Полет с Тризини.

Движение барокко. О нем писали великие. Одна из работ Вельфлина так и начиналась.

Барокко это пышность и движение.

Но как это работает на практике? Что и куда движется?
О том что некоторые памятники барокко должны вызывать у зрителя состояние близкое к зрительным галлюцинациям указывал и Грабарь.

Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь какая же из них верная.

Ну вот на фотографии ниже одно из великолепных творений Трезини. Неужели вы не пережили всего выше сказанного?  Разве ничего у вас перед глазами не движется и не пьянит?




Манеж 1-го Кадетского корпуса на Университетской набережной



Тому есть не трудное объяснение. Оценка любого художественного произведения требует подготовки. Азы этой подготовки быстро уходят из людской памяти. Трудно поверить, но в конце 19 века европейцам пришлось рассказывать о их же искусстве. Прошло чуть больше 300 лет со времени жизни Миккеланджело, а швейцарец Вельфлин фактически открыл барокко заново. Его книга Ренессанс и барокко по-прежнему может стать для вас волшебной дверцей в искусство.
Вышесказанное однако, не весь путь к двигающимся зданиям. Только подумайте сколько можно на наркотиках сэкономить если они все-таки начнут изображать волну форм?
Базовую вещь как-то произнес на  одной своей лекции Лисовский Владимир Григорьевич. Архитектурные формы никогда не существовали в природе. Все что вы видите на фасадах зданий ( к примеру колонны, наличники, окна и двери) -плод человеческого ума.    Цитирую я вольно по памяти. Но в этой формулировке для меня есть очень важная мысль. Прежде чем начнете что-то двигать, выстройте эти формы по порядку. Так что бы они для вашего человеческого взгляда выглядяли "нормальными".



Ну а теперь полетаем с Тризини.

Уровни проемов на фасаде манежа 1 кадетского корпуса.




Фасад начнет двигаться если вы сопоставите уровни проемов первого и второго этажа. Въездные ворота окажутся ниже уровня соседних окон. Верхние "паладианские" окна выше уровня соседей. При общем прочтении получается забавное иго-го. Здание как будто разрывается изнутри.



                                   Эффект композиции  с окнами на разном уровне.

Забавным дополнением будет тот факт что маскароны над тремя окнами по центру смотрят в разные стороны совсем особым образом. Два боковых друг на друга, центральный куда-то в сторону. Дух эпохи - в мелочах.
  Надеюсь вам понравилось. Ранее о полетах в барокко я рассказывал здесь.

https://koloma9.livejournal.com/44473.html

http://arch-heritage.livejournal.com/2263687.html

Большинство "нео" стилей этих особенностей кстати не чувствуют.  "Немыми" оказываются внешне вполне правильные постройки Штакеншнейдера к примеру его знаменитый дворец Белосельских-Белозерских https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85