Зоологический музей МГУ или Там, где был директором булгаковский Владимир Ипатьевич Персиков

Зоологический музей МГУ
Всего 16 фото

Сегодня у нас на очереди – Зоологический музей МГУ. И акцент в теме будет не в плане экспозиции этого великолепного музея, а в качестве примечательного архитектурного объекта Старой Москвы. У Зоологического музея МГУ имени Ломоносова славная история. А кроме того, именно, в этом музее работал Владимир Ипатьевич Персиков – главный герой фантастической повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Не оставим мы и истории - и также осмотрим этот архитектурный шедевр как с Большой Никитской, так и со двора МГУ.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова - один из крупнейших музеев естественно-исторического направления в России. По объёму научных фондов он входит в число первых десяти крупнейших музеев мира данного профиля, занимает второе место в России. Его научные фонды в настоящее время включают более 8 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хранения. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн.), коллекция млекопитающих (более 200 тыс.) и птиц (157 тыс.). В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов: два зала отведены под систематическую часть, один - эволюционно-морфологический. Ежегодно музей посещает более 150 тысяч человек.
02.
Зоологический музей МГУ

Музей основан в 1791 году как «кабинет натуральной истории» при Императорском Московском университете. Ещё в 1759 году при московском университете был образован естественнонаучный музей, называвшийся тогда Минералогическим кабинетом. После того как среди его экспонатов появились биологические, в 1759 году из них был создан «кабинет натуральной истории».

В 1802 году Павел Григорьевич Демидов, имевший собственный естественнонаучный музей, включавший прекрасные коллекции, составленные по трём царствам природы (включая минералы) и великолепную библиотеку, выразил желание передать его московскому университету и предварительно внёс в сохранную казну 100 тыс. рублей, с тем, чтобы проценты от пожертвованной суммы шли на содержание музея и на жалование тому особому профессору образуемой кафедры натуральной истории, который стал бы хранителем коллекций.
03.
Павел Григорьевич Демидов

Специально приглашённый в Москву, в 1803 году, Г.И. Фишер фон Вальдгейм, в 1804 году занялся устройством и описанием университетских коллекций и музея П.Г. Демидова. Первая опись коллекций была им выполнена в 1806-1807 годах.
04.
Фишер фон Вальдгейм, Григорий Иванович

В московском пожаре 1812 года бесценное научное богатство музея почти полностью погибло. Фишеру, остававшемуся в Москве, удалось спасти только часть конхиологической коллекции (моллюсков). Фишер передав в музей все свои личные собрания и библиотеку, стал привлекать многих естествоиспытателей и частных коллекционеров к активному комплектованию новых фондов и заботам по восстановлению музея и уже в 1814 году в возрождённом музее насчитывалось 6 тысяч единиц хранения. В описи коллекций восстановленного музея, опубликованной Г.И. Фишером в 1822 году, значилось почти 10 тысяч предметов. Зоологическое и минералогическое собрания были окончательно разделены - даже территориально. Возрождённый зоологический музей разместился во флигеле нового аудиторного корпуса. К началу 1830-х годов Г.И. Фишеру удалось довести объём коллекции до 25 тысяч предметов. Первоначально коллекция служила преимущественно учебным целям. C 1866 года музей стал общедоступным. Здание на Большой Никитской улице было специально построено для музея по проекту К. М. Быковского (в 1892-1902 годах) в стиле эклектики. В 1930-е годы музей был введён в состав Биологического факультета МГУ.
05.
Зоологический музей МГУ

Зоологический музей состоит из двух корпусов, поставленных под прямым углом вдоль Большой Никитской улицы и Никитского переулка. На месте стыка на углу располагается полуротонда в высоту первого яруса с порталом, обрамленным тосканскими полуколоннами. В декоративных элементах используется анималистический и растительный мотивы.
06.
Зоологический музей МГУ

Теперь, заглянем во двор Зоологического музея и, заодно, МГУ...
07.
Зоологический музей МГУ

Перед нами институт радиотехники и электроники.
08.
Институт радиотехники и электроники

Справа - здание института стран Азии и Африки.
09.
Институт стран Азии и Африки

Левее - НИИ и кафедра нормальной физиологии.
10.
НИИ и кафедра нормальной физиологии

А это здание Зоологического музея со двора.
11.
Зоологический музей МГУ

Зоологический институт стал местом действия фантастической повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Именно здесь профессор Персиков изобрел некий красный луч,что  способствал быстрому развитию животных организмов. Рептилии тогда заполониили столицу и близлежащие области, наступила катастрофа... Повесть воспринималась современниками как пасквильная сатира на коммунистическую идею: за Владимиром Ипатьевичем Персиковым виделась фигура Владимира Ильича Ленина, а красный луч – символ социалистической революции в России, которая совершалась под лозунгом построения лучшего будущего, а принесла террор и диктатуру.
12.
Зоологический музей МГУ

"...16 апреля 1928 года, вечером, профессор зоологии IV государственного университета и директор зооинститута в Москве Персиков вошел в свой кабинет, помещающийся в зооинституте, что на улице Герцена. Профессор зажег верхний матовый шар и огляделся...
...Начало ужасающей катастрофы нужно считать заложенным именно в этот злосчастный вечер, равно как первопричиною этой катастрофы следует считать именно профессора Владимира Ипатьевича Персикова...".
13.
Зоологический музей МГУ
14.
Зоологический музей МГУ

Кабинет профессора Персикова находился на втором этаже здания Зооинститута...
15.
Зоологический музей МГУ
16.
Зоологический музей МГУ


Источники:

Википедия


© Vladimir d’Ar, 2017
Это Вы снимали каким-то широкоугольным или панорамным объективом?
Так надо понимать......
Широкоугольный объектив Sony FE 16-35/4 с камерой Sony A7R. И обрезка по собственным предпочтениям и представлениям...) Всю полную информацию о снимке (объектив,, камера, установки) можно посмотреть в EXIF в Яндекс-фотках, просто? нажав на картинку в посте...
Спасибо! Да, посмотрел.......................................
Возможности огромные, НО .... искажения реальной картины тоже значительные. Это видно особенно на дворовых фотографиях - 12, 13, 14, где все растянуто в ширину. Такие пропорции арок просто быть не могут, это исключено!
И мой Вам совет, друг мой, - надо более критически смотреть на результаты работы объектива. А то получается, как говорил Кот Бегемот - "Поздравляю, соврамши ...." :)))
Это понятно. Для корректной профессиональной съемки необходим штатив, сверхширокоугольник 10-12 мм или тилт-шифт объектив. Я вполне понимаю наличие искажений перспективы и деградацию самого изображения на периферии кадра, которые вносятся при коррекции оптических искажений программно. Это, конечно, компромисс. Съемка о который вы говорите предполагает вдумчивое и ресурсоемкое действо. Оно оправдано тогда, когда ты этим зарабатываешь и является обязательным. В этом случае все правильно. Мне же главное, - передать чувственное впечатление и банально выправить перспективу, что возможно сделать при пост обработке и когда нежелательно оставлять ее такой, как в большинстве фотографий архитектуры... Так, что совершенство оно почти достижимо, но вкладывать в него столько усилий и ресурсов, чтобы создать единичный "правильный" кадр в условиях потребности в большой массе фото материалов для блогерского потребления не вижу большого смысла. Это не "соврамши", как сказал Фагот, а вынужденный компромисс, исходя из практичного здравого смысла)
Это тоже все понятно )
Я намеренно несколько сгустил краски, что Вы обратили внимание, так сказать - на будущее.
Ведь сегодня такую "критику" Вы не от кого больше не услышите........!
Каждый пользователь ЖЖ напишет банальное, ох как все красиво :))
......................................................
А во двор я как-нибудь специально зайду, посмотреть - там специфичные фасады, очень сильно отличающиеся от уличного решения. Но как говорится, эклектика - она и есть эклектика ))
Интересная получилась статья!
Спасибо, Григорий Васильевич! Благодарю за добрую критику. Принял. У меня насчет своих фотографий иллюзий нет) Я сознательно иду на компромиссы. Если выпадает необходимость сделать качественный визуальный контент, как мне представляется, могу "сваять "приемлемый продукт) Я снимал фабрику Лорие еще лет пять назад. Сейчас бы сделал это все совсем по-другому, - снял бы обязательно крупные планы панно в том числе... И оборудование есть, тилт-шифт Canon 17/4L. Просто для легких творческих прогулок и съемки памятных мест это все громоздко, надуманно и отдает самоцелью...