proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Самая забытая обитель Ростова Великого

Оригинал взят у  proofreader_z в  Самая забытая обитель Ростова Великого

59630005.JPG

Не то чтобы совсем её не помнят, но доходят сюда гораздо реже и обычно в последнюю очередь.
Стоит в трёх сотнях метров от берега озера Неро, и в трёх километрах к северо-востоку от
Ростовского "кремля", здесь: https://yandex.ru/maps/-/CZtm6D6x

Нынче старейшим зданием и главным храмом монастыря осталась церковь Похвалы Богородицы
 построенная когда-то как тёплый храм обители. Некоторые выдают по ней дату 1682-1684, что
конечно же явный ляп (просто путают с собором), другие - указывают 1692-1696, третьи - ссылаются
на крест в фондах ГМЗРК, происходящий из церкви сей, "летопись" на коем указывает дату
освящения - 10 ноября 1695 г.

59630004.JPG

С богатым, но теперь сильно повреждённым декором, на подклете, с трапезной  и (изначально)
колокольней, которую в 1835 разобрали и в 1836 заменили новой (18 саженей высотою),
поставленной в линии западной стены ограды и снесённой при товарищах, в 1930-х гг.

Кроме церкви, до нас дошли все четыре башни и Настоятельский корпус.
А весь комплекс зданий монастыря в 1920-х гг. выглядел как-то так:
img861.jpg

Ограда с четырьмя башнями построена где-то к 1841 "вместо ветхой каменной, сооруженной в 1778
году"  (тоже имевшей башни). Была она полностью новой или включала какие старые части неясно.
Башни весьма крупные (особенно западные) и вместительные, использовались очень активно,
в них помещались житница, кладовая, баня и значительная часть братских келий. Видимо от этого
возникла и гуляет по сети мысль, дескать "братия жила в башнях, поэтому братского корпуса не
было"
, что м.в. не совсем верно. Нижний этаж "Настоятельского корпуса", возведённый в 1804-1808
и был как раз занят братскими кельями, покои же настоятеля помещались только
во втором этаже, надстроенном к 1811 году.

59630012.JPG

Обитель основана преподобным Петром Ростовским чудотворцем, племянником татарского хана
Берке
и правнуком аж самого Чингисхана. Иногда указывают его имя до крещения - Даир. Царевич
попал в Ростов Великий, удрав из Орды и увязавшись за посольством  легендарного епископа града
того, святителя Кирилла. Затем, видимо уже при св. Игнатии (а не при Кирилле, как иногда пишут)
был крещён,  однако "царьские своеа не преставая утехы: бѣ выѣздя при езерѣ Ростовстем птицами
ловя". На такой вот соколиной охоте притомился царевич, задремал на бережку, и явилися ему
апостолы Пётр и Павел, что стало причиной выбора именно этого места для устройства монастыря.

59630008.JPG

Обычно основание монастыря датируют второй половиной или концом XIII века, хотя дату можно
несколько конкретизировать. Известная "Повесть о Петре царевиче" (или "Житие Петра царевича)
была в своё время весьма популярна. Сохранилось что-то типа 126-ти её  списков, имеющих меж
собою многочисленные разночтения. Одни из них гласят, будто монастырь "уставися" только после
смерти Петра, другие - ещё при его жизни. Насколько я понял (хотя может спецы и поправят..?..),
редакции первой группы значительно древнее (http://hist-unn.ru/files/files/texts/Rusinov2009.pdf),
и хронология по ним выглядит как-то так:

крестили Петра уже после смерти Берке (1266), затем речь идёт об основании церкви Петра и Павла,
а "преставися Петр же въ глубоцѣ старости, въ мнишьском чину (1290)... И положиша у святаго
Петра и Павла... И от того дне уставися монастырь сей".
Т.е. между 1266 и 1290 была поставлена только церковь Петра и Павла, а монастырь при ней возник
где-то сразу после 1290-го.

Юго-восточная башня:
59630006.JPG

При жизни правнука Петра, Игнате приключилась "Ахмылова рать" (1322). И тот Ахмыл “много
пакости учинил по Низовской земле и Ярославль взя и много христиан иссече, и много полона взя",
а затем пошёл к Ростову. Князья наши храбрые по традиции ударились в бега, побежал было и
епископ Прохор, но Игнат догнал его и, угрожая мечём, заставил выйти навстречу татарам "съ всѣм
клиросом, в ризахъ, вземъ крестъ и хоруговь", а сам где-то возле Петровской обители поднёс
Ахмылу "тѣшь царьскую — кречеты, шубы и питие", объяснил, какого он рода, рассказал о прадеде
и этом святом месте. А тут ещё и Прохору Бог дал исцелить чудесным образом сына Ахмылова от
"недуга тяжкого", чему эмир зело возрадовался, дал владыке 40 литр серебра и 30 литр - клиру,
"и взя тѣшь у Игната, цѣлова Игната, и поклонися владыцѣ, и взыде на конь и отъиде въсвояси."

Северо-восточная башня:
59630007.JPG

Вот так татарский князь Ахмыл наградил ростовское духовенство серебром, награбленным в
соседнем Ярославле, что было всем понятно, конечно же, но никого как-будто особо не и смутило.
Летописца - уж точно, ибо его описание сей забавной истории звучит таки ж прямо восторженно-
умилительно. Да и нынешние "пересказы" обычно сохраняют ту же интонацию ...

Юго-западная башня:
59630010.JPG

После этого, более трёх веков Петров монастырь нигде не упоминается,  вплоть до грамоты царя
Михаила 1645 года.  Известно только вроде, что в Смуту был разорён (1608), что напоминает о
другом "ярко патриотичном" эпизоде, когда граждане соседнего Переславля-Залесского целовали
крест Вору и, "совокупишася с литовскими людьми", пришли и разграбили Ростов Великий. Но то,
уже совсем другая история ...

По преданию от Петра Ростовского происходит дворянский род Чириковых.

Северо-западная башня:
59630011.JPG

Главный храм обители, собор Петра и Павла обычно датируют 1682-1684 гг., и насколько я понял по
выдержкам из документов, в 1682 храм сей "устроися", а в 1684 - освящён. Полностью снесён в 1933,
но известны чертежи его. Этот (1838) выполнен перед самой перестройкой западной паперти, что
была когда-то маленькой  и имела двускатную крышу:

img849 (2).jpg

А на этом (1842) паперть уже расширена во весь западный фасад. В боковых отсеках разместили
ризницу и библиотеку, а средняя часть получила купол и портик. Видно также, что угловые  части
кладки прежней паперти при пересстройке были сохранены. На плане обозначена и рака
преподобного Петра у южного входа в собор (мощи же почивали под спудом):

img849.jpg

Известно и фото собора (нач. ХХ в., с северо-запада) с уже новой  папертью (справа - церковь
Похвалы Богородицы). Пишут, автором перестройки был выдающийся ростовский самородок,
столяр, а затем ярославский губернский архитектор, Петр Яковлевич Паньков (1770-1842).
Он же ранее предлагал и вариант с мотивами псевдоготики, но по каким-то причинам выбрали
классику. А "романтический" проект Панькова, как считают, был использован при возведении
куда более широко известной паперти в Яковлевском монастыре.

4.jpg

Есть и снимок с юго-востока (нач. ХХ в.), где хорошо видно, как основательно к этому времени были
растёсаны окна здания, первоначальный вид которых нетрудно представить по вышеуказанному
чертежу фасада 1838 года. Они были узкие прямоугольные, утопленные в ниши с полукруглым
верхом, т.е. такие же, как во втором ярусе главного храма Ростова Великого, Успенского собора.
Аналогичен у двух этих зданий и пояс из пятигранных нишек, проходящих по верху апсид. Кроме
того на снимке можно заметить, что южный вход уже частично заложен и обращён в окно:

img850 (2).jpg

Перед самым сносом собор был обмерян, благодаря чему имеются и чертежи 1932 года,
выполненные техником с неразборчивой подписью. Интересна форма апсид. В отличие
от плана 1842 года, она не привычно полуциркульная, а какая-то параболическая.
Лопатки продольных стен откровенно не соответствуют осям внутренних столбов:

img850.jpg

Аркатурно-колончатые пояса барабанов аналогичны всё тому же Успенскому собору,
хотя угловые здесь не световые:
img851 (2).jpg

По разрезам видно, насколько сильно главный купол смещён от центра четверика, восточная
ветвь планово-пространственного креста раза в два короче западной. А перекрыты эти ветви
не обычными для крестово-купольной схемы коробовыми сводами, а сводами полулотковыми
(или полусомкнутыми):

img851 (3).jpg

В 1928 обитель закрыли, монахи перебрались в соседний Авраамиев монастырь, а тут всё, что
не снесли, заняли жильём. Практически везде пишут, что в церкви Похвалы при товарищах был
"Пивзавод". Однако, некоторые спецы утверждают, что в цеху этом разливали газированную воду,
а "Пивзавод" - лишь народное прозвище. Видимо сознательные трудящиеся мечтали о дне,
когда в их микрорайоне станут разливать не всякую там фигню, а что-то по существеннее ...

img852.jpg

Известен также и ряд старинных общих видов монастыря. На них видно, что стена была украшена арочными нишами, а западные башни завершались ныне утраченными куполами. Скромный же
декор их, состоявший  из сильно упрощённых по формам классических фризов и небольших портиков на уличных фасадах в основном сохранился.

2.jpg


Был он заштатным, из казны ничего не получал, а главной источником средств существования,
как пишут, был "приход московского подворья" на коем стояло четыре каменных доходных дома
с водопроводом и канализацией, ко всем квартирам имелись погреба и сараи, "а в главном доме
и духовое отопление,...и электрический кабель". Находилось оно где-то на углу Земляного Вала
и Большого Дровяного переулка https://yandex.ru/maps/-/CZtFi6JL

3.jpg

Говорят, до революции монастырь стоял "на пустом пространстве среди лугов и огородов",
Петровская слобода при нём состояла всего из одного ряда домов, и от того звался он
"Петровский-на-Поле".

1.jpg

Нынче город сильно разросся, но и теперь пока ещё тут очень тихий уголок из утопающей в садах
частной застройки, одно из самых приятных мест Ростова Великого. Во всяком случае, так оно
мне запомнилось в шикарную погоду мая 2007-го, когда я всё это фотографировал ...

59630009.JPG
Tags: 1.6 - Архитектура Московского царства, Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Ростов Великий, Ярославская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments