ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть вторая)

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть вторая)

  Во второй части заметок об Ипатьевском монастыре я расскажу о его постройках, а также немного о Церковном историко-археологическом музее монастыря и его интереснейшей экспозиции.




Правда, скорее всего, из-за того, что материала так много, что потребуется еще и третья часть (а скорее всего и четвертая).

Для тех кто пропустил часть первую даю ссылку на неё:
    https://sergeyurich.livejournal.com/1043600.html





    Главными монастырскими постройками, безусловно, являются Троицкий собор и звонница.












Собор был возведен в 1652 году на месте более древнего, сгоревшего от взвыва пороха (ведь не стоит забывать о том, что монастырь долгое время выполнял функцию крепости).

Архитектура собора типична для русских храмов XVII века. Это пятиглавый крестово-купольный храм. С трех сторон его окружают крытые галереи, на главную площадь выходит нарядное крыльцо-шатер.















Звонница является памятником архитектуры XVI – XVII веков. Средства на ее сооружение поступили от Годуновых.


В интерьере Троицкого собора сохранилась фресковая живопись конца XVII века.


Работы по росписи собора были начаты в 1654 году. Интерьер храма расписывала артель костромских художников под руководством одного из лучших мастеров этого времени Гурия Никитина.

Роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря – одна из последних работ этого выдающегося художника (дата его рождения неизвестна, а умер он в 1691 году). Все сюжеты росписи объединены в три главных цикла – основные догматы христианства, земная жизнь Христа и Деяния апостолов.
Все фрески многофигурные, с большим количеством действующих лиц. Роспись выстраивается как единый декоративный ансамбль.



Несмотря на то, что при входе в монастырь взимается отдельная плата за право фотографирования на его территории (100 р.), в Троицком храме фотографировать категорически запрещено. И за этим весьма внимательно следят бдительные церковные активистки, которые буквально ходят по пятам за каждым человеком с фотоаппаратом.
Ну вот не понимаю я этого! Что плохого в том, если я сфотографирую фрески, являющиеся произведением искусства? Чем это может быть неугодно Господу?! Я ведь не молящихся людей фотографирую (что, действительно, было бы некорректно).

Пришлось мне фотографировать тайком.
    И вот то, что получилось:























Кроме фресок и великолепного иконостаса Троицкого собора,


интересны двери XVI века, обитые медными листами с изображением евангельских сюжетов.





Фигуры и орнамент врат выполнены в технике «огненного золочения» - золотой несечки на медном листе.
Сегодня в России известны и сохранились лишь пять церковных врат, выполненных в этой трудоемкой и опасной для здоровья мастера технике. Врата Троицкого собора и Богоявленского собора московского Кремля, предположительно, изготавливались одновременно. Это последние произведения, выполненные в подобной технике.

Вот врата Троицкого собора, которые мне удалось сфотографировать в самом соборе:




Подробнее:























А вот врата Троицкого храма в музее монастыря (разумеется, вклад Дмитрия Ивановича Годунова):















       



«Палаты бояр Романовых» в Ипатьевском монастыре, в которых в 1613 году будующий царь Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой прятался от перепетий Смуты, не являются исторической постройкой, поскольку были перестроены в середине XIX века архитектором Ф. Ф. Рихтером по образцу московского дома Романовых (того самого, что в Зарядье), при этом, как мне кажется, не слишком удачно.


Да и интерьер этих «палат» не стоит того, чтобы в них заходить.
Впрочем, если не верите, проверьте сами.

Продолжение следует…
Сергей Воробьев.
Согласен с Вами! Сегодня "церковные тетки" - иначе их и назвать сложно (( - так бдительно следят за человеком с фотоаппаратом, как будто это не храм, а секретный авиационный завод.
Их поведение только способствует появлению негативного отношения к рэпэцэ.
Пусть их бог - их и осудит!

Edited at 2017-11-13 01:20 pm (UTC)
Да, именно так!
Для меня вообще примером отношения к здравомыслящим туристам с фотоаппаратами являются турки. В Стамбуле, который я очень люблю, в любой мечети совершенно не возбраняется фотографировать (только не во время намаза, что вполне понятно; впрочем во время намаза "неверных" в мечеть и не пускают, но есть расписание, когда мечеть посетить можно, а когда нет).
Что-то похожее было и в ГДР. Помню в Дрездене на соборе висела табличка с расписанием посещений. Определенное время отведено для богослужений, и отдельные часы указаны для осмотра и фотографирования. И причем написано и по-русски тоже. Что бы никто никому не мешал. И ведь правильно ))
Я был в Дрездене, правда уже не во времена ГДР, а года три назад. Надписей по-русски уже нет, но никаких проблем с общением с местными жителями (все, кто старше 40 лет довольно хорошо говорят по-русски, что и не удивительно, ведь в ГДР он в школах был обязательным для обучения). И при этом нет никакого неприятия русских туристов. И даже наоборот.