Дворец Алексея Разумовского в Перово (Перовский летний дворец Елизаветы Петровны)

Оригинал взят у clervo в Дворец Алексея Разумовского в Перово (Перовский летний дворец Елизаветы Петровны)

В фондах Национальной библиотеки Польшисохранился лист, на котором изображен фасад несохранившегося до наших дней деревянного дворца в Перово (1748-1753 гг.). В историографии эту изящную, но, к сожалению, недолговечную работу Б.Ф. Растрелли чаще называют Перовским летним дворцом Елизаветы Петровны, хотя в указанный период селом и, соответственно, усадьбой владел А.Г. Разумовский, тайный супруг императрицы.


В высоком разрешении: здесь.

Странная судьба у этого дворца, она чем-то напоминает пищевую цепочку из курса биологии: первый объект поедается вторым, второй поедается третьим и так далее. На новое строительство материал брался из Анненгофа, где для этого по приказу Елизаветы Петровны специально разобрали верхние покои Летнего дворца Анны Иоанновны. А через пять лет стройматериалы уже везли обратно на берега Яузы - переменчивая самодержица российская решила возродить к жизни сгоревший Головинский дворец, включавший в себя часть объемов Зимнего Анненгофа, и велела пустить перовские строения в переработку. Драматичность ситуации в том, что все три, нет, четыре здания - Летний Анненгоф, Зимний Анненгоф, Головинский и Перовский дворцы - строились по проектам Б.Ф. Растрелли. Великому мастеру пришлось несколько раз собственноручно планировать, а потом курировать уничтожение своих же работ!


Фрагменты (все картинки кликабельны) :


Общий вид дворца


Левый ризалит и выход к "маленькой Ривьере"


Правый ризалит и выход в сад


Парадный вход

P.S. В 2011 г. Наталией Пресновой в статье "Дщерь Петрова" в усадебном Подмосковье"("Наше наследие", № 98) был опубликован чертежиз собрания Государственного исторического музея с немного иным решением фасада Перовского дворца. Отличия прослеживаются в конфигурации парадной лестницы и оформлении цокольного этажа. Увы, точно установить, какой из вариантов был реализован, невозможно.

P.P.S. Подробнее об усадьбе Перово см. в прекрасно составленном обзореуважаемого deadokey.

Да, досталось знаменитому зодчему - по полной программе.....
Уничтожать свою постройку, о - это кошмар ((
И, заметьте, при этом Растрелли всегда оставался выдержанным и невозмутимым - только вспомните его портреты и чуть надменный, уверенный взгляд модели, прекрасно переданный художниками. Разрушился этот образ оскорбительно быстро, практически единомоментно, после отпуска и последовавшей за ним отставки от должности в начале царствования Екатерины II. От этого удара зодчий не оправился до самой смерти.
Мне кажется, для Растрелли важнее было признание его самого как главного архитектора страны, работающего по заказам императорской фамилии, нежели всеобщее восхищение возведенными им зданий и ансамблей. Поэтому-то в его творческой биографии столь часты перестройки, переделки, сносы собственных построек. Они были не столь значимы для творческого потенциала Растрелли, как можно было бы подумать.
Трудно сказать. По своему опыту, и по опыту своих коллег знаю, что люди очень переживали даже тогда, когда их проект просто "забраковывают" на каком-то этапе согласования или утверждения.
То есть уничтожают еще не здание - а только его проект. А уж повторно проектировать на этом месте что-то совсем другое - о, это всегда авторы делали со слезами ..... ((
Мы никогда не узнаем, что творилось в душе Расстреляли, ведь он не оставил ни дневников, ни мемуаров. Наверняка для него приказы заказчиков о сносах и переделках были как минимум неприятными, тут и спорить не о чем. Но настоящей трагедией, приведшей к безысходности творческому кризису, стала именно отставка, т.е. ситуация личного падения с карьерной вершины.