Валдайский монастырь, Новгородская область. Крепость и религиозный объект середины 17 века.

Валдайский монастырь - один из самых почитаемых и красивых на Северо-Западе. Он является одной из важных достопримечательностей Новгородской области. Основан  в 1650-е годы по приказу всемогущего патриарха Никона. Скоро мы туда снова поедем, и появится много осенних фотографий, а перед этим хотелось бы выложить фото этого красивого места, сделанные в начале января, когда зима была в самом разгаре. А зима в этих местах - настоящая, русская, в ночь перед нашим приездом было -30, а днем - 22, тогда как в Петербурге было лишь -8. Вокруг было много чистого белого снега, лежавшего толстым слоем, но при этом был сухой и очень чистый воздух!



Дальше - много фотографий монастыря. Виды снаружи и изнутри.

Скажу сразу - если соберетесь сюда ехать, то рождественские каникулы - идеальное время. Людей почти нет, тишина необычайная, дороги пустые... От Валдая до Петербурга на обратном пути мы доехали всего за 3.5 часа, а ведь расстояние - больше 300 километров! А вот туда мы ехали дольше, почему и приехали за два часа до сумерек - но не по причине дороги, а потому что заезжали смотреть мост на реке Ярынье, о чем как-нибудь расскажу отдельно.

Путь для туристов и паломников начинается здесь, где паркуются машины. Несмотря на известность монастыря, в Рождество кроме нас - почти никого не было. Ни местных, ни приезжих. Наверно отпугнули всех сильные морозы.



Для меня такие монастыри - всегда в первую очередь памятники русской архитектуры. Поэтому хочется увидеть все. И со всех сторон. Поэтому вначале обходим монастырь снаружи.



Как и положено старинным русским монастырям, он обнесен каменными стенами, а по углам - башни.



Валдайский Иверский монастырь - небольшая крепость.



Вот и башни крепости....



Озеро Валдайское, оно же Святое, на берегу которого стоит монастырь. Покрыто было толстым слоем льда. А в Ленинградской области лед еще был тогда совсем тоненьким.



Кто-то видит в крепостных стенах философское значение, дескать монастырь - это место твердого духа...



Но все было намного проще. Монастыри владели немалыми драгоценностями и финансами. Желающих пограбить монастыри в 16-17 века было немало. Особенно после Смутного времени, когда по России еще полвека бродили вооруженные банды, часто численностью до ста человек, на лошадях и с серьезным вооружением. И  бросать вызов Богу, нападая на монастырские обители - они совсем не стеснялись.



А Валдайский монастырь был к тому же не так далеко от границы со Швецией, которая проходила по южным районам современной Ленинградской области, к югу от Вырицы и Сиверской. Сам Бог велел в таких условиях уметь защищать себя.



Ангел с трубой на башенке.



Валдайский монастырь был "проектом" всесильного тогда Никона, который хотел Россию сделать духовным центром христианского мира, создав здесь аналоги всех культовых мест.



Если б Никон не потерял свое высокое положение, Валдай бы на века стал главным монастырем России. И был бы самым богатым. Но после отстранения Никона монастырь постепенно стал терять свое значение. Хотя почитается и уважается и по сей день



Эта башня особенно напоминает, что Валдайский Иверский монастырь - крепость.



Закончили обход, вернулись в исходную точку. Пора идти внутрь.



На территории монастыря много что запрещено. Но Божья Воля сделала так, что мы не смогли узнать о сути этих запретов, потому что таблички замерзли.



У входа стенды с информацией. Покрылись льдом, поэтому прочитать удавалось не все. Но можно было увидеть схему. Хорошо видно, что монастырь поделен на две части, как классическая крепость. Если враг прорвется в одну часть, то можно укрыться в другой. В будущем к этому добавился еще один, не очень хороший смысл - внутренняя стена разделяла начальство и высопоставленных монахов и рядовых, что были попроще.



Внутри, в первой части монастыря. Все очень красиво, монастырь хорошо ухожен.




Через эту воротную башню (надвратную) - проход дальше. В случае военной опасности эта башня бы запирала своей мощью путь из одной части монастыря в другую.



Монастыри - это памятники не только культуры и архитектуры, но и русской фортификации. Кельи монахов тоже были частью оборонительной стены, окна напоминали бойницы. Это обычное явление для той эпохи, трудно было бы найти тогда крупный монастырь , не позаботившийся о своей защите. Государственная власть была слишком слаба, чтоб обеспечить порядок в стране.



Фотосъемка требует благословения, то есть денег. Про это я был предупрежден, но так и не нашел, кому надо платить. В мороз тут было пустынно. Поэтому не платил, но просто куда-то оставил пожертвование .



Обратите внимание на толщину стен надвратной башни. Враг не пройдет.



Прошли во вторую часть монастыря



Главный храм монастыря - Успенский собор (вначале назывался собор Иверской иконы Божией Матери).



Звонница с часами.



Собор построили всего за один год. А ведь не было современной строительной техники. Но умели тогда строить быстро и качественно.
Это вам не Зенит-Арена...



Если за сто лет до этого при Иване 3-м и его сыне Василии строили часто итальянцы, приглашенные на Русь в качестве иностранных специалистов, то при Никоне строили русские мастера. Так что здесь архитектура - ценнейший памятник русского искусства!



Если присмотреться, то видно, как в центральном куполе отражаются два других купола.



Красиво здесь. Даже в зимний сумеречный день. А летом наверно еще более красиво.



Кстати, в церковной лавке потрясающе монастырский вкусный хлеб, а также другие угощения. После осмотра красот архитектуры - мы там побывали, и остались довольны!

Вид на собор сзади.



А теперь лично для меня, человека из мира боевых искусств, самое интересное - фортификация! Кусок крепостной стены. Боевой ход стены такой же, как в старину...



Можно и сейчас держать оборону! К счастью, в этом нет необходимости.



Классическая русская средневековая крепость! Небольшая, но против разбойников вполне достаточная.



Очень бы хотелось пройтись по этим стенам, но к сожалению, туда допуска нет... (Поэтому, когда были в Вологде, я был просто счастлив от того, что местный Прилуцкий монастырь пускал гулять по крепостным стенам). Но и просто любоваться - приятно! Вот они - русские сила и мастерство!



Снег, как сами видите, очень глубок. Это вам не Петербург, и даже не Новгород - на Валдайской возвышенности все серьезно. Если зима- так правда зима, а не то, что у нас.



Дальняя часть монастыря. Интересный элемент в левой части кадра - двойной ряд стен. А между ними какой-то домик.



Рождественская пещера из снега!



Рождественская традиция изображает рождение Иисуса Христа двумя разными способами. В первом случае это хлев с животными, во втором - пещера. Часто можно увидеть сразу оба изображения. Здесь изображена пещера, как рождественский символ,где могли быть ясли, в которые клали младенца.



Заходим внутрь собора. Вспышку использовать в таких местах не положено, а без нее кадры весьма туманные. Но лучше так, чем никак.



Внутри красиво.



Тихо, спокойно, приятно здесь.



Елка у входа в храм. Всего там было две рождественских елки, одна была с кучей игрушек, но там было темно, и фото сделать не представлялось возможным.



На территории монастыря было необычное дерево с иконкой. Туда паломники втыкали монеты.



Местный монах отказался нам ответить, что все это значит. Он был весьма неразговорчив. Так что, кому это важно, узнавайте сами через Гугл. Но сама по себе традиция любопытная.



Деньги в коре дерева.



Отдает языческими традициями...



Темнело. Мы побежали на лед озера, чтоб сделать фотографию со стороны воды.



Общий план монастыря, вид издалека.



Руки на второй час прогулки при сильном морозе отчаянно мерзли. Чудо, что смогли что-то снять...



Красота!



Валдайский монастырь стоит посетить всем, даже тем, кто от христианской веры далек. Здесь красивая природа вокруг, очень чистый воздух, богатый кислородом. И монастырь представляет собой ценный памятник русской архитектуры 17 века.




-------------------------------

Страница, посвященная нашим туристическим походам:  Туристический клуб "Восемь Врат"
Страница о красивых и интересных местах Ленинградской области:  Петербург для души и тела


Спасибо!
Хороший репортаж с качественными фотографиями.
Но все же укажу на одну историческую ошибку. Патриарх Никон главным для себя считал не Валдайский монастырь, а Новый Иерусалим. И вообще при Романовых наиболее почитаемым за пределами Москвы по вполне понятным причинам являлся Ипатьевский монастырь в Костроме.
И соглашусь с Вами и не соглашусь тоже )
Тот период русской истории характерен строительством такого количества монастырей по всей Руси, что подобного времени не было не раньше, не позднее. Понастроили сверх меры. И что тут у них было самым главным, ответить сложно. Но конечно для Никона - это его резиденция на Истре :))
Там он потом и провел много времени, упертый в своей гордыне (
В чем Вы со мной согласны, я понял.
А вот в чем нет - не очень.
Монастырское строительство в России на протяжении нескольких веков было весьма активным. Хотя именно XV - XVII века здесь лидируют.
Впрочем, монастыри нужно рассматривать не только как центры культуры и памятники архитектуры. Нужно иметь в виду, что вплоть до середины XVIII века (т.е. до секуляризации 1764 г.) они являлись еще и весьма существенными экономическими единицами (монастырское землевладение в аграрной экономике, а другой в средневековье и не могло быть, никак нельзя упускать из вида).
Патриарх Никон - более чем сложная историческая фигура. Но без таких как он история была бы скучной. Хотя я согласен с известным изречением: "Чем больше эпоха печальнее для ее современника, тем больше она интересна для историка". ))
Вот под последней фразой я тоже могу подписаться! Все верно написано.
А монастырское землевладение было страшным бичом для русского крестьянина.
Пожалуй - самый страшный враг, и от которого не скроешься.
Вот тут-то и начинались первые "революции".... )
Согласен с Вами, монастырское землевладение для крестьян, прикрепленных к монастырям, было более тяжким бременем нежели обычное помещичье. Для помещика его крепостные были все-таки людьми, о которых нужно заботиться, хотя бы в целях собственной выгоды. А вот для монастырей крестьяне были не более чем безмолвным стадом, который можно эксплуатировать, прикрываясь "божественными заповедями".
Я-то видел все это великолепие летом, со стороны озера, зрелище запоминающееся.
Град-Китеж стоит прямо на воде....

Умели же раньше монастырские  "архитекторы" проекты составлять, а "безграмотные" мужики воплощать, не то что нынешние бездарности

Да, но хотелось бы, чтобы Вы выражали свои мысли конкретнее.
Там хоть сейчас сральни нормальные сделали или до сих пор на дырку ходят, во имя отца и сына и духа вонючего.