Церковь князя Пожарского в Пурехе

Оригинал взят у proofreader_z в  Церковь князя Пожарского в Пурехе

30.05.09 090.jpg

Храм построен "тем самым", всем известным освободителем Москвы:

7.jpg

Стоит он в нынешнем Чкаловском районе, здесь: https://yandex.ru/maps/-/CZcPjU84.
До революции то была северо-западная часть часть Балахнинского уезда Нижегородской губернии,
а в начале XVII века - Пурецкая волость Нижегородского уезда.

30.05.09 071.jpg

Часто пишут, мол "...село было пожаловано Пожарскому...", но по приводимым текстам  жалованной
больше похоже, что речь шла лишь о земле, где на Петряевской пустоши князь основал монастырь
во имя особо почитаемого в нижегородских краях Макария Желтоводского и Унженского, а при
обители той уже и выросло село.

30.05.09 092.jpg

Ещё иногда пишут, ту землю пожаловал в 1621г. Михаил Романов за "Московское очищение",
но другие указывают, что это сделал ещё в 1610г. Василий Шуйский за верную службу ему -
представителю Суздальской ветви Рюриковичей, куда более законных наследников московского
престола, нежели худородные Романовы.
Т.е. Михаил в 1621-м лишь подтвердил владельческие права Пожарского.

30.05.09 073.jpg

Выбор места для обители вроде бы тоже не был случайным, ибо именно здесь проходил путь из
Нижнего в Ярославль, и по преданию обет основать монастырь сей вождь Второго ополчения дал
в феврале 1612г., проходя с в войском в этих краях.

30.05.09 085.jpg

К тому же совсем рядом (всего 20 км южнее: https://yandex.ru/maps/-/CZcTYI28) находилось
поместье Пожарского - Юрино (некоторые даже считают, что он там родился, хотя другие
называют село Берсенево Клинского уезда).

30.05.09 074.jpg

В дереве монастырь вроде бы был отстроен уже в 1613-1615гг. и стал приютом
для многих инвалидов Второго ополчения, а в упомянутом Юрине примерно в те же годы
Пожарский поставил церковь Казанской иконы.

30.05.09 075.jpg

Каменный храм Преображения, до нас дошедший, строился где-то в 1620-х - 40-х годах.
Так или иначе, но в весьма часто цитируемой описи 1647г. значатся уже и двухэтажная пятиглавая
церковь, и приделы, и паперти, и колокольня. Вот только из пяти перечисляемых престолов
освящённым
был тогда лишь один (какой именно - опять же разночтения).

30.05.09 076.jpg

Именно сюда, в Макарьевский монастырь князь поместил знамя, под которым воевал в 1612-м.
Ровно 200 лет спустя его возили в Москву, благословлять ополчение на борьбу с Наполеоном.
В 1813г. - знамя вернули на место, а в 1826г., по воле Николая I опять таки вывезли в Москву.
Оно вроде бы живо, в Оружейной палате и выглядит как-то так:

ч.jpg

Однако, столь мудрое решение монарха понравилось далеко не всем, и в селе вспыхнул форменный
бунт, закончившийся ссылкой в Сибирь 25 самых несознательных. Дабы утешить остальных, добрый
царь повелел изготовить копию того знамени, которая была помещена в Успенскую церковь в
нижнем этаже храма.

с.jpg

Также в монастыре хранилось знаменитое Распятие, привлекавшее великое множество паломников,
деревянное, обложенное серебром, о коем сказывают следующее:
"По одному преданию крест сей принесен князем Пожарским из Соловецкого монастыря по случаю
моровой язвы в его имении; а по другому, он сделан был прежде нашествия татарского, но при
вторжении Батыевом затоплен русскими в болоте для того, чтобы не достался в руки
идолопоклонников, и найден на месте затопления князем Пожарским, когда он был на охоте".

5.jpg

Упоминаются и ещё чуть не два десятка реликвий, дарованных храму сему самим Пожарским либо
его потомками. В 1936г. эти ценности были свалены на подводу и вывезены в Василёву Слободу,
где следы того добра и теряются. Сама слобода затоплена в 1950-х при строительстве Горьковского
водохранилища (находилась она примерно здесь: https://yandex.ru/maps/-/CZcTfS3l и была одним из
старейших сёл Нижегородского  края, а заодно родиной легендарного Чкалова).

30.05.09 087.jpg

Кое-что сохранилось. Пишут, колокол, в 1641-м подаренный храму кем-то из Пожарских,
нашёлся в подвале бывшей пожарной части Городца, где в 1930-е размещалась автошкола
и в 1968г. был передан в тамошний Краеведческий музей:
4.gif

а в Москве, в Историческом музее, двери зала № 21 вывезены из пурехской церкви:

6.jpg

Наконец, упомянутое Распятие в 1941г. каким-то чудом попало в Нижегородскую Высоковскую
церковь
, бывшую в те годы чуть ли не единственным действующим храмом города. Есть правда
версия, что это лишь одна из его дореволюционных копий.

30.05.09 095.jpg

Монастырь упразднили в 1693г., а Преображенский храм, ставший приходским, в 1870-х - 80-х гг. весьма основательно перестроили. Северный придел возвели практически заново, снесли западную
паперть, шатровую колокольню и на месте их поставили нынешнюю огромную четырёхстолпную
трапезную с новой колокольней (высота до креста ок. 45 м).

30.05.09 086.jpg

30.05.09 077.jpg

Таким образом, от первоначального здания остались пятиглавый четверик и южный придел. Судя
по срезанным верхам закомар, скатные кровли на них - поздние, но появились ещё до упомянутой
коренной перестройки ибо уже были до сноса шатровой колокольни:

2.jpg

Тем не менее, закомары были ложные, чисто декоративные, т.к. совершенно не соответствовали (как
и лопатки) внутренним конструкциям здания, ибо церковь двустолпная, центральная глава покоится
на системе взаимно-перпендикулярных арок - столь любимых  в XVII веке.

30.05.09 093.jpg

Встречается информация, будто на колокольне "...в 1903 году были поставлены башенные часы с
боем...", однако на фото, обычно приписываемом А.Соколову и датируемом 1912-м, их не видно:

1.jpg

В XIX же веке была поставлена ограда с четырьмя воротами не считая калиток, при чём в процессе
земляных работ в юго-восточном углу было обнаружено "...захоронение древнего русского воина
в полном боевом вооружении...". Останки перезахоронили, а на месте том построили часовню в
память императора Александра II:

30.05.09 068.jpg

При совках в ней устроили лавку, торговавшую керосином:

30.05.09 089.jpg

Сама же церковь использовалась как хранилище зерна.

30.05.09 078.jpg

Какие-то реставрационные работы всё же велись на рубеже 1960-х - 70-х,
потом на рубеже 80-х - 90-х. В 1991 храм отдали РПЦ.

30.05.09 080.jpg

В № 36 "Архитектурного наследства" О.К.Савельевой опубликованы обмеры здания,
что конечно же не может не радовать.

30.05.09 084.jpg

План нижней церкви:
1.jpg
План верхней:
2.jpg
Южный фасад:
3.jpg
Разрез по центральной главе, вид с запада:
4.jpg

Разрез по центральной главе, вид с севера:
5.jpg

А для самых гурманов - даже разрез по западным малым главам, вид с востока.
Главы те, как не трудно заметить, тоже световые:
6.jpg

Короче, как говорится, "объект введён в научный оборот", и тем более странно встречать иногда,
даже на весьма почтенных сайтах, формулировки типа "Четырехстолпный пятиглавый четверик
основного храма с трехчастным алтарем и ..." т.д., и т.п. ...
Столпов в том четверике только два, а то, что можно при сильном желании принять за "восточную
пару" - просто части стены, прорезанной проёмами в алтарь.

30.05.09 081.jpg

Остаётся добавить, что строителем храма называют каменных дел подмастерье Филиппа Иванова.

30.05.09 088.jpg

В последние годы в Пурехе появились и памятник Пожарскому, и музей, и копия Распятия.
Есть там и прочие здания, достойные внимания, но то уже совсем другая история ...

30.05.09 091.jpg

А до северо-восточной башенки типа цивилизация добралась - колпак на неё нахлобучили
шутовской, прямо из диснейленда:

30.05.09 082.jpg

мои фотки - 30 мая 2009
остальные - откуда попало

30.05.09 070.jpg
Что хорошо, то и хорошо. ...
Скажу о том, что не очень - то есть о самом огромном соборе.
У него приземистые пропорции из-за заниженной высоты барабанов под главами. И главы зрительно чуть ли не лежат на крыше.
Да плюс к тому все стены равномерно покрыли белилами, деталей там и не увидишь.
Архитектура растворилась в белилах (((
Так что в Советские годы были одни проблемы, а теперь другие.....
А мне больше всего жалко великолепную шатровую колокольню.
Да.
И саму по себе,
и то, что новая изменила всю композицию в принципе.
Да, новая колокольня к тому же еще и намного уступает по изяществу предыдущей.
В царствование Михаила сами по себе приземистые пропорции были весьма распространены, плюс ещё и четырёхскатная крыша по моему поздняя, что тоже всегда в ущерб стройности.
Кроме современной побелки, перестройки 19 века наверняка не улучшили вид и сохранность деталей.
В принципе - собор изначально мог иметь и позакомарное покрытие, которое позднее заменили четырехскатной кровлей. В 19 веке это любили делать, для простоты защиты от дождя и снега.
С покрытием по закомарам собор выглядел куда как стройнее ))