Аптека на Никольской



Есть в центре Москвы оригинальный домик, который имеет, как двуликий Янус, два лица. С одной стороны - его фасад напоминает готический замок с башенкой, а с другой - это шикарный дворец с барочными чертами. И не все догадываются, что это одно и тоже здание.

1. Зато самую лучшую аптеку Москвы в Китай-городе помнят многие и, конечно, бывали в ней.




2. Она была дежурной, даже ночью в случае необходимости там можно было купить редкое лекарство. В советское время она называлась Аптека № 1 или Аптека на Никольской.




А какие роскошные интерьеры там были: вертящиеся двери, метлахская плитка на полу, мраморные лестницы с коваными перилами. Её большие залы были украшены золочёными вазами, дубовыми резными шкафами, бронзовыми канделябрами и статуями. Вся эта красота сохранилась с тех пор, когда аптека принадлежала фармацевтам Феррейнам.




3. Аптеки сейчас здесь как не бывало, только здание осталось, и табличка напоминает о прежних временах.




В фондах Мосгорархива сохранились документы, в которых говорится о покупке 23 марта 1832 года частной аптеки на Никольской аптекарем Карлом Феррейном. В документах 1844 года аптека К. Феррейна упоминается как Старо-Никольская. Это название аптека получила, видимо, от монастыря Николы Cтарого, который находился в начале Никольской улицы. В марте 1862 года Карл Иванович, к тому времени уже почётный гражданин Москвы, перевёл свою аптеку на другую сторону Никольской улицы. Ещё при жизни Карл Иванович передал все дела своему сыну Владимиру. Старший сын Андрей посвятил себя химии и имел степень магистра химии, хотя до самой смерти активно помогал брату.


В.К. Феррейн. Фото 1900-х гг.

В 1873 году Владимир Феррейн получил от Московского кредитного общества ссуду под залог имущества и собственного дома Феррейнов, арендовал и реконструировал часть соседнего здания. Постепенно все арендуемые помещения были приспособлены для обслуживания посетителей. При аптеке были организованы склады и специальные лаборатории.




4. К концу XIX века аптеке и лаборатории стало тесно в старых помещениях. Поэтому здание опять перестроили, и оно приобрело парадный фасад с четырьмя статуями, изображающими античную богиню Гигию - покровительницу медицины, и задний фасад с готической башенкой с часами.




5. Античную богиню Гигию обычно изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.




6. Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины. Именно Гигия дала название медицинской дисциплине гигиене.




7. Задний фасад сейчас плохо просматривается с улицы, и увидеть его можно только с верхней точки.




8. Новая аптека была задумана как пятиэтажная, но архитектору А. Эрихсону пришлось изменить проект и соорудить лишь четыре этажа этого дома.




В то время аптека Феррейн была самой крупной в Европе. Владимир Карлович изобретал оригинальные способы для привлечения клиентов в аптеку. Поскольку считалось, что для приготовления хороших лекарств лучший фармацевтический ингредиент медвежий жир, Владимир Карлович купил медведя. Рассказывают, что каждый день его водили на водопой на Лубянскую площадь к городскому фонтану. После смерти медведя его чучело установили на втором этаже аптеки.
Помимо работы в аптеке, Феррейны организовали оптовую торговлю при фармацевтической фабрике в Кривоколенном переулке, розничную продажу товаров в своих аптекарских магазинах (аптечными, косметическими, парфюмерными, фотографическими и другими товарами). В Подольском уезде московской губернии (ныне район Бутово) и в Крыму у них были плантации лекарственных трав, в городе Мологе Ярославской губернии - химическая фабрика, а в деревне Нижние Котлы (метро "Нагатинская") - крупный фармацевтический завод. Во время Первой мировой войны, когда ощущался острый дефицит лекарственных средств, предприятие выпускало около 300 наименований препаратов. Это было чрезвычайно важно, так как основной поставщик лекарств - Германия, с которой шла война, прекратил снабжение лекарствами. Сейчас этот завод известен как "Ферейн" (с одной "р"), чтобы не было неприятностей с законными наследниками.
Действительный тайный советник, купец первой гильдии, В.К.Феррейн работал еще и в городском Обществе попечения неимущих и нуждающихся в защите детей, а также в Московском Совете детских приютов. Жертвовали Феррейны и значительные средства на городские нужды. За свой труд на благо общества они имели различные государственные награды. Владимир Карлович и его сын Александр Владимирович были членами Императорского общества акклиматизации растений и животных и много сил и средств они отдавали развитию своего Ботанического сада в Бутово и Городского зоологического сада на Пресне. Для пресненского сада в конце XIX века построили красивые входные ворота из красного камня и дом Бактериологической сельскохозяйственной станции с Музеем флористики в одном из залов. Ворота потом подарили городу, но во время революции их снесли, бактериологическую станцию разорили.
Почти вся семья Феррейнов в 1917 году покинула Россию. После революции и национализации предприятия "Товарищества В.К. Феррейна" Владимир Карлович устроился в собственную аптеку кладовщиком. В 1918 году он скончался от инфаркта в Крыму. К сожалению, единственный сын Владимира Карловича Александр (1864-1906), один из выдающихся фармацевтов России, не смог стать преемником дела отца. Он скончался в возрасте 40 лет. Александр Феррейн был талантливым ученым-фармацевтом, ботаником, автором многих научных трудов.
Ферейны похоронены на Введенском (Немецком) кладбище, они покоятся в семейном некрополе (7-й участок). В бывшей подмосковной усадьбе Феррейнов сохранился в настоящее время лишь один дом. С 1931 года на плантациях лекарственных растений Феррейнов располагается Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР).

9. Теперь в сторону Театрального проезда это здание смотрит пустым проёмом в башне: часы, установленные Владимиром Карловичем Феррейном для нужд города, давно исчезли.




10. Рядом нависает здание Наутилуса.




11. В настоящее время в аптеке Феррейна находится магазин Баккара, оформленный Филиппом Старком. Это салон изделий из элитного стекла, и туда почти никто не заходит.




12. А правильно было бы, устроить в этом здании музей российской фармацевтики. Ведь хорошо известно, как много сделала семья Феррейнов для развития аптечного дела в Москве. Феррейны стремились довести русскую фармацию "до желанной и законной цели: быть достойной и необходимой помощницей медицины". И несмотря на то, что корни семейства шли от предков-выходцев из Германии, все Феррейны относились к России как к родному отечеству…




13. Владимир Карлович Феррейн считал, что "...сознание исполненного долга есть высшее счастье". Это были не просто слова, но и его дела.



У нас музей медицины-то в маленьком особнячке Марков -Вогай на Воронцовом поле не могут никак открыть - денег нет, А вы хотите, чтобы лакомый особняк на Никольской под музей фармацевтики просто так отдали?
Мечты, мечты...
Но ведь историческое здание как будто специально для этого предназначено!
Конечно, лучше во всех исторических зданиях делать или музеи или культурные центры или библиотеки
Как временная мера - не так плохо. Ничего не украдут и не изуродуют. Лучше, чем банк или офис
В смысле сохранности, конечно, посольство неплохой вариант, только жаль, что попасть туда не просто.
А в музеях интерьеры тоже хорошо сохраняются...
К сожалению, пока правят деньги, и за аренду можно получить, да ещё и в валюте,перспектива открытия музеев весьма туманна
Вы написали - " С одной стороны - его фасад напоминает готический замок с башенкой, а с другой - это шикарный дворец с барочными чертами. И не все догадываются, что это одно и тоже здание"....
Скажу честно - НИКТО не догадывается!
По той простой причине, что видны эти фасады только с разных улиц.
Московские тайны ..... :))
Многие годы мы воспринимали это здание со стороны Театрального проезда как удачный фон для памятника первопечатнику Ивану Федорову - https://pastvu.com/p/234666 . В более ранние годы здание хорошо сочеталось и с остатками Китайгородской стены.
Теперь давайте немного поговорим об архитектуре этого сооружения. Многочисленные сайты относят его к эклектике. На мой взгляд, это ошибочная трактовка. Ведь здесь нет никакого смешения стилей. Просто два фасада здания, которые глядят в разные стороны и на две разные улицы – решены индивидуально. Очень логично все продумано. И особенно трактовка фасада, ориентированного в сторону стены Китайгорода - https://pastvu.com/p/667930 - вызывает глубокое уважение к автору проекта.
Так к какому стилю это здание можно отнести? Я считаю – это РЕТРОСПЕКТИВИЗМ. Причем фасад на Никольскую выполнен в стиле Неоклассицизма, а фасад в сторону стены Китайгорода – в стиле Неоготики. Кто разбирается лучше – пусть напишет ….
Да, фасады выполнены в совершенно разных стилях, поэтому и трудно догадаться, что это одно здание, а я просто не решилась всем перечить насчёт эклектики... Такое решение архитектора в данном случае гениально!
Григорий Васильевич, Вы подтвердили мои догадки насчёт ретроспективизма:)

Даже можно назвать одним словом - Неоклассицизм. Так как другой фасад в годы строительства был просто "дворовым" и обычно в тот период им мало уделяли внимания. Но поскольку он смотрел в сторону исторических сооружений - https://pastvu.com/p/667930 - то авторы подошли к решению тактично, придумав некий "готический" образ.
С Вашего благословения вношу коррективы в метки :))