Деревянные мостовые Санкт-Петербурга


Укладка торцовой мостовой. Неизвестный художник, акварель, 1820-е годы

Всего 9 фото


Твёрдое дорожное покрытие  является отличительной чертой города, своеобразным маркером развития как
технологий которыми обладает население, так и уровня развития коммуникаций. В новой столице России ввиду расположения вопрос борьбы с грязью стоял остро с момента основания.
[Читать дальше...]
Самым долговечным и надежным покрытием на тот момент было мощение булыжным камнем  (на первоначальном этапе укладка каменной брусчатки видимо даже не рассматривалась из-за дороговизны),очень трудоемкое-требующее довольно высоких затрат на материал, его транспортировку и работников умевших строить мостовые. Но и для мостовых из булыжного камня нужны были деньги (которых и так вечно недоставало в казне) и время, поэтому был задействован административный ресурс. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина.Вскоре однако мощение улиц в Петербурге приостановилось, так как распространился слух, что по улицам города будут прорыты каналы... Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц: "Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило".
                                                                                         .                                                                                      
02  Мостовая из шестигранных торцов

Однако город тщаниями царя-реформатора рос довольно быстро, и передвигаться по улицам было необходимо уже сегодня и поэтому в борьбе с грязью использовалось дешевое и быстрое мощение деревом, это было логичным решением основанным на историческом опыте. В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась на Севере и таёжных посёлках и до настоящего времени.
При Петре I дороги мостились вдоль домов на ширину около 1,5— 1,8 метра, а средняя часть оставалась земляной, по ней двигались телеги (повозки) с грузами и экипажи. Троицкая площадь была замощена целиком. Также полностью была вымощена Большая першпективная дорога от нынешней площади Восстания до Адмиралтейства — это был парадный въезд в город со старинного Новгородского тракта.
Интересно свидетельство очевидца, камер-юнкера Берхгольца, который писал в 1721 году: «въехал в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ее почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить ее), и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».
                                                                                                                                                                                      .                                                                                                                                                                                     .
03 Фотография 1897 года (К.К.Булла). Невский проспект замощенный торцами по линии движения экипажей.


Центральные улицы города мостили в основном булыжниками, однако на окраинах продолжало практиковаться устройство дешевых деревянных покрытий из досок и бревен – пережиток далекой старины. В XIX веке неоднократно поднимался вопрос о применении усовершенствованных мостовых. Булыжная мостовая была слишком тряская и шумная, хотя и долговечная. Одно время поверх этой мостовой укладывали специальные деревянные или каменные настилы (нечто вроде широких рельсов), по которым катились колеса экипажей. Однако этот способ не оправдал себя.  За исправностью мостовых следила полиция. Указом 1809 года полиции было предписано строго следить, чтобы все неисправности мостовых устранялись на другой же день. Однако распоряжение это выполнялось плохо.
                                                                                                                  .
04 Одна из наиболее четких фотографий 1900-х годов, где хорошо видно мощение из шестигранных торцов.

Изобретатель Гурьев предложил укладывать мостовые из деревянных шестигранных шашек – торцов. В 1820 году ими были выложены участки Большой Морской и Миллионной улиц, а в 1832 году — участок Невского от Адмиралтейства до Фонтанки.Такая мостовая была настлана на Невском проспекте, а затем и по другим большим улицам города. В начале 1840-х годов торцовые мостовые появились в Москве, а затем — в Лондоне, Париже и во многих других крупных городах Западной Европы и Америки. Торцевые мостовые не были исключительной особенностью Петербурга. Встречались торцы и в русских городах, правда, не везде за ними следили так хорошо, как в столице. В европейских городах встречались торцы, сделанные из экзотических материалов. Например, в Варшаве использовали торцы, сделанные из эвкалипта, в Лондоне – из шведской ели, а в Париже – из канадской лиственницы. Как видим-технология была одобрена во всем Мире. Кареты и извозчичьи коляски по таким мостовым проносились почти бесшумно, и этот вид покрытия пользовался успехом у петербуржцев. Деревянными «торцами» петербургские улицы продолжали мостить на протяжении почти ста лет. И к 1910 году почти все улицы, где проживала самая знатная и богатая часть горожан, были замощены именно таким способом.
                                                                                                                      .
05 Наводнение в Ленинграде. Разрушенная наводнением деревянная мостовая на Невском проспекте. 1924 г.

Мягкость и бесшумность езды создали торцовой мостовой хорошую репутацию, однако она часто требовала ремонта. Все же правительство продолжало применять торцовую мостовую на важнейших магистралях столицы.Первоначально торцы клали на деревянное основание, впоследствии стали использовать более прочное бетонное. Для жесткости торцы скрепляли металлическими скобами, сверху замазывали газовой смолой и посыпали крупным песком.Однако у торцовой технологии были серьезные недостатки: и первый из них, в буквальном смысле, лежащий на поверхности и частично поглощавшийся самой шашкой, лошадиный навоз. Содержание торцовой улицы в чистоте становилось головной болью дворника. Прибавьте сюда еще проблему вывоза мусора.

06
Второй и главный недостаток торцовой мостовой проявился с первым наводнением. Бесшумное, радующее глаз и ухо покрытие мостовых во время нередких в Петербурге наводнений вспучивалось и зачастую просто уплывало. Мостить набережные и центральные улицы столицы приходилось заново.
                                                                                                                            .
07 После наводнения 23 сентября 1924

Торцовые мостовые можно видеть на фотографиях сделанных еще в 1920-г , но постепенно все они были заменены на более практичный асфальт.  Интересно, что хотя в послевоенный период торцов в Ленинграде уже не было, название сохранилось, применимо к любой неасфальтовой мостовой.
                                                                                                                                            .
08 Разрушенная наводнением деревянная мостовая на проспекте 25-го Октября (Невский проспект). 1924 год.


Характерно в этом смысле упоминание торцов у Иосифа Бродского в поэме «Гость»:
«Вот улица с осенними
дворцами, но не асфальт – покрытая торцами»...
и далее: «а по торцам грузовики трясутся вдоль вывесок и розовых погон
пехотного училища».
                                                                                                     .
09 Разбор деревянной мостовой в Ленинграде, фото 1929 года.
При этом Литейный проспект, который описывается у поэта, давно уже не был замощен торцами. В начале прошлого века он был покрыт тесаным гранитом, а после войны, когда его описывал Бродский – брусчаткой. Однако память, как видно, сохранялась.


Источник
vk.com Страны и народы мира.


Спасибо за интересную информацию
Ладно - оставляем все как есть! В конце концов пользоваться историческими источниками никому не возбраняется. А статья все-таки сильно отличается от ранее опубликованной.
Добавляю новую метку - Городское благоустройство!
Чем заинтересовал этот материал - он обращает внимание на направление развития городской среды. Сейчас в городах Подмосковья происходит целая революция и один из главных моментов отмечается изменение характера дорог - превращение их в пешеходные зоны. Как подчеркивают - город становится европейским."Городское благоустройство" - подходит очень хорошо!
Спасибо!
И мне кажется, что эта тема должна добавить и новые статьи. Во всяком случае - есть надежды на это.
На ответ от 05.30.20 Сначала - не заметил этот ответ. Надо мне внимательнее читать материалы нашего общества.Почему так получилось- у нас один источник. Предыдущий пост не видел.

Edited at 2017-12-30 08:23 am (UTC)
Надеюсь, что и другие члены нашего Журнала найдут в своих архивах новые материалы по истории городского благоустройства. Тема действительно интересная ))