ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть первая)

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть первая)

  «Как только судно остановилось, мы спрыгнули в лодку и достигли берега … Мы уселись в дрожки, которые по крутому склону доставили нас на вершину речного обрыва. Поскольку Ипатьевский монастырь был самой отдаленной целью нашей экскурсии, мы начали именно с него.

А. П. Боголюбов. Ипатьевский монастырь близ Костромы (1861 г.):




В России есть монастыри, как в Швейцарии есть горы, как в Финляндии есть озера, как в Италии есть вулканы. Наступает момент, когда и горы, и озера, и вулканы становятся уделом вашего сознания; все их непременно посещают, но никто больше их не описывает.
Пусть читатель успокоится; мы не станем утомлять его описанием всех монастырей, которые нам еще предстоит посетить, включая сюда и Ипатьевский.
Что касается дома Романовых, то это совсем другое дело; история обладает для нас такой притягательной силой, что мы не можем пройти мимо этого исторического места.
Он находился в Костроме, когда узнал о своем избрании. Семейный дом, где он находился тогда, сохранился и поныне; русские у которых он пользуется особым почтением, всегда советуют иностранцам на него посмотреть.
Что касается Сусанина (памятник ему стоял третьим пунктом в программе нашей вылазки в Кострому), то этот памятник, помимо всего прочего, является свидетельством признательности русских не только человеку из народа, но еще и крестьянину» (Из путевых записок Александра Дюма «От Парижа до Астрахани». 1858 г. // Губернский дом. 1993. №2. С.34-37).




    Я не случайно начал свой рассказ об Ипатьевском монастыре с небольшого отрывка из путевого дневника А. Дюма. Ведь взгляд со стороны, оценка иностранца, всегда любопытна для аборигена.
    Тем более, что Кострома вообще, и Ипатьевский монастырь в частности, какими их увидел знаменитый французский писатель в середине
XIX века, несмотря на удивительную сохранность исторического центра этого города, все-таки существенно отличаются.

Для этого достаточно сравнить памятник Ивану Сусанину (впрочем, скорее памятник царю Михаилу Федоровичу, а потом уже Ивану Сусанину), о котором пишет А. Дюма, с современным монументом.

Вот старинная фотография памятника:




А это его современный вариант, установленный на Сусанинской площади в советские годы (ну как же можно было потерпеть, что бюст царя возвышается над коленопреклоненной фигурой крестьянина? Ведь как всем хорошо известно, что крестьянство – главный союзник пролетариата в борьбе за построение коммунистического общества!):



Впрочем, вернемся к Ипатьевскому монастыру, а об историческом центре Костромы обязательно будут несколько отдельных рассказов.

Ипатьевский монастырь расположен на стрелке Волги и реки Костромы. Можно полагать, что уже со времени своего основания он имел стратегическое значение как укрепленный пункт на подступах к городу. Архитектурный ансамбль монастыря-крепости складывался на протяжении нескольких веков – с XVI по XIX.

Самые лучшие виды на монастырь открываются с не так давно построенного моста через р. Кострому, весьма широкую (по моей визуальной оценке – около 400 метров) в своем устье.


Вот эти виды пасмурным утром (ну, не повезло с погодой, что тут поделаешь?):


















А вот так выглядит архитектурный ансамбль монастыря ночью:


















В летописных источниках первое упоминание о монастыре относится к 1435 году. Это было время жестоких княжеских междоусобиц внутри московского княжеского дома, известное в советской историографии как «феодальная война» (на мой взгляд, лучшее исследование этого времени принадлежит историку А. А. Зимину; см. его книгу «Витязь на распутье»).

Однако, если верить преданиям, монастырь возник на этом месте гораздо раньше – в XIV веке.
    Существует легенда, что основал монастырь ордынский мурза Чет. В 1330 году он направлялся на службу к московскому князю Ивану Даниловичу Калите, недавно одержавшему победу в борьбе за ярлык на великое Владимирское княжение над тверскими князьями. По дороге мурза заболел. На месте будущего монастыря Чету явилась Богородица с апостолом Филиппом и священномученником Ипатием Гангрским. После этого события ордынский мурза принял православие, имя Захарий и основал на памятном месте монастырь, который был освящен в честь святого Ипатия.

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету.
Икона XVI века:





Легенды, объясняющие возникновение того или иного монастыря «повелением свыше», - явление широко распространенное. По мнению С. Б. Веселовского, временем основания монастыря следует считать последнюю четверть XIII века.
Он полагает также, что версия о происхождении рода Годуновых от ордынского мурзы Чета появилась при составлении их родословца никак не раннее середины XVI века. Тем не менее, Годуновы верили в это предание (или очень хотели в него верить). Очень уж им хотелось иметь родоначальником человека княжеского происхождения, какого-нибудь чингизида, а не обычного провинциального русского дворянина, от которого, вероятнее всего и пошла династия. Их ведь постоянно попрекали в «худородстве», а по правилам местничества, чингизиды приравнивались к гедеминовичам (к примеру, к представителям таких родов как Милославские или Голицыны) и даже к рюриковичам (например, к князьям Шуйским). Кстати, потомками мурзы Чета считали себя не только Годуновы, но и другие знатные бояре - Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы и Шеины).

Во второй половине XVI века род Годуновых становится одним из самых богатых и могущественных. Дмитрий Годунов был постельничим при Иване Грозном, его племянники – Борис и Ирина Годуновы воспитывались при дворе царя. Ирина была выдана замуж за сына Ивана IV Федора, а в 1584 году стала царицей. Царский шурин Борис Годунов правил государством при не вполне дееспособном царе Федоре Иоанновиче, а после его смерти в 1598 году сам был избран царем Земским собором.

Годуновы, стремясь подчеркнуть древность и богатство своего рода, неустанно радели о благополучии Ипатьевского монастыря. Несколько поколений их рода даровали монастырю земли, делали вклады (не только деньги, но и ценные книги, золотую и серебряную утварь).

Дмитрий Годунов (на первом плане) в толпе бояр на патриаршем богослужении
(миниатюра Годуновской псалтыри 1594 г.):





Именно на средства Дмитрия Ивановича Годунова и его племянника Бориса Федоровича в 1585 – 1590-х годах были возведены крепостные стены монастыря.









Древние крепостные башни двух типов – круглые угловые и квадратные в плане – въездные и сегодня поражают своей мощью.

В XVIII веке монастырь утрачивает значение крепости, и в связи с приездом в Кострому императрицы Екатерины II сооружаются новые ворота – парадные и торжественные, с высоким фронтоном, на котором изображен вензель с именем императрицы (Екатерининские ворота):



То, что именно роду Годуновых Ипатьевский монастырь обязан своим процветанием на рубеже XVI – XVII веков свидетельствует экспозиция Церковного историко-археологического музея, расположенного на территории монастыря, в котором что не экспонат, то – вклад Годуновых.

Один из вкладов Дмитрия Ивановича Годунова:




Впрочем, об экспозиции этого музея я обязательно сделаю отдельный пост, как и о сооружениях Ипатьевского монастыря.

Но в заключение данной части, поскольку в ней речь шла о Годуновых, нельзя не упомянуть о том, что именно в Ипатьевском монастыре (в подклети западной галереи Троицкого собора) располагалась фамильная усыпальница этого рода. Из 97 представителей рода Годуновых в ней покоились 52, в том числе отец и мать царя Бориса Федоровича.
Но в правление Романовых, в середине XVIII века, по распоряжению местного духовенства могилы Годуновых перекопали, а останки сложили в общую могилу под Троицким собором.

К настоящему времени сохранились лишь несколько погребений:



Мне никогда не нравились Романовы, и я считаю, что выбор Земского собора 1613 года был наихудшим из всех возможных вариантов («Миша Романов умом слаб и нам поваден будет...»).


Я могу понять (не оправдать, разумеется) казнь «Ворёнка» - сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек; конкуренты никому не нужны, если речь идет о верховной власти.






Но мстить Годуновым спустя более ста лет после того, как об этой династии мало кто уже и помнил? Это уже слишком!

Впрочем, История тоже умеет мстить: как всем известно, начавшаяся в Ипатьевском монастыре династия Романовых, позорно закончилась в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге (в те времена, когда Б. Н. Ельцин был главным коммунистом Свердловской области, Ипатьевский дом был снесен).




   Вы думаете, это случайное совпадение?
    А я думаю, что это «ответочка» её величества Истории!


  В следующей части я предлагаю вам небольшую прогулку внутри крепостных стен Ипатьевского монастыря, несколько интерьеров Троицкого собора и подробный отчет об экспозиции Церковного историко-археологического музея.

Так что, продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Хорошо Вы поработали, отчет действительно исторический ))
Фото мне понравились. Тут ведь такое дело - в "плохую" погоду все видится очень четко! Нет тех самых светотеней, которые очень часто мешают ощутить поверхность зданий, структуру стен и так далее.....
Миниатюра на восшествие на престол - тоже как раз " в тему" )))

Памятники... мне больше советский по душе, где Иван Сусанин в полный рост.
Он - настоящая личность, а вот интригами возведенный Мишенька, это совсем не то...((
Спасибо, Сергей Юрьевич!
Григорий Васильевич!
Благодарю Вас за столь лестный для меня отзыв!))

Но это только начало (первая часть), над второй сейчас как раз работаю. А потом будет и третья, и четвертая об Ипатьевском монастыре (разумеется, с историческими отсылками, но не слишком уж подробными, чтобы не перегружать наш журнал).

Да, иногда именно в пасмурную погоду фотографировать гораздо лучше.

И мне тоже больше нравится советский памятник Ивану Сусанину, хотя для сравнения лучше было бы сохранить и тот вариант, на котором бюст "Мишеньки". А то у нас что-то слишком много монархистов развелось!))
Добрый вечер, Григорий Васильевич!
У меня уже давно готовы новые материалы о Костроме, но отправить их в наше Сообщество у меня никак не получается, поскольку ЖЖ опять тупит.
Не знаю, что с этим поделать!
Надеюсь, что руководители ЖЖ одумаются и восстановят функцию "поделиться", а пока что, если Вам интересны мои новые материалы, то их можно прочитать в моем журнале (и если у Вас получиться, то скопировать в наше Сообщество).
Да, знаю уже об этой дурацкой ситуации. Сам сегодня помучился, что бы перенести материалы.
Конечно, я смогу скопировать Вашу статью и разместить в Сообществе. НО ....
Но тогда она появится под моим именем, что наверное - будет не тактично!
Давайте лучше подождем несколько дней -
......... может быть ишак заговорит или шах сдохнет :))
ха-ха-ха )
Я не вижу ничего нетактичного, если мои материалы будут размещены в нашем Сообществе под Вашим именем (тем более, что ссылка на автора все таки будет).
Но впрочем, согласен с Вами, что нужно немного подождать. Я тоже надеюсь, что этот косяк в ЖЖ вскоре будет исправлен.
Ну, если подвижек в ЖЖ не случится, то можно просто скопировать Вашу статью:
1- Открыть статью и выделить весь текст синим цветом. Нажать сочетание клавиш "Ctrl + c"
- то есть скопировать выделенный текст
2- Открываете наш журнал - написать в сообщество - ставите курсор в начало листа и нажимаете "Ctrl + v"
- то есть вставить текст
И вперед, на лихом коне!

Edited at 2017-11-15 06:35 pm (UTC)
Да, я знаю как это делается. Но пока что подожду до выходных, может быть эти криворукие руководители ЖЖ одумаются и вернут весьма полезную функцию (многие пользователи ЖЖ возмущаются).