Ансамбль Анненгофа (Головинского дворца) на планах середины XVIII века (часть первая)

Оригинал взят у clervo в Ансамбль Анненгофа (Головинского дворца) на планах середины XVIII века (часть первая)
В фондах Национальной библиотеки Польши (Biblioteka Narodowa) хранится интереснейший иллюстративный материал по истории русской архитектуры XVIII века. Доступ к электронным образам этих документов открыт для любого пользователя Интернета благодаря существующему с 2014 г. межбиблиотечному проекту "ACADEMICA". И вот первая подборка оттуда - "Анненгоф после смерти Анны Иоанновны".

Все картинки кликабельны. В наилучшем качестве документы можно рассмотреть, перейдя на оригиналы по соответствующим ссылкам под заголовками.




1. Генеральный план ансамбля и парка Анненгоф по состоянию на 1742 г. После 1742 г.
Оригинальное название: "План генералной Аннингофского саду и при немъ Ея Императорского Величества домы летней и зимней и протчия строени значитъ под сими номерами".
В высоком разрешении: первый лист, второй лист.
План ориентирован на юго-восток.

Согласно описанию на сайте Academic'и, перед нам копия, сделанная между 1730 и 1760 годами с рабочего чертежа Б.Ф. Растрелли. Нижнюю границу датировочного периода можно с уверенностью передвинуть как минимум на десять с лишним лет. Во-первых, на плане показан уже существующим перенесенный в Лефортово в 1736 году из Кремля Зимний дворец. Во-вторых, рядом с ним уже размещена Воскресенская церковь, возводившаяся М.Г. Земцовым в 1741-1742 годах к коронации императрицы Елизаветы Петровны. Кроме того, именно к 1742 году были выстроены театр ("Оперный дом", № 8 легенды к плану) и Дворцовый мост, ведший от Зимнего дворца через палисадник за Яузу.

Маркером для определения верхней границы зафиксированного в документе состояния ансамбля служит все та же Воскресенская церковь. В 1744 году она была перестроена (в частности, с северной стороны к алтарю был пристроен какой-то объем, быть может, ризница), которая видна на всех более поздних планах. Здесь же ее нет, и церковное здание выглядит симметричным. Более точно определить время создания оригинального чертежа, с которого сделана эта копия, помогает второй из публикуемых в этом посте планов (см. ниже).

Если период, к которому относится изображенное на плане состояние дворцового комплекса, определяется достаточно уверенно, то установить дату изготовления копии, к сожалению, не представляется возможным.



Изображения отдельных строений:


«1» Летней дом
«26» Каменная новая ранжерея



«2» Зимней [дом]
«3» Кухни и придворная кантора
«4» Гофвахта дровяной дворъ
«5» Интенданская и камер цалмеистерская канторы и караулни
«6» Конюшенной дворъ
«7» Театръ и иллюминация и при ней артилерно[й] дворъ



«8» Оперной дом
«9» Кузница
«10» Хореевая
«11» Погребъ
«12» Ворота триумфалные
«13» Анбар шлюпошной
«14» Головинской двор и при нем церковь и протчее строение



«15» Пивоварня
«16» Дровяная коптелна
«17» Погреб и две избы
«18» Каретной двор и два двора обывателских
«23» Гошпиталь



«19» Конюшенной двор
«20» Запасной двор



«21» Лафертовская слобода и при ней казенной дворъ
«22» Лафертовской слободы церковь



«24» Конюшенная канцелярия


«25» Ранжереи и садового мастера Брантова* дворъ
* "Мастер Брантов" - это голландец Тимофей Брантгоф, при императрице Анне Иоанновне служивший главным садовником Анненгофа.


«27» Лафортовской домъ

Летний и Зимний дворцы, Нижний парк:


Верхний парк (фрагменты):





2. План ансамбля и Нижнего парка Анненгоф по состоянию на 1743-1744 гг. После 1748 г.
В высоком разрешении: здесь.
План ориентирован на юго-восток.

Документ не датирован. По мнению составителей описания на сайте Academic'и, этот план представляет собой копию, сделанную после 1748 года с чертежа из мастерской Б.Ф. Растрелли, но на самом документе никакие даты не указаны.

В целом план повторяет предыдущий, но есть в нем и ряд существенных отличий:
- отдельные постройки комплекса палат Ф.А. Головина объединены в единый объем (в скобках отмечу совершенно необъяснимое отсутствие на этом чертеже старой Успенской церкви Головиных, одной из первых русских церквей-ротонд; на всех более поздних планах она показана как существующая);
- Летний дворец утратил два примыкавших к боковым флигелям объема, которые отделяли курдонер от Верхнего сада и оформляли парадный въезд;
- пространство между задним фасадом Летнего дворца и каналом оставлено пустым, цветники и бассейны не показаны, однако из гораздо более позднего плана С.А. Волкова, датированного 1772-1773 годами, явствует, что клумбы в своих изначальных очертанях, пусть и в запущенном состоянии, сохранялись еще как минимум 30 лет, (см. Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). М., 1998. С. 352);
- несколько иначе выглядит взаиморасположение строений "гофвахты" и дровяного двора (п. 4 предыдущего плана), в восточной части которого два небольших корпуса здесь стоят иначе, протяженными, а не торцевыми сторонами друг к другу. Позднее почти такую же картину видим на чертеже К.И. Бланка 1750-х годов (см. Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). М., 1998. С. 351);
- изменилась планировка и хозяйственных построек, примыкавших к Нижнему парку с севера.

Исходя из этого можно предположить, что перед нами план, зафиксировавший самое начало перестройки Анненгофа при императрице Елизавете Петровне и созданный на год или два позже предыдущего, но не позднее 1744 года - времени перестройки Воскресенской церкви.



Фрагменты:






В Национальной библиотеке Польши хранится еще одна копия этого же плана, посмотреть ее можно здесь.

Продолжение следует.

Интересные чертежи и очень четкое изображение. А при увеличении и вообще можно представить себе, что гуляешь по этим геометрически прочерченным аллеям.....
Замечательный материал, спасибо!