sergeyurich (sergeyurich) wrote in architectstyle,
sergeyurich
sergeyurich
architectstyle

Categories:

ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть первая)

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть первая)

  «Как только судно остановилось, мы спрыгнули в лодку и достигли берега … Мы уселись в дрожки, которые по крутому склону доставили нас на вершину речного обрыва. Поскольку Ипатьевский монастырь был самой отдаленной целью нашей экскурсии, мы начали именно с него.

А. П. Боголюбов. Ипатьевский монастырь близ Костромы (1861 г.):




В России есть монастыри, как в Швейцарии есть горы, как в Финляндии есть озера, как в Италии есть вулканы. Наступает момент, когда и горы, и озера, и вулканы становятся уделом вашего сознания; все их непременно посещают, но никто больше их не описывает.
Пусть читатель успокоится; мы не станем утомлять его описанием всех монастырей, которые нам еще предстоит посетить, включая сюда и Ипатьевский.
Что касается дома Романовых, то это совсем другое дело; история обладает для нас такой притягательной силой, что мы не можем пройти мимо этого исторического места.
Он находился в Костроме, когда узнал о своем избрании. Семейный дом, где он находился тогда, сохранился и поныне; русские у которых он пользуется особым почтением, всегда советуют иностранцам на него посмотреть.
Что касается Сусанина (памятник ему стоял третьим пунктом в программе нашей вылазки в Кострому), то этот памятник, помимо всего прочего, является свидетельством признательности русских не только человеку из народа, но еще и крестьянину» (Из путевых записок Александра Дюма «От Парижа до Астрахани». 1858 г. // Губернский дом. 1993. №2. С.34-37).




    Я не случайно начал свой рассказ об Ипатьевском монастыре с небольшого отрывка из путевого дневника А. Дюма. Ведь взгляд со стороны, оценка иностранца, всегда любопытна для аборигена.
    Тем более, что Кострома вообще, и Ипатьевский монастырь в частности, какими их увидел знаменитый французский писатель в середине
XIX века, несмотря на удивительную сохранность исторического центра этого города, все-таки существенно отличаются.

Для этого достаточно сравнить памятник Ивану Сусанину (впрочем, скорее памятник царю Михаилу Федоровичу, а потом уже Ивану Сусанину), о котором пишет А. Дюма, с современным монументом.

Вот старинная фотография памятника:




А это его современный вариант, установленный на Сусанинской площади в советские годы (ну как же можно было потерпеть, что бюст царя возвышается над коленопреклоненной фигурой крестьянина? Ведь как всем хорошо известно, что крестьянство – главный союзник пролетариата в борьбе за построение коммунистического общества!):



Впрочем, вернемся к Ипатьевскому монастыру, а об историческом центре Костромы обязательно будут несколько отдельных рассказов.

Ипатьевский монастырь расположен на стрелке Волги и реки Костромы. Можно полагать, что уже со времени своего основания он имел стратегическое значение как укрепленный пункт на подступах к городу. Архитектурный ансамбль монастыря-крепости складывался на протяжении нескольких веков – с XVI по XIX.

Самые лучшие виды на монастырь открываются с не так давно построенного моста через р. Кострому, весьма широкую (по моей визуальной оценке – около 400 метров) в своем устье.


Вот эти виды пасмурным утром (ну, не повезло с погодой, что тут поделаешь?):


















А вот так выглядит архитектурный ансамбль монастыря ночью:


















В летописных источниках первое упоминание о монастыре относится к 1435 году. Это было время жестоких княжеских междоусобиц внутри московского княжеского дома, известное в советской историографии как «феодальная война» (на мой взгляд, лучшее исследование этого времени принадлежит историку А. А. Зимину; см. его книгу «Витязь на распутье»).

Однако, если верить преданиям, монастырь возник на этом месте гораздо раньше – в XIV веке.
    Существует легенда, что основал монастырь ордынский мурза Чет. В 1330 году он направлялся на службу к московскому князю Ивану Даниловичу Калите, недавно одержавшему победу в борьбе за ярлык на великое Владимирское княжение над тверскими князьями. По дороге мурза заболел. На месте будущего монастыря Чету явилась Богородица с апостолом Филиппом и священномученником Ипатием Гангрским. После этого события ордынский мурза принял православие, имя Захарий и основал на памятном месте монастырь, который был освящен в честь святого Ипатия.

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету.
Икона XVI века:





Легенды, объясняющие возникновение того или иного монастыря «повелением свыше», - явление широко распространенное. По мнению С. Б. Веселовского, временем основания монастыря следует считать последнюю четверть XIII века.
Он полагает также, что версия о происхождении рода Годуновых от ордынского мурзы Чета появилась при составлении их родословца никак не раннее середины XVI века. Тем не менее, Годуновы верили в это предание (или очень хотели в него верить). Очень уж им хотелось иметь родоначальником человека княжеского происхождения, какого-нибудь чингизида, а не обычного провинциального русского дворянина, от которого, вероятнее всего и пошла династия. Их ведь постоянно попрекали в «худородстве», а по правилам местничества, чингизиды приравнивались к гедеминовичам (к примеру, к представителям таких родов как Милославские или Голицыны) и даже к рюриковичам (например, к князьям Шуйским). Кстати, потомками мурзы Чета считали себя не только Годуновы, но и другие знатные бояре - Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы и Шеины).

Во второй половине XVI века род Годуновых становится одним из самых богатых и могущественных. Дмитрий Годунов был постельничим при Иване Грозном, его племянники – Борис и Ирина Годуновы воспитывались при дворе царя. Ирина была выдана замуж за сына Ивана IV Федора, а в 1584 году стала царицей. Царский шурин Борис Годунов правил государством при не вполне дееспособном царе Федоре Иоанновиче, а после его смерти в 1598 году сам был избран царем Земским собором.

Годуновы, стремясь подчеркнуть древность и богатство своего рода, неустанно радели о благополучии Ипатьевского монастыря. Несколько поколений их рода даровали монастырю земли, делали вклады (не только деньги, но и ценные книги, золотую и серебряную утварь).

Дмитрий Годунов (на первом плане) в толпе бояр на патриаршем богослужении
(миниатюра Годуновской псалтыри 1594 г.):





Именно на средства Дмитрия Ивановича Годунова и его племянника Бориса Федоровича в 1585 – 1590-х годах были возведены крепостные стены монастыря.









Древние крепостные башни двух типов – круглые угловые и квадратные в плане – въездные и сегодня поражают своей мощью.

В XVIII веке монастырь утрачивает значение крепости, и в связи с приездом в Кострому императрицы Екатерины II сооружаются новые ворота – парадные и торжественные, с высоким фронтоном, на котором изображен вензель с именем императрицы (Екатерининские ворота):



То, что именно роду Годуновых Ипатьевский монастырь обязан своим процветанием на рубеже XVI – XVII веков свидетельствует экспозиция Церковного историко-археологического музея, расположенного на территории монастыря, в котором что не экспонат, то – вклад Годуновых.

Один из вкладов Дмитрия Ивановича Годунова:




Впрочем, об экспозиции этого музея я обязательно сделаю отдельный пост, как и о сооружениях Ипатьевского монастыря.

Но в заключение данной части, поскольку в ней речь шла о Годуновых, нельзя не упомянуть о том, что именно в Ипатьевском монастыре (в подклети западной галереи Троицкого собора) располагалась фамильная усыпальница этого рода. Из 97 представителей рода Годуновых в ней покоились 52, в том числе отец и мать царя Бориса Федоровича.
Но в правление Романовых, в середине XVIII века, по распоряжению местного духовенства могилы Годуновых перекопали, а останки сложили в общую могилу под Троицким собором.

К настоящему времени сохранились лишь несколько погребений:



Мне никогда не нравились Романовы, и я считаю, что выбор Земского собора 1613 года был наихудшим из всех возможных вариантов («Миша Романов умом слаб и нам поваден будет...»).


Я могу понять (не оправдать, разумеется) казнь «Ворёнка» - сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек; конкуренты никому не нужны, если речь идет о верховной власти.






Но мстить Годуновым спустя более ста лет после того, как об этой династии мало кто уже и помнил? Это уже слишком!

Впрочем, История тоже умеет мстить: как всем известно, начавшаяся в Ипатьевском монастыре династия Романовых, позорно закончилась в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге (в те времена, когда Б. Н. Ельцин был главным коммунистом Свердловской области, Ипатьевский дом был снесен).




   Вы думаете, это случайное совпадение?
    А я думаю, что это «ответочка» её величества Истории!


  В следующей части я предлагаю вам небольшую прогулку внутри крепостных стен Ипатьевского монастыря, несколько интерьеров Троицкого собора и подробный отчет об экспозиции Церковного историко-археологического музея.

Так что, продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, 1.6 - Архитектура Московского царства, Кострома
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments