Ново-Соловецкая пустынь

Оригинал взят  у  proofreader_z в  Ново-Соловецкая пустынь

DSC00071.JPG

23 октября 2016, https://yandex.ru/maps/-/CZHAaZPD

Её также называют Марчуговской, ибо как почти везде обычно пишут , сначала обитель стояла
южнее, на другом берегу Москвы реки  в селе Марчуги (а точнее немного западнее того села в
урочище Красный холм возле деревни Бельково, здесь: https://yandex.ru/maps/-/CZHAiO2x).

Там пустынь была размыта половодьем и потому перенесена в 1655 - 1657 годах на нынешнее
место, в деревню Фавстово (теперь Фаустово), а у Белькова тогда была поставлена памятная
несохранившаяся часовня.

DSC00063.JPG


Из-за того холма  её также называют ещё и Краснохолмской, а на новом месте якобы даже
был создан насыпной холм того же названия. Однако же, другие заявляют, что сначала (1653)
монастырь основали в Москве (опять же "у Красного холма"), а затем перенесли в Фаустово.

DSC00139.JPG

Мало того, говорят, у Зверинского и Иванчина-Писарева имеются данные об основании пустыни в
Марчугах уже в конце XV века (у последнего даже конкретно - 1492), однако твёрдой датой обычно
признаётся 1653 (или 1654) год.

DSC00032.JPG

Во множестве работ (в том числе и вполне серьёзных) основателем монастыря называется Стефан
Нифонтов, протоиерей кремлёвского Благовещенского собора и соответственно духовник царя Алексея Михайловича, постригшийся на Соловках в 1671 с именем Савватия.

Причём, информация сия восходит к знаменитому труду достопочтенного архимандрита Досифея.

DSC00030.JPG

Но я никогда не слыхал, чтобы у царя Алексея был в те годы духовник с такими "паспортными
данными". Зато более чем широко известен Стефан Вонифатьев, тоже кстати постригшийся с
именем Савватий, только не в 1671, а в 1655 и не на Соловках, а в московском Покровском
монастыре
(им же тогда и созданном на царские деньги). А в 1656 он уж скончался на Валдае
и был похоронен опять же в Покровском.

DSC00048.JPG

Вонифантьев был духовником Алексея с 1645 по 1656 г., и трудно представить, что одновременно
имелся ещё и духовник-тёзка, а у Благовещенского собора - второй настоятель, и потому, при всём
уважении к Досифею, мне кажется, у него тут какая-то махонькая неточность ...
(хотя, может знатоки меня и поправят ? )

DSC00049.JPG

Стефан был весьма ревностным пастырем. Не боялся всячески поучать царя и критиковать
патриарха, увещевал бояр и успокаивал на Красной площади бунтовщиков во время Соляного
бунта (1648)
. Возглавлял известный Кружок ревнителей благочестия.

А в 1652 году митрополит Корнилий и протопоп Аввакум даже подавали челобитную за избрание
Стефана патриархом (вместо умершего Иосифа), но говорят, он отказался в пользу Никона.

Кстати, его возможное избрание беспокоило западных дипломатов, говорят, шведский резидент
в Москве докладывал своим, что в «усердии и кознях (против иностранцев) не будет недостатка»,
ибо Стефан был ярым противником иноземных влияний.

DSC00046.JPG

Упоминается, что монастырь основали по случаю избавления от морового поветрия в Москве,
а назвали -  по Стефанову "произволению". Видимо у него было своё особое отношение к
Соловецкому монастырю, и не случайно он пред смертью постригся с именем одного из отцов-
основателей той славной обители.

DSC00123.JPG

Ново-Соловецкая пустынь никогда не отличалась обширностью своих имений и обилием иноков
(на рубеже XVII-XVIII вв. там было от 3 до 8 монашествующих да десятка полтора "служителей").
В копии царской грамоты 1700 года так и сказано: "пустыня самая скудная".

Она практически всегда была приписной:
до 1678 года - ко всем известному московскому Андреевскому  монастырю,
в 1683 -  "устроение и надзор" поручены Соловецкому подворью в Москве,
в 1699 - "совершенно приписана к Соловецкому монастырю",
а в 1764 - к Новоиерусалимскому (до упразднения в том же году).

DSC00029.JPG

От монастырского ансамбля, созданного в 1660-х - 1690-х годах, сохранились только Троицкий
собор (в нижнем этаже - Благовещения с трапезною):

DSC00077.JPG

и надвратная церковь Зосимы и Савватия:

DSC00140.JPG

Колокольня перестроена (видимо полностью) в 1870:

DSC00043.JPG

Прочие постройки были деревянные, но не все. Опись 1741 года, составленная после большого
пожара перечисляет каменные кельи: настоятельские, больничные, братские и ризничную.

С севера к собору примыкали келарская, поварня и хлебня.
От того теперь первый ярус северного фасада выглядит голым:

DSC00075.JPG

Забавно, но об архитектуре собора та опись гласит: "строение оной церкви готическое".
Т.е. для спецов времён великого Растрелли, то что мы теперь зовём Нарышкинским барокко,
считалось таки готикой.

DSC00045.JPG

А на  сенах собора, законченного к 1698 году, определяющую роль играет именно нарышкинское убранство.
Нижний ярус строился раньше, считают, его освятили уже в конце 1670-х,
и декор его ещё из Московского узорочья, но он скрыт гульбищами и не так бросается в глаза.

DSC00126.JPG

DSC00127.JPG

DSC00125.JPG

В описаниях храма вечно повторяется сравнение его с соборами в Волоцком монастыре и в
Астрахани, первый даже иногда ухитряются называть "ближайшим аналогом".

А в чём сходство то?

Оба упомянутые - четырёхстолпные храмы соборного типа со световым пятиглавием, композиция
фасадов которых при всех различиях декора совершенно внятно отражает структуру интерьера и
схему конструкций.
В марчуговском же соборе трёхчастные фасады - полнейшая декорация, никак не связанная с его
"внутренностью". Он двустолпный, столбы стоят прямо по оси центральной главы и косяков средних
окон боковых фасадов.

1.jpg

И пятиглавие здесь весьма своеобразное. Средняя глава световая гранёная, обработана
по нарышкински, а угловые глухие круглые и целикои из стиля Узорочья:

DSC00015.JPG

DSC00016.JPG

Да и по общему характеру композиции этот храм другой. В отличие от волоцкого и астраханского
"визуальный вес" четверика в нём несравненно меньше, а продольная ось выражена гораздо
отчётливей и за счёт колокольни (пусть чуть смещённой к северу), и за счёт алтаря нижней церкви,
сильно вынесенного к востоку. Черты традиционно-соборного здания тут конечно налицо, но и тяготение к образам посадских храмов того времени заметить  не трудно:

DSC00013.JPG

Западный портал нижней церкви решён роскошно. Венчает его сложный кокошник, а проём обрамлён двойным жгутом, опирающимся на стопки мелких кубышек:

DSC00065.JPG

К сожалению не сохранились колонки, только их резные базы на филенчатых постаментах и очень
сильно повреждённые капители.

DSC00066.JPG

DSC00069.JPG

DSC00067.JPG

DSC00068.JPG

Южный портал гораздо проще и традиционней:

DSC00094.JPG

DSC00096.JPG

Окна нижней церкви имели треугольные фронтоны и позже переделывались:

DSC00061.JPG

Пишут, в сводах нижнего яруса заложено множество сосудов вверх донцами (для облегчения
кладки или может ещё и в роли голосников ? ). А с юга и запада он окружен аркадой когда-то
открытого гульбища весьма удачных пропорций:

DSC00093.JPG

На парапете полихромные изразцы.

DSC00057.JPG

DSC00055.JPG

DSC00056.JPG

Нетрудно заметить насколко декор колокольни суше и грубее, чем в более старых постройках
обители:

DSC00053.JPG

Однако, очень радует, что колокольню XVII века заменили всё же постройкой тоновского круга, а не
чем то более стилистически несовместимым с остальным ансамблем.

DSC00051.JPG

DSC00052.JPG

DSC00074.JPG

DSC00079.JPG

DSC00078.JPG

DSC00080.JPG

DSC00058.JPG

DSC00059.JPG

DSC00072.JPG

DSC00124.JPG

DSC00073.JPG

DSC00107.JPG

В сводах верхней церкви тоже упоминаются голосники.

DSC00131.JPG

Церковь Зосимы и Савватия стоит на воротах, входивших в линию монастырской ограды с южной
стороны:

DSC00006.JPG

Она смотрела на реку, которая давно ушла отсюда, оставив живописную старицу:

DSC00024.JPG

Декор тут тоже в основном нарышкинский:

DSC00007.JPG

Особенно запоминаются толстые витые колонки по сторонам южных и северных дверей,
выходящих на гульбище:

DSC00009.JPG

DSC00041.JPG

DSC00012.JPG

Опись 1741 года упоминает на церкви и зелёную черепицу, и "железный крест вызолочен".
О соборе опись на сию тему умалчивает.

DSC00014.JPG

DSC00008.JPG

В отличие от собора, изразцы тут монохромные муравлёные:

DSC00021.JPG

DSC00022.JPG

DSC00023.JPG

DSC00031.JPG

Прямоугольный массив ворот прорезан по традиции большой аркой проезда в центре и малой аркой
прохода с востока (на фото она справа, сейчас заложена), но свойственная нарышкинскому стилю
тяга к симметрии заставила устроить слева от проезда арочную нишу, соответствующую калитке:

DSC00026.JPG

И вообще вся композиция постройки строго симметрична. Четверик церкви окружают равновеликие
апсида и притвор, полностью скрытые под кровлей гульбища:

DSC00118.JPG

2.jpg

Нарушается общая симметрия лишь крыльцом с северной стороны, благодаря которому гульбище
тут выглядит особенно эффектно:

DSC00033.JPG

DSC00034.JPG

DSC00037.JPG

Монастырёк сей конечно не велик, но писать о нём можно долго ...
ХватитЪ !

DSC00060.JPG
Понравилось Ваше исследование. Про Фаустово знал, конечно - но мельком, не вдаваясь в детали.
А прочитав Вашу статью заинтересовался, посмотрел, что есть на эту тему.
Красочный вид церковь имела в 1970 году - http://sobory.ru/photo/288001
Весьма подробная история изложена здесь - http://www.rusarch.ru/mezlliutina1.htm
Но Ваши материалы хорошо иллюстрированы, и это очень важно, так как просто "научные словеса" часто бывают несколько утомительны в связи с полным отсутствием фотографий и чертежей .....
Спасибо за статью!