ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Храм Воскресения Христова на Дебре

  Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Храм Воскресения Христова на Дебре

Любой, кто приезжает в древний русский город Кострому на автомобиле по мосту через Волгу, ширина которой достигает здесь 600 метров, не может не обратить внимания на великолепную церковь, являющуюся выдающимся памятником русской художественной культуры XVII века.




Храм Воскресения Христова на Дебре – один из тех памятников искусства, без которого невозможно представить себе облик старинной Костромы и в полной мере изучить её художественную культуру.
Более трех с половиной столетий назад талантливые зодчие, замечательные иконописцы, мастера стенного письма создали удивительной, редкой красоты церковь в честь главного православного праздника – Воскресения Христова – Пасхи.




    Слова в названии церкви – «на Дебре», указывают на то, что в древности здесь рос дремучий лес. В Костроме существовало две «дебри» - верхняя, располагавшаяся на горе на крутом берегу Волги, и нижняя – под горой. Ни нижней Дебре и была построена Воскресенская церковь.




Первый деревянный храм был построен здесь еще в XIII веке костромским князем Василием Ярославичем (1248 – 1276 гг. правления), младшим сыном великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича.

Рисунок В. П. Верещагина (1896 г.):



Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре, где еще с XV века начал формироваться посад. Он вел широкую торговлю кожами и входил в состав московской Гостиной сотни. Согласно преданию, деньги на строительство церкви были получены чудесным образом, когда вместо красок, заказанных Кириллом Исаковым в Англии, в одном из бочонков оказались золотые монеты, которые и были пожертвованы на возведение храма.






Постройка церкви была завершена в основном к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан артелью костромских художников во главе с Василием Запокровским и Гурием Никитиным. В 1650 году храм был освящен.

Пятиглавый кубический объем храма на подклети имел позакомарное покрытие. На галерею храма ведут три крыльца с шатровыми завершениями.
В конце XVII века фасады церкви были расписаны «брильянтовым рустом» (покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и травами, благодаря чему храм стал более живописным.


Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.):



Эта раскраска храма просуществовала до 1990-х годов, когда фасады окрасили в одинаковый цвет с разделкой «под кирпич».











Одновременно с храмом были сооружены миниатюрные Святые врата с арочными проемами.  Они украшены белокаменными вставками с миниатюрной резьбой и изображениями льва, единорога, сирены, пеликана (неясыти пустынной), раздирающего свою грудь, чтобы насытить ею птенцов, и двуглавого орла.



    





















Изображения эти не случайны, носят символический характер и связаны с праздником Воскресения Христова: лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем храма; единорог символизирует чистоту и девственность.

    Как и церковь, Святые врата имели полихромную раскраску, не сохранившуюся до нашего времени.


Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.):




  В архитектурном отношении храм чрезвычайно интересен.
    Основной его кубический объем увенчан величественным пятиглавием.








Декоративное оформление фасадов храма насыщенно и разнообразно: профилированные карнизы, полуколонны на фасадах четверика и наличниках окон, ширинки с декоративными вставками, закомары, висячие гирьки, резные белокаменные вставки, чешуйчатые и черепичные главы.













Кажется, что в оформлении фасадов безвестные зодчие собрали все элементы декора, применяемые в середине – второй половине XVII столетия. И все это великолепие смотрится гармонично и празднично.




В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, представляющая собой большую художественную ценность.




В 1870-х годах стены и своды галереи храма были расписаны масляной живописью, скрывшей первоначальную фресковую роспись 1652 года.




Но часть этих фресок была раскрыта в 1958-1961 годах художниками-реставраторами В. Е. и Д. Е. Брягинами.




Создается такое впечатление, что главной целью оформителей храма было напугать прихожан.
Так, по сторонам от западного портала на стенах изображены ангелы со свитками, записывающими имена всех входящих на службу и выходящих из церкви прежде окончания литургии.
И самыми яркими и интересными являются фрески, на которых демонстрируются сцены мучений грешников (видимо и тех, ктто не дождался окончания литургии) в аду.





















Единый ансамбль с Воскресенским храмом ныне составляет колокольня Знаменской церкви (и эта церковь и ее колокольня были уничтожены в 1930-е годы, но многоярусная колокольня, построенная в начале XIX века, была восстановлена в своем первоначальном виде в конце 1990-х годов по проекту
архитеркора-реставратора А. С. Васильева).










  О храме Воскресения Христова на Дебре можно писать еще много. Но пока что ограничимся этим кратким очерком.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.




Полностью испортили храм в лихие девяностые.
Ну я бы не сказал, что полностью. Могло быть гораздо хуже.