московской частной гимназии,
а в 1879 году дом продали за 100000 рублей потомственному почетному гражданину В.В.Пегову.
И в усадьбе вместо гимназии Креймана расположилась классическая гимназия Л.И.Поливанова с1868г



В помещениях были сделаны незначительные перестройки.
Гимназия славилась блистательными методами преподавания, прогрессивным духом и особым вниманием к словесности
и гуманитарным наукам". Не случайно в гимназию Л.И.Поливанова отдали учиться
своих сыновей Л.Н.Толстой и А.Н.Островский. В гимназии получили среднее образование поэты В.Я.Брюсов,
Андрей Белый, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин, режиссер А.М.Федотов, композитор Л.А.Половинкин,
художник А.Я.Головин, шахматист А.А.Алехин.
 У Александра Алехина с годами учебы связаны первые большие успехи, в 1909 году за победу во Всероссийском
турнире любителей 16-летнего гимназиста наградили пожалованной Николаем II роскошной вазой Императорского
фарфорового завода и дипломом о присвоении звания маэстро.



Еще одна крупная реконструкция здания произошла уже в первой четверти 20 века.
Новая и последняя частная владелица дома Фирсанова заказала известному архитектору академику Туманяну
проект реконструкции. Согласно этому проекту, были заменены деревянные перекрытия, разобрали печи и провели
центральное отопление.
Главным же стала реконструкция вестибюля, парадной лестницы и большого парадного зала.
Зал оформлен в стиле неоклассицизма: портик перед сценой, пилястры, ниши, стены из желтоватого искусственного мрамора, расписной плафон "Искусство", выполненный по эскизам художников Шухаева и Яковлева, пристенные карнизы -
все это относится к реконструкции Туманяна. Стиль начала 19 века воспроизведен здесь с такой точностью и мастерством, что оформление зала выглядит очень органично для всего здания.Источник.


Сохранился фрагмент ограды.


Сейчас здесь располагаются Художественная школа №1 имени В.А. Серова, Музыкальная школа №11 имени В. И. Мурадели, концертный зал, а также творческие мастерские.








Родители ожидают своих чад,занимающихся искусством.












В своей гимназии Л.И. Поливанов собрал очень сильный преподавательский состав.
Так, в последних классах логику преподавал философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин,
латынь — профессор М.М. Покровский, историю — Ю.В. Готье,
впоследствии академик. Л.И. Поливанов также привлек физика-философа Н.И. Шишкина
и словесника Л.П. Бельского.

Духовным и творческим центром стал сам директор, «не человек, а какая-то двуногая,
воплощенная идея гениального педагога».
Л.И. Поливанов вел латынь в первом классе, а русский язык и словесность начиная
со второго и до самых старших классов.

В гимназии царил культ А.С. Пушкина; сам директор мастерски читал стихи своего любимого поэта.
Сын Л.Н. Толстого, Лев, писал сразу после смерти Л.И. Поливанова в 1899 году:
«Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И. Поливанов,
может быть, в сотый раз в жизни, но все с той, же свежестью чувства читал
перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина».

Славу гимназии составлял шекспировский кружок, руководителем и главным режиссером которого
был все тот же Л.И. Поливанов. Вначале кружок занимался изучением творчества В. Шекспира
и постановками отрывков из его трагедий силами гимназистов.
Затем кружок стал очагом шекспировского культа в Москве.



Поливановская гимназия поддерживала устойчивые связи между воспитанниками после окончания курса обучения.
Существовало Общество бывших воспитанников Поливановской гимназии, его члены постоянно посещали занятия
шекспировского кружка, принимали участие в спектаклях, бывали на традиционных субботниках у Л.И. Поливанова.
Они приходили студентами, приходили, окончив высшую школу, и нередко возвращались
в гимназию в качестве преподавателей.
Поливановскую гимназия закрыли советские власти в 1918 г.Источник




Юные дарования.

Очень хорошее место.Особая духовная среда.Прекрасные люди.

Парадный зал.Оформлен в стиле неоклассицизма: портик перед сценой, пилястры, ниши, стены из желтоватого
искусственного мрамора, расписной плафон "Искусство", выполненный по эскизам художников Шухаева и Яковлева,
пристенные карнизы - все это относится к реконструкции Туманяна



Концертный зал рассчитан на 160 мест, имеет хорошую акустику и в полной мере отвечает взыскательным требованиям
камерных исполнителей и коллективов. На сцене Концертного зала на Пречистенке выступали Д. Хворостовский
и В. Третьяков, А. Любимов и Н. Гутман, Н. Петров, камерные оркестры «Музыка вива» п/у Л. Рудина и
«Московская камерата» п/у И. Фролова, солисты Большого театра и «Новой оперы» и многие другие известные исполнители.










Поднимаемся на 3 этаж.Проходы очень узкие.






В феврале 1919 года по ходатайству рабочих Хамовнического района была открыта первая специальная
государственная музыкальная школа первой ступени.
Уже в 1923 году в школе обучалось 175 учащихся, работало 22 преподавателя.
Одним из организаторов школы и её первым руководителем была Беркман Т.Л..
Школа не прекращала занятий и в суровые годы Великой Отечественной войны.
Тогда она занимала скромное помещение в бывшем бомбоубежище в Тёплом переулке.
Те, кто учился в военные годы, называли школу нежно и ласково «музыкальной табакеркой».



В июле 1971 года Совет Министров РСФСР принял постановление о присвоении школе имени
Вано Ильича Мурадели –композитора.Мурадели — автор ряда опер, оркестровых и вокально-симфонических сочинений,
музыки к кинофильмам, однако наибольшую известность ему принесли песни (более 200)
В школе был открыт музей Вано Ильича Мурадели, где представлены
личные вещи, фотографии, изданные произведения композитора.
Концертный зал школы – это не только аудитория, где сдают экзамены и зачёты учащиеся.
Обладая великолепной акустикой, он известен многим любителям музыки как «Концертный зал на Пречистенке».


Сейчас в школе обучается 399 учащихся .Урок музыки.

Воспитание и развитие: преподаватель,ученик и мама.





Старейшая школа Москвы. Государственное образовательное учреждение, основанное в 1934 году.
Здесь ничего не сохранилось от исторических интерьеров.



Но потрясающая творческая атмосфера.


 Преподаватели и ученики Художественной школы им. В.Серова просят московские власти и патриархию срочно
вмешаться в ситуацию, грозящую, по их мнению, «гибелью» этому учебному заведению — передает радио СИТИ-FM,
ссылаясь на Интерфакс.
По информации агентства, они обратились с открытым письмом, в котором просят защиты от действий
преподавателя-священника, который пытается сломать в школе академическую систему обучения,
заменив ее на «ново-русскую» концепцию,—. Один из авторов письма утверждает, что сама постановка вопроса
звучит — цитата: как если бы кто-то предложил, в Большом театре заменить классический балет на народные танцы
с уклоном в православную религию и древнерусское искусство."




Скульптурные мастерские.







Ванна для замешивания глины.





Тонкая работа.










 Флигели и служебные постройки усадьбы образуют циркумференцию (полукруглый двор).
 Во дворе были флигели, дворцовые службы (конюшни, каретный сарай), домовая церковь…



Двухэтажные полукруглые дома(в одном из которых до сих пор живут, в другом поместились художественные мастерские)
по сути, бывшие одноэтажные конюшни, часть большой классической усадьбы.




В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН).
А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова.

Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской
интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики),
философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы «Бубновый валет»
Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва – музеем дворянского быта
на Собачьей площадке, и другие известные люди.
Оставило время свой след и на поливановском доме. В 1930-х годах полукруглые конюшни (в Москве,
по мнению краеведов, таких больше не найти) были надстроены вторым этажом и приспособлены под жилье.
В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг по искусству
и художественный салон.

  Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома по Пречистенке легли
в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере.



В этом старинном московском дворике последние тридцать лет находилась творческая мастерская Саввы Ямщикова
(8 октября 1938 - 19 июля 2009 г). Заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН, художник-реставратор
высшей категории, искусствовед, историк, писатель, член президиума Всероссийского общества охраны памятников
истории и культуры, Савва Ямщиков известен своим выдающимся вкладом в сохранение отечественной культуры.
Одним из последних его дел стала борьба за сохранение творческих мастерских на Пречистенке, где бок о бок с ним
жили и трудились художник Анатолий Мосийчук, искусствовед Вера Алексеева, фотограф Станислав Земнох,
художник книги Аркадий Троянкер, живописец, график, дизайнер Василий Вдовин и др.


Прижизненный памятник Александру Розенбауму,о котором он не догадывается)

Дворик заслуженно получил название- московский Монмартр.




Замечательный уголок Москвы. Трехэтажный дом - дворец с колоннадой. Внушительные размеры здания московские мотивы во всем. Как-то давно уже нашел этот дом.... В подъезде увидел шикарную чугунную лестницу. И услышал звуки музыкальных инструментов. И детские голоса ))
Но потом я обошел здание по кругу и встретил во дворе полукруглые двухэтажные корпуса. Это была вторая находка, в какой-то мере она произвела еще большее впечатление.
Одно время в здании устраивали музыкальные вечера, и билеты были очень недорогие.
Скажу Вам по секрету, что услышать фортепианную сонату Бетховена в исполнении молодого музыканта куда интереснее, чем в огромном зале Консерватории, где прославленные мэтры прославляют себя на сцене. Да и небольшой зал как-то более соответствует масштабу помещений, где изначально звучала эта музыка. Вот как-то мне подумалось тогда....
Классицизм, музыка, учеба ..... А во дворе уникальное место, и уникальные полукруглые дома, где жили художники )))