sergeyurich (sergeyurich) wrote in architectstyle,
sergeyurich
sergeyurich
architectstyle

Categories:

ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Центр (часть первая). Торговые ряды и храм Спаса в рядах

    Когда вы оказываетесь в центральной части Костромы, вас вполне может охватить ощущение, что за последние 150, а то и 200 лет здесь почти ничего не изменилось. Кажется, что достаточно убрать с улиц города автомобили и электрические провода, и вы как будто бы переноситесь во времени в первую половину XIX века.




И в этом нет ничего удивительного, если знать хотя бы вкратце историю города.
Дело в том, что почти полностью деревянная Кострома была практически целиком уничтожена в результате страшного пожара 1773 года. Но поскольку указом Екатерины II от 1781 года Кострома стала губернским центром, тогда же был утвержден генеральный план регулярной застройки города, согласно которому он должен был соответствовать званию столицы губернии.




    Строили каменные здания Костромы, разумеется, в том стиле, который являлся господствующим в архитектуре того времени, т. е. в стиле классицизма (позже к нему прибавился и ампир, хотя элементы позднего барокко тоже присутствуют). Ну а так как этот город на Волге издавна был купеческим, торговым, то не случайно, что застройка началась с возведения торговых рядов.




Торговые ряды (Гостиный двор) начали строить в 1789 году. Первыми были построены Красные и Большие мучные ряды, а позже к ним добавились Пряничные, Рыбные, Табачные, Масляные и Мелочные ряды. Автором проекта был столичный архитектор К. Клер, а осуществляли его талантливые зодчие С. А. Воротилов, П. И. Фурсов и В. П. Стасов.




Название Гостиного двора – «Красные ряды» не имеют никакого отношения к коммунистической идеологии. Они получили такое наименование потому, что торговали здесь «красным товаром»: бархатом, парчой, атласом, шелковыми тканями и т.п.

Именно на средства купцов Красных рядов (которые были самыми зажиточными) было закончено строительство каменной пятиглавой церкви Спаса (1766 – 1794 гг.) и высокой колокольни в стиле позднего барокко к ней (начало XIX в.).


































Причем Красные торговые ряды были построены таким образом, что составили с храмом и колокольней единый архитектурный ансамбль.















Так, главный вход в Гостинный двор со стороны Волги и вход в храм составляют практически единое целое.













Да и сама церковь Иисуса Христа Спасителя носит название "Спаса в рядах".

В 1937 году главы храма и колокольня были разобраны, но к счастью, их восстановили в 1974-1984 годах.




В настоящее время и Гостиный двор и все торговые ряды выполняют ту же самую функцию, что и раньше: в них располагаются самые разнообразные магизины.










Кострома не пострадала от войн XIX – ХХ столетий, а во время индустриализации СССР, в ней не было запланировано строительство крупных промышленных предприятий, поэтому центральная часть города осталась в неприкосновенности (здесь почти нет зданий выше трех этажей, за исключением нескольких доходных домов, построенных на рубеже XIX – ХХ веков, о самых интересных из них я обязательно расскажу), если не считать, конечно же, множества церквей, уничтоженных в годы богоборчества. Поэтому, гуляя по центру Костромы, можно насладиться духом настоящей русской провинции.


Продолжение следует…
Сергей Воробьев.




Tags: 3. Стиль БАРОККО, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Кострома
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments