ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Центр (часть пятая). Проспект Мира, Романовский музей и Е. В. Честняков

 
    От центральной площади Костромы – ныне Сусанинской, а ранее Екатеринославской, как мне стало известно недавно, именуемой местными жителями «Сковородкой», веером расходятся лучи-улицы, названные в соответствии с генеральным планом реконструкции города 1781 года в честь наследника императрицы Екатерины II и ее внуков и внучек – детей будущего императора Павла. Главная из этих улиц, разумеется, бывшая Павловская, в настоящее время – проспект Мира (до это улица Луначарского и проспект Сталина).




Правда, на проспект эта улица совсем не похожа, скорее она представляет собой бульвар, каковым, собственно, и является. И по моему мнению, несмотря на то, что проспект Мира неплохо для относительно небольшого провинциального города благоустроен, по разнообразию архитектурных памятников он уступает соседней улице Симановского (о ней подробнее см. здесь: https://sergeyurich.livejournal.com/1050550.html ).




    И все-таки, проспект Мира – излюбленное место прогулок как костромичей, так и гостей этого замечательного города.




Тем более, что он превращен в «Аллею культуры», на которой в большом количестве представлены информационные стенды об истории Костромы и ее знаменитых жителей (причем, в тротуарную плитку вмонтированы медальоны с их изображениями и пояснениями, например, «Сусанин – герой», «Фурсов – архитектор», «Михаил Федорович – царь» и т д.; жалею теперь, что не сфотографировал их).

Очевидно, что у городских властей явно недостаточно средств, чтобы поддерживать эту аллею в порядке (обратите внимание хотя бы на покосившийся фонарь в самом ее начале).




Самым интересным зданием на проспекте Мира является Романовский музей, история постройки и создания которого связана с празднованием 300-летия династии Романовых.







Проект здания, разработанный архитектором Н. Н. Горлицыным в псевдорусском стиле, утверждал лично Николай II. Присутствовал он и на открытии музея во время праздничных торжеств в мае 1913 года.

Фото из журнала "Нива" (1913 г.):




Поскольку это здание специально строилось именно как музей, в нем отлично разместились экспозиции и фонды Костромского художественного музея.

Коллекция Романовского музея богата и разнообразна. В ней представлены и уникальные памятники древнерусского искусства (иконы XVI – XVIII вв.), и картины художников XIX – ХХ вв. (в том числе работы Айвазовского, Лагорио, Саврасова, несколько произведений эпохи авангарда).
Но того же, к примеру, Айвазовского, можно увидеть едва ли не в любом провинциальном музее России, а коллекция икон намного более органично смотрится в музее Ипатьевского монастыря. Поэтому я лучше подробнее остановлюсь на представленной в Романовском музее коллекции произведений местного художника – Ефима Васильевича Честнякова (1874 - 1961), являющейся предметом особенной гордости музея.





Е. В. Честняков родился в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии. Некоторое время он учился в Академии художеств у И. Е. Репина. Человек разносторонне одаренный, он был обречен на тяжелый крестьянский труд и нищенское существование. Не принятый «своим» в городе и отвергнутый крестьянской средой, в которой его занятия живописью считались чудачеством, Честняков, испытывая постоянный недостаток красок и кистей (все его картины не имеют рам), наперекор всему продолжал служение искусству.

Практически все наследие Е. В. Честнякова – несколько десятков живописных полотен, графика, скульптура и литературные произведения - хранится в Костромском художественном музее.
Источником творчества художника являлась народная культура – крестьянские обряды, праздники, обычаи и просто портреты крестьян и и их детей.

    Вот небольшая подборка:





























Нет, я не могу сказать, что я в восторге от творчества Е. В. Честнякова, но то, что оно интересно, безусловно.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.




Cпасибо! Честняков один из первых примитивистов у нас, да и не только у нас. По-моему, с душой
Пожалуйста!
Конечно же, с душой!
А вот насчет того, первый он или нет, не могу сказать. Здесь нужно поднять очень большой материал по истории изобразительного искусства, а я все же не искусствовед.
Так говорил директор музея во время экскурсии. Очень советовал посетить его дом-музей, но он в такой глуши, добраться трудно