Шустовская подмосковная

Оригинал взят у  proofreader_z в  Шустовская подмосковная

09.10 264.jpg

Блестящий памятник блестящей династии.

09.10 266.jpg

Фамилия Шустовых известна в России наверное всем, подозреваю, лишь лютые трезвенники ни в жисть не сознаются, что хоть раз её слышали. Пишут, пред Первой мировой Шустовы "контролировали" чуть не треть алкогольного рынка страны нашей, и будто бы только им французы разрешали писать на товаре слово "cognac".

09.10 268.jpg

А "Рябина на коньяке", "Белый аист", "Спотыкач", "Зубровка" -  всё это названия родные до боли и знакомые с детства. И происходит род Шустовых не с берегов Шаранты, а с Оки, из села Дединово Коломенского, а потом Зарайского уездов ( нынче в Луховицком районе).

09.10 269.jpg

Река Цна здесь зовётся "Ройка" и делит село на верхний и нижний концы. Вот в нижнем Дединове в самые последние годы XVII века Никита Фёдорович Шустов и построил эту редкой красоты церковь. Рядом с деревянной, помянутой ещё в 1646 как "клецки о пяти главах".

09.10 270.jpg

В то время Шустовы ещё не разливали коньяк, а занимались хлебом и солью. Занимались видимо серьёзно, т.к. в годы строительства судились аж с самими "хозяевами Урала" Строгановыми из-за Левненских промыслов.

09.10 271.jpg

И речку прозвали Ройкой конечно не случайно, наверняка её рыли-чистили, ибо здесь находились знаменитые Дединовские судостроительные верфи, на которых строилось хоть и не "всё", как врут, но очень  многое из того, что плавало по Оке, Волге, Каспию, Дону и пр., а Пётр Великий, говорят, сработал тут струг, дабы служил образцом прочим мастерам "... под наказанием и ссылкой вечной на галеры, если инако делать станут".

09.10 273.jpg

Струг хранился где-то при церкви плоть до пожара 1865 года.

Говорят, льва и единорога над входом сделали  по приказу самого царя, и вообще Пётр Алексеич любил бывать у Никиты Фёдоровича, нянчить его сына Василия, которому подарил рубль со своим "портретом".

Совсем недавно в Дединове нашли клад тех времён и подозревают, что зарыл его именно Василий Никитич,
ибо:
1-е -  только он при Анне Иоанновне не вернулся из ссылки по "делу Долгоруковых (т.е. не мог откопать)
2-е -  в кладе "в отдельной коробочке из палисандрового дерева хранился рубль 1718 года"
http://reviewdetector.ru/index.php?showtopic=311401

09.10 276.jpg

В общем, с храмом этим столько всего вспоминается, что никак не дойдёшь до здания самого. Как все давно уж заметили, это роскошное московское барокко с удивительно изысканным белокаменным декором. Строили красоту эту мастера известного Солотчинского монастыря.

09.10 274.jpg

Этакая ассимметричная кучка: церковь-трапеза-колокольня-придел северный, южный уже в классические времена классицисты добавили для симметрии, о которой в XVII в. особо не думали, потому и колокольню поставили не по оси церкви, а немного северней:

Bez-nazvaniya34.jpg

Все главы глухие, северное крыльцо позднее (по кладке судя), но не намного позже (судя по стилю).

09.10 275.jpg

Ко всему тому - уникальная настенная живопись, которую открыл известный спец из ЦНРПМ Владимир Яковлевич Кузнецов под поздними крышами на северном и западном фасадах четверика:

img909.jpg

Он её реконструировал так: гроздья "винограда, цветов, баклажанов, .. листьев ... прямо по кирпичу темперными красками широкими и уверенными мазками ...", контуры обведены чёрным.

img912.jpg

Давно уж нет наружних росписей "травами" храма Ильи в Ярославле, а росписи Высокопетровского монастыря утрачены так по-идиотски уже в наше время. От того дединовская роспись вельми ценна, а уж в каком она состоянии теперь, не знаю.

09.10 277.jpg

Пишут ещё, в 1930-х церковь сия была "всегда полна народу", благодаря проповедям отца Константина Немешаева, в коих судя по всему доставалось по заслугам и нежно любимым товарищам. Осуждён тройкой и расстрелян в Бутово 21.11.37.

09.10 278.jpg

А ещё, южнее церкви стоит очень удачный особняк позднего классицизма, говорящий, что в том стиле умели таки без выкрутасов сделать красиво. Все пишут, "дом Хромовых":

09.10 272.jpg

Во всяком случае он стоял 10 сентября 2010, когда мы ТАМ гуляли.
По всем приметам это Нарышкинское барокко. Впрочем, могу и ошибаться.
Кто знает подробности - просьба озвучить.
Для меня главная подробность - архаичность плана. Он ещё из Московского узорочья, а для Нарышкинского более характерны симметричные композиции. Но декорация откровенно нарышкинская, да ещё такая яркая и насыщенная, что всё "перевешивает".
Плюс, придел - восьмерик на четверике и колокольня с убывающими восьмериками.
И вообще для провинции характерно следить за столичной модой, но в чём-то поступать по старинке.

Т.е., скажем: "Нарышкинское барокко с примесью более ранних традиций".
Согласен в автором. Здесь больше московское узорочье, хотя элементы нарышкинского барокко тоже присутствуют.
Договорились, господа-товарищи )
Добавил метку про Московское царство, которую в данном контексте надо понимать, как архитектуру XVII века. Немножечко компот получается ........)
Так ведь этот храм и был построен в конце XVII века. Так что, никакого компота. ))