archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

Архитектура церкви Вознесения на Гороховом поле

Это место в Москве с очень давних времен называется Гороховое поле.
Но в XVII - XVIII веках здесь, на Гороховом поле, уже строились огромные усадьбы. И вблизи хорошо сохранившейся до нашего времени городской усадьбы Разумовского размещается и церковь Вознесения на Гороховом поле.
Вознесения.jpg
Архитектура церкви Вознесения - это московский зрелый классицизм конца XVIII века.


Подробно об усадьбе Разумовского я уже писал - https://archistorik.livejournal.com/23120.html - а сегодня давайте посмотрим внимательно на архитектуру церкви Вознесения на Гороховом поле.
Вначале несколько исторических материалов - фасад и «Гороховое поле» на картах 1852 года и 1952 года.

Найденов.jpg
Фотография из альбомов Найденова

карта 1852..jpg
Карту 1852 года (Хотевский план Москвы) я расположил таким образом, что бы пересечение осей попало на церковь

карта 1952..jpg
И это место на карте 1952 года

Можно сказать, что двум архитектурным сооружениям – усадьбе Разумовского и церкви Вознесения – повезло. За сто лет и они сами, и окружение вокруг них мало изменилось…..

ф-1.jpg
Вид с улицы Радио ( ранее Вознесенская улица)

ф-2.jpg
Вот с такого места здание церкви можно сфотографировать без искажений

ф-3.jpgС более близкой точки приходится снимать "снизу вверх" и изображение становится уходящим в перспективу

ф-4.jpg
Нижний ярус ротонды крупным планом


И обозрев здание со всех сторон, можно познакомиться с его внутренней структурой. План чрезвычайно интересен. Круглая ротонда – это и есть собственно храм. Трапезная и колокольня примыкают соответственно с западной стороны, составляя хорошо известную цепочку помещений, традиционную для Руси.
Goroh-1-R.jpg

Церковь построена в 1788 – 1793 гг. В церкви Вознесения на Гороховом поле круглая планировка выявлена очень ярко. Выразительна колоннада, окружающая ротонду. В здании привлекает абсолютная цельность цилиндрического внутреннего пространства ротонды. Изящный иконостас только отделяет некоторую часть круглого в плане помещения. И, конечно, интерьер поражает наполненностью помещения светом через огромные окна по всему периметру храма – ротонды.

ф-16.jpg
Несколько лет назад я увидел воссоздание (а скорее новое строительство) иконостаса.
Он уже стоял – как триумфальная арка, блистая новенькими золотыми деталями отделки.
А мастера трудились над завершением работы.
Фото - декабрь 2010 года

ф-5.jpg
К сожалению, в этот раз мне опять не удалось сфотографировать весь интерьер. Причиной этого послужили поставленые самом центре ротонды строительные леса для ремонта огромной люстры (паникадило).

ф-6.jpg

Но зато удалось снять фрагменты. Это - левая от входа сторона ротонды. На стенах видна восстановленная живопись, и если я не ошибаюсь - то вверху находится балкон, так называемые "хоры", тоже традиционная часть многих храмов.

ф-7.jpg
Удалось запечатлеть и правую часть иконостаса. Все сделано в традициях Классицизма.
Надо отметить, что иконостас не разбивает внутреннее пространство ротонды, а только слегка разделяет его на две зоны - общую и собственно алтарь. Хотя вопрос о том, воссоздан этот иконостас по старым чертежам, или сделан совершенно заново - остается открытым вопросом.

ф-8.jpg
Вид со стороны колокольни и главного входа
ф-9.jpg
Церковь с южной стороны. Территорию на первом плане пригородили сравнительно недавно, несколько лет назад, построили забор в стиле существующей ограды и установили на территории торговые палатки.

280750 Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле.jpg
В 1982 года территория церкви была еще в ее исторических границах (фото с сайта Паству.сом)

ф-10.jpg
Вид церкви со стороны улицы Казакова.

Историческое название улицы - Гороховская улица (а еще раньше - Гороховая улица и даже Горохово поле).
Разумеется, проект церкви Вознесения принадлежит какому-то крупному мастеру, близкому к кругу Казакова. Но, как и принято в нашей популярной литературе, автором частенько называют самого М.Ф.Казакова.
Иногда создается впечатление, что у нас все сооружения XVIII века, которые некому приписать - приписывают Баженову или Казакову.

Научные исследования авторов капитального труда "Памятники архитектуры Москвы" сообщают, что никаких документальных свидетельств об авторстве М.Ф.Казакова не найдено. Тем не менее, в 1939 году, (наверное - что бы ни возникало лишних вопросов) улицу, ведущую к церкви, назвали улицей Казакова. И в данном случае это вполне справедливо, сооружений по проекту М.Ф.Казакова в этих краях Москвы довольно много. А улиц, названных именами зодчих в столице чрезвычайно мало.

ф-11.jpgФрагмент северного фасада, с улицы Радио.
Наиболее интересная часть здания - это, безусловно - круглая ротонда. Все очень красиво и парадно.....

ф-12.jpg
Несколько озадачивают меня только вот эти странные колонны - которые вверху меняют свой диаметр.

Уверен - что первоначальная проектная задумка была иная. Но что-то случилось в процессе строительства и верхняя часть с капителью поставлены как бы от другого здания. И если присмотреть, то в здании можно увидеть много недоработок. Сухо решены стены второго яруса ротонды, на них как бы не хватило отделочных материалов и деталей.

ф-13.jpg


ф-14.jpg

И на прощание хочу показать две свои фотографии 2010 года, сделанные тоже зимой. Но тогда лежал снег  ))

ф-15.jpg

Надеюсь, что этот краткий обзор дает общее представление об интересном и даже необычном памятнике архитектуры конца XVIII века - здании, при проектировании которого циркуль не лежал на чертежном столе без дела ....  :))
................................................................................................................


Все фотографии выполнены автором.
Карты – с сайта Ретромап
План – из книги Памятники архитектуры Москвы, Том 5
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Архитектурные чертежи, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments