Зарайск. Прогулка III.

Продолжаем прогулку по Зарайску.

DSCN6801.JPG

 Здание земства выстроено в середине 19-го века. Долгое время в Зарайске земские учреждения были раскиданы по всему городу, это было неудобно, и поэтому решили строить здание земской управы. Сумма для строительства была определена не маленькая, дом должен быть каменным и таким, чтобы впоследствии его не пришлось достраивать и перестраивать. Земство, выстроенное в 1910 г., — единственный в Зарайске образец архитектуры позднего модерна с чертами неоампира. Памятник имеет мемориальное значение: в 1917 г. здесь проходил Первый уездный съезд Советов и работал уездный Исполком.

DSCN6802.JPG

Кирпичное, в прошлом двухэтажное симметричное здание с повышенным центральным ризалитом поставлено на высоком полуподвале. После надстройки в 1936 г. боковых крыльев корпус, изменив композицию, приобрел большую представительность. Его внешняя, в целом сдержанная обработка сосредоточена на ризалите главного фасада, где она достигает предельной насыщенности и пластической сочности. Небольшой, но тяжелый дорический портик парадного входа соседствует здесь с массивными сандриками над окнами и лепниной. Свободное поле аттика раньше занимали городской герб и название учреждения. Выразительность архитектуры усиливает цветовое сочетание краснокирпичных стен со светлой штукатуркой и зеленой майоликой во фризе.

DSCN6803.JPG

Планировка центрального ядра здания основана на двух взаимно перпендикулярных осях. Одна из них совпадает с коридором, связывающим крылья, другая соответствует вестибюлю с парадной лестницей. На втором этаже на той же оси размещался двусветный зал заседаний. От прежней внутренней отделки остались металлические ограждения лестниц стиля модерн.

DSCN6806.JPG
Дом поэта, прозаика, журналиста Григория Мачтета.

Большой купеческий особняк, по-видимому, 1860-х гг., выстроенный в традициях классицизма. В конце 1880 х гг. был приобретен родственниками Г.А.Мачтета, который здесь жил и работал в 1891 — 1895 гг. Ныне это здание Центра занято­сти населения. Двухэтажный с антресолями и подвалом дом в пределах нижнего хозяйственного этажа сложен из кирпича, оштукатурен, цоколь и детали — белокаменные. Жилой рубленый верх обшит тесом. К дому примыкают несколько более поздний боковой флигель и холодные сени с лестницей и выходом на балкон. В структуре главного фасада сохраняется небольшая центральная креповка, поддерживающая пилястровый портик с фронтоном. Ленточный руст каменной части здания воспроизведен и на тесовой обшивке, которая, очевидно, возобновлялась вместе с накладным орнаментальным убранством фасадов в начале XX столетия.

DSCN6807.JPG

Раздельные входы в дом с металлическими ажурными зонтами, по традиции — со двора. Планировка этажей различна. Верхние парадные и жилые комнаты образуют анфиладу с внутренним коридором. Имеются старые угловые печи и двери с филенками. Перекрытия в подвале и двух помещениях первого этажа сводчатые. Кирпичная ограда владения и ворота с калитками по сторонам.

DSCN6812.JPG

Род Мачтетов происходил из Англии. Основатель рода Манстэд завербовался в армию Карла XII, и в Полтавском сражении служил артиллеристом. Был ранен, попал в плен и остался в Малороссии.
Григорий Мачтет родился 3 (15) сентября 1852 года в Луцке (ныне центр Волынской области Украины) в семье уездного судьи.
В 1865 году исключён из 4-го класса Немировской гимназии за сочувствие участникам польского восстания 1863 года; в 1866—1868 годах учился в Каменец-Подольской гимназии, откуда также был исключён за политическую неблагонадёжность. В 1870 году получил разрешение сдать экзамен на звание учителя истории и географии уездных училищ. Два года преподавал в школах Могилёва и Каменец-Подольска. С 1871 года принимал участие в народническом революционном движении.

machtet_grigoriy_aleksandrovich.jpg
Григорий Мачтет

В 1872 году с целью организации земледельческих коммун в Америке уехал в США. Работал чернорабочим, участвовал в земледельческой общине. Вернувшись в Россию, в 1875 году поселился в Петербурге. Арестован в 1876 году, пробыл год в одиночном заключении в Петропавловской крепости. В 1877—1884 годах находился в ссылке в Шенкурске Архангельской губернии, затем в Сибири. В Ишиме, в 1880 году женился на политической ссыльной Елене Петровне Медведевой, участнице «процесса 50-ти». По возвращении жил в Твери, Житомире. В 1891—1895 годах жил в Зарайске; сохранился дом, где он жил (ныне — это памятник архитектуры первой половины XIX века). В 1900 году получил разрешение переехать в Петербург. Умер 14 (27) августа 1901 года в Ялте. Похоронен на Аутском кладбище. Позднее его останки были перезахоронены на Поликуровском мемориале

DSCN6809.JPG

Мачтет начал писать в Америке. В 1873 году опубликовал стихи в газете «Свобода», издававшейся русскими эмигрантами в Сан-Франциско. По приезде в Россию печатал в газетах и журналах очерки из североамериканской жизни («Прерии и пионеры», «В американской школе», «С эмигрантами. Из Европы в Америку», «Перед американским судом», «Община Фрея» и др.), путевые впечатления о поездке в Германию и др., составившие цикл «Путевые картинки». В 1876 году в Лондоне в газете «Вперёд» помещено анонимно стихотворение Мачтета «Последнее прости», посвящённое замученному в остроге студенту П. Ф. Чернышеву; под названием «Замучен тяжёлой неволей» оно стало популярной революционной песней.
«Замучен тяжёлой неволей, Ты славною смертью почил...В борьбе за народное дело Ты голову честно сложил... «

DSCN6810.JPG

DSCN6813.JPG

Немного XX го века

DSCN6822.JPG

И опять во времена иные…

DSCN6837.JPG

IMG_1921.JPG

DSCN6838.JPG

Еще один дом, оставивший след в истории Зарайска.

DSCN6845.JPG
Двухэтажный дом купца и городского головы Н. Ярцева

Дом Ярцева, выстроенный в XVIII в. в стиле барокко, перестроен в первой четверти XIX столетия в ампирных формах с сохранением кладки первого этажа. При исключительной простоте, но характерности архитектуры принадлежит к числу сооружений, формирующих облик классицистической застройки Зарайска. Двухэтажное здание с засыпанным ныне подвалом сложено из кирпича и оштукатурено, детали выполнены из белого камня. Гладкие фасады лишены убранства. На главном из них имеется слабая центральная креповка. Поэтажное членение отмечено профилированным поясом. Тесаные профили украшают цоколь, подоконники и венчающий карниз..

DSCN6844.JPG

К тыльной стороне дома примыкают, скрывая элементы его прежнего декора, холодные сени на кирпичных столбах, перестроенные во второй половине XIX в. Вход в сени оформлен кирпичными полуколоннами с каменными базами и капителями, интерпретирующими на уровне XVII в. формы коринфского ордера. Изначальная планировка и коробовые своды сохранились лишь в хозяйственном нижнем этаже. Анфиладная система жилого верха утрачена. Встречаются старые филенчатые двери. От ограды владения уцелели участок стены и два столба калиток, нарядно обработанные ордером. Пилоны ворот восстановлены в массах. В доме купца сейчас находится казначейство.

Nikolay_Iv._Yartsev.jpeg
Никола́й Ива́нович Я́рцев (1854—1916) — зарайский городской голова в 1898—1916 годах, член Государственной думы 1-го и 4-го созывов от Рязанской губернии. Православный. Из купеческой семьи, личный почётный гражданин.
По окончании Зарайского уездного училища посвятил себя коммерческой деятельности, вел торговлю колониальными товарами. В 1889 году был избран гласным Зарайской городской думы, а в 1898 году — городским головой, в каковой должности беспрерывно состоял до 1916 года. Много содействовал благоустройству города: по его инициативе были выстроены здание амбулатории и дом для приходского училища, реконструирован Иоанно-Предтечинский собор Зарайского кремля, открыта публичная библиотека. Также благодаря его стараниям женская прогимназия была преобразована в гимназию, а 2-классное городское училище — в 4-классное. В благодарность за труды на пользу города, городская дума постановила поместить портрет Николая Ивановича в зале думских заседаний.
Кроме того, состоял церковным старостой, товарищем председателя местного общества спасения на водах и председателем: зарайского сиротского суда, попечительного совета женской гимназии, правления местного отдела Общества Красного Креста и правления Общества для пособия бедным. После провозглашения Октябрьского манифеста был членом Партии истинно русских людей и председателем Зарайского отдела «Союза 17 октября». Умер 13 декабря 1916 года. Похоронен на городском кладбище Зарайска. Был женат, имел дочь.

DSCN6847.JPG

DSCN6856.JPG

DSCN6857.JPG

DSCN6863.JPG

DSCN6865.JPG
Театральный музей. Филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина

Это здание было некогда куплено древним предком А.А. Бахрушина, и его потомки проживали в нём более двух столетий. Бахрушины были успешными предпринимателями, которые активно участвовали в благотворительности. В течение какого-то времени в здании располагалось уездное училище, а недавно его отдали Театральному музею, основателем которого и был Бахрушин. В настоящее время это филиал Театрального музея им. А.А. Бахрушина, в котором проводятся тематические вечера и различные выставки.

IMG_1902.JPG

IMG_1922.JPG

IMG_1926.JPG
Уникальный образец городской провинциальной усадьбы XIX в .

Усадьба первой четверти XIX в. включает дом, флигель и ворота с двумя калитками. Представляет в Зарайске редкий по своей полноте, в настоящее время единственный образец владения подобного типа. Комплекс создан в стиле классицизма. Здания сложены из кирпича и оштукатурены, детали выполнены из тесаного белого камня. В  двухэтажном здании была размещена женская гимназия. В 1912 году к нему сделали трехэтажную пристройку.

IMG_1927.JPG

Дом в два этажа, с подвалом и антресолями, по художественным качествам стоит на уровне столичных построек. Его выразительные формы легко читаются под поздней лепной отделкой. Получили разработку лишь главный уличный фасад, усложненный центральной и боковыми креповками, и торцовый со стороны въезда во двор. Для нижнего этажа использованы ритм арочных ниш и рустовка. Верхнее поле стен оживляют подоконные ниши и филенки над проемами со стрельчатыми и круглыми медальонами. В конце XIX в., в связи с передачей дома женской гимназии, его объем был увеличен двумя пристройками, из которых более значительная со двора, возведенная в два этапа, повторяет стилевые формы основного сооружения.
От первоначальной планировки, общей для обоих этажей, остались лишь капитальные стены. Связь помещений изменена. В вестибюле со стороны двора имеется трехмаршевая деревянная лестница с ограждением из точеных балясин. Двупольные филенчатые двери и скромные тянутые карнизы — конца XIX в. В советское время здесь размещалось Зарайское педучилище, сейчас эти здания занимает средняя школа №6.

DSCN6738.JPG

Когда-то в этом здании, в бывшей женской гимназии, училась будущая народная артистка СССР Валентина Александровна Сперантова.

DSCN6737.JPG

Ворота с калитками по сторонам образуют трехчастную композицию с высокими средними и пониженными крайними пилонами. Украшенные пилястрами пилоны завершены каменным карнизом и шарами на постаментах. Деревянная перемычка над центральным пролетом утрачена. Люнет над правой калиткой заложен.

IMG_1928.JPG

Одноэтажный флигель, развернутый вдоль улицы, принадлежащий этой же усадьбе, сильно переделан. Сохранился с поновлениями главный фасад здания, протяженность которого скрадывают две асимметричные креповки. Профилированный белокаменный карниз уступил место деревянному. Поверх штукатурных наличников 1860-х гг. видны высокие замковые камни оконных перемычек, бывшие основным элементом первоначального убранства.

IMG_1939.JPG

http://www.mosculture.ru/object_mo
Надо же, как много в Зарайске хорошей настоящей архитектуры.
Отчет очень интересный, и написано хорошо и фотографии отличные!
В самом Кремле я когда-то давно бывал, но город совсем не видел, так что знакомлюсь с его достопримечательностями по Вашим статьям ))
Спасибо!
)
Когда я рыскала по сайту http://www.mosculture.ru/object_mo в поисках информации, обнаружила, что не все интересные дома мне встретились. будет повод еще раз приехать. По Кремлю у меня очень много фотографий, но нет времени на рассказ
Я понимаю, да.
Тем более, что рассказывая про кремлевские здания - нужно будет детально разобраться в истории и в архитектуре. Да, на это нужно время. ... :)
Ну, эта работа из самых любимых, потому что информации можно много найти. И выльется все это в не один пост, это уж точно.