Ампир на Манежной улице

Улица, которая идет от Боровицкой башни до Манежа мимо Александровского сада, образовалась в 1820-х годах тогда, когда речку Неглинку заточили в трубу и развели не ее месте Александровский сад. Она тогда называлась Неглинной улицей. Но примерно в тоже время появился Неглинный проезд и его в в обиходе нередко называли Неглинкой, что вызывало путаницу. И в 1922 году Неглинную улицу у Кремля переименовали в Манежную, а Неглинный переулок в улицу. И путаница прекратилась. Но дома на этой улице никто из старых москвоведов описывать не спешил почему-то. Только Ю. Федосюк рассказал немного из их истории. А дома там заслуживают того, чтобы о них рассказали.



Ну начнем:

Первый дом по Манежной д. 7 весьма интересен.

Это прекрасно сохранившаяся и недавно отреставрированная усадьба, построенная богатым дворянином А.М. Гедеоновым в 1824 году.

Гедеонов служил в Экспедиции кремлевских строений, которая ведала всеми зданиями Кремля. Он купил этот участок у казны.

В 1831 году экспедиция была преобразована в Московскую дворцовую контору, где Гедеонов до 1833 года служил советником.
Помимо своих прямых обязанностей Гедеонову приходилось исполнять и некоторые другие, на него возлагавшиеся. В 1822 г. был директором итальянской оперы, находившейся в доме его деда Апраксина. Обязанности директора театра были на него возложены, вероятно, потому, что он был большой театрал и сам подвизался на сцене в качестве любителя; жена его тоже была талантливая певица-любительница, обладавшая красивым сопрано. Впрочем, управление оперой было, по-видимому, не совсем удачно, и его близкие отношения к театру закончились скандалом вследствие его непрошеного вмешательства в частную жизнь одной замужней артистки, чуть не доведшего его до дуэли с другим ее поклонником. В 1828 г. он заседал в комитете по сооружению в Москве храма Христа Спасителя, причем ему было вверено управление имениями, купленными в казну для храма.

В 1833 г. А. М. Гедеонов переменил поприще своей деятельности:13 мая этого года был назначен и.д. (исполняющим должность) директора Императорских петербургских театров. Утвержденный в должности при производстве в тайные советники (31 дек. 1834 г.), Александр Михайлович Гедеонов в течение четверти века стоял во главе петербургской театральной дирекции и с 1842 г. распространил свою власть и на московские театры. Должность директора театров, стоявшая сравнительно невысоко на придворной иерархической лестнице, при нем достигла высших ступеней ее: 5 января 1835 г. повелено было считать директора "в числе вторых чинов двора и носить ему придворный мундир", а 26 августа 1847 г. повелено считать его уже "в числе первых чинов двора" и определено ему жалованье, положенное президенту придворной конторы.
Его деятельность на этой должности запомнилась людям тем, что он препятствовал постановке опер М.И. Глинки(хотя был ему что-то типа свояком. Сын его двоюродного брата Н. Д. Гедеонов был женат на сестре Глинки Наталье Ивановне. А сын Гедеонова Михаил был другом Глинки). Он не разрешал Ревизора. Глинка о нем писал: "Дело известное, что искусство для Гедеонова не существует".

Вообще он больше любил итальянскую оперу и балет.
Именно ему м обязаны возникновению театральной улицы в Питере. Он скупил дома около Александринки и перевел туда все театральные учреждения, помещавшиеся прежде в различных зданиях. Хозяйственно-административная часть при нем изменилась к лучшему. Гедеонов обратил также внимание на бесправное положение актеров и исходатайствовал артистам 1-го разряда за 20-летнюю службу потомственное почетное гражданство. Затем он выхлопотал выдачу пенсий вдовам и сиротам артистов.
С назначением на должность министра двора графа В.Ф. Адлерберга (1852), Гедеонов все более и более утрачивал влияние на дела и в 1858 г. уволен от должности директора театров, с назначением обер-гофмейстером.
Но вернемся к дому.

Эта городская усадьба пер. трети XIX в. с жилыми и хозяйственными постройками дошла до нашего времени без значительных внешних переделок.

В композиции главного дома привлекает внимание полуротонда, обращенная в сторону ворот, разделяющих дом и флигель.

Интересна глухая кирпичная ограда участка.

До революции усадьба использовалась в военно-административных целях. Здесь располагалось комендантское управление, штабы различных расположенных в Москве гвардейских частей.
Говорят, что в апреле 1841 года в этом доме у своего родственника полковника Н.Н. Анненкова(правда я никак не могу понять, что делал в Москве адьютант в.кн. Михаила Павловича, и как он был полковник в 1841 г. если в 1844 он уже генерал-адьютант) и его жены В.Н. Анненкова, урожденной Бухариной побывал М.Ю. Лермонтов.


Так усадьба выглядела до реставрации.


В 1991 г. решением Госкомимущества СССР и Моссовета эта усадьба была передана Музею "Московский Кремль". Музей усадьбу восстановил с 2000- по 2007 год. И перевел туда часть своих научных отделов и музейных служб. Но это уже новая жизнь усадьбы.

Правда при реставрации были снесены периметральные дворовые постройки - двухэтажный каретный сарай:

И на его месте выполненно воссоздание с сохранением исторической объемно-пространственной композиции.




Источник: Ю. Федосюк.
Интернет.
Фоторафии старые и стадии реставрации взяты с сайта музея "Московский Кремль".
В 1960 - 70 гг. Манежная улица была весьма напряженной трассой. По ней пустили весь транспорт с Большого Каменного моста в сторону Манежной площади. Обратно машины ехали по Моховой улице, мимо Библиотеки Ленина. Вот такая транспортная схема существовала довольно долгое время. И вот здесь, мимо сегодняшнего музея, шел сплошной поток троллейбусов, автобусов и машин. Но даже в этой напряженной толчее - я зрительно всегда выделял этот дом, а точнее его полуротонду и ограду. Второй такой ограды я что-то не припоминаю в Москве.
В наши дни улицы почти нет, как таковой, она превращена в стоянку для машин.
Теперь вот довелось познакомиться с самой усадьбой ....
Спасибо ))
О - здорово, вижу, что Вы и еще фотографий добавили ))
Спасибо.
это я попыталась заменить те, что упали. Я ж даже не помню что там было
Фото в коричневых тонах с Паству (загрузил Tutik) - очень колоритный снимок....
Там стоит - 1972 год ? Хотя, может и правда...