Судогда. Замок Храповицкого

Все дороги к востоку от Москвы представляются мне паутиной пьяного в дрова паука. Какой бы населённый пункт вам ни нужен был бы, всегда есть варианты: можно поехать так, можно там… Тут пробка – не вопрос, можно проехать здесь… «Семь загибов на версту».
Итак, наш путь лежал во Владимирскую область.
Среди лесов и болот затерялся маленький городочек Судогда. Признаюсь честно, раньше я и не слышала о его существовании. А рядом с городком ещё более скромное село Муромцево. Там-то и находится цель нашего путешествия – замок графа Храповицкого.
В таких поездках я стараюсь сильно не задумываться о том, как много было разрушено и сметено с лица земли во время революции; как много затем было создано, и снова разрушено и уничтожено в наше смутное время – тяжёлая нагрузка на из без того нагруженную психику нас, ныне живущих. Но я это вижу и осознаю, оттого тяжело глядеть на утраты. Тем, кто машет флагом - какие гады были большевики, я предлагаю положить на одну чашу весов сколько уничтожено за последние 25 лет и на другую – сколько создано. «Не суди, и не судим будешь». Теперь важно не кто виноват, а что делать.
А пока остаётся только, глядя на руины, представлять себе в своём воображении блеск ушедших веков.

Здесь, практически в самом сердце Владимирщины, в тех самых местах, что называется, «откуда есть пошла земля Русская», расположена достопримечательность совершенно неожиданная - руины дворцового ансамбля возведённого в формах готической средневековой замковой архитектуры.

В 1884 году граф Владимир Семёнович Храповицкий, гусарский полковник и крупный лесопромышленник, приступил к реализации своей мечты - возведению небывалого дворцово-паркового ансамбля.
Но прежде, чем я расскажу о замке, несколько слов о его хозяине.

В.С. Храповицкий личность незаурядная и немного загадочная. О самом Владимире Семёновиче существует целый пласт информации, как вполне исторически достоверной, так и дошедшей до нас в виде слухов и легенд, которые не имеют под собой документальных оснований.
Храповицкие – старинная дворянская фамилия, имеющая белорусские корни. Герб рода принадлежит к группе Гоздава, насчитывающей 512 семей. Все их объединяет изображение на фамильных гербах двух лилий, связанных между собою золотым кольцом.
Неизвестно, кто первым из рода получил герб, но есть свидетельство о выдаче 9 июня 1844 года Василию Евграфовичу герба фамилии Храповицких.
В архиве хранится ряд документов с просьбами предков и родственников Владимира Семёновича о внесении их в родословную книгу и об утверждении в дворянском достоинстве. Это свидетельствует о том, что дворянство было личное, а не потомственное. Но встретился документ, в котором говорилось о том, что 17 декабря 1741 года Василий Иванович Храповицкий был пожалован во дворянство с правом передачи его по наследству. Он, возможно, единственный из всего рода получил потомственное дворянство.
В.С.Храповицкий окончил курс по первому разряду в Императорском Александровском лицее и поступил в лейб-гвардии гусарский полк первого разряда рядовым в феврале 1880 года. Наверное, в силу своих способностей Владимир Семёнович продвигался по службе очень быстро – в 1894 году выходит в отставку уже в чине полковника.

                62437210.jpg

После смерти отца в 1884 году ему отошло земель 21 тысяча десятин (по другим данным 18,9) только в Судогодском уезде. В 15 лет он стал «заводов, вод, лесов, земель - хозяин полный...»
В 1894 году Храповицкий выставляет свою кандидатуру на земских выборах. Зачем ему, богатому землевладельцу, эта суета, связанная с выборами? Возможно, он вступил в политическую борьбу, будучи заинтересован в укреплении авторитета на новом месте.
Была ещё и бытовая подоплека – желание отомстить земскому служащему Дубенскому за повторный обмер земель, который повлек за собой увеличение платы за землю. Дело в том, что его отец, С.И. Храповицкий, платил за землю сравнительно немного, поскольку значительная часть его земли была признана непригодной для земледелия и разведения леса, то есть, как тогда говорили, неудобной. Естественно, за неё плата не взималась. Не знаем, из зависти или из чувства долга, но в 1882 году Дубенский предложил провести переобмер всех земель Храповицкого, при котором выяснилось, что практически вся земля в имении пригодна для работы. Соответственно, увеличилась и плата за неё – почти вдвое.
Запущенность хозяйства и богатейшие окружающие леса наводят Храповицкого на мысль заняться лесопромышленной разработкой и продажей сырорастущего леса, лесоматериалов и дров. Начинаются поставки строевой древесины для нужд железной дороги и дров в Москву, а также в безлесые районы. Проявив талант предпринимателя, добился уже в первые два года чистого дохода от продажи леса по 90 тыс. рублей. Это позволило начать обустройство усадьбы.
По оценкам Карла Францевича Тюрмера, служившего у Храповицкого главным лесничим, леса его уже в девяностые годы стоили 3 миллиона рублей, а каждая десятина приносила до двенадцати рублей чистого дохода. Для вывоза леса была построена собственная железнодорожная ветка, соединившая уездную Судогду со станцией «Озеро» Муромской железной дороги. Дорогу обслуживали пятидесятисильные паровозы системы «Краус» мюнхенского завода Отто Шпенемана и дрезины американской компании Калимазу.
В 1884-1889 годах Пётр Самойлович Бойцов (об архитекторе и о двух других его творениях я рассказывала вот тут) строит в Муромцеве главный дом, а также: охотничий домик, дом управляющего, летний театр, конный двор, скотный двор, каретный сарай, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню.

91836860.jpg

45698358_1246216823_muromc.jpg

45699179_1246217975_muromcevo_1.jpg

73394106.png

96826410.png


Во множестве публикаций и в разных вариациях тиражируется легенда:
«Путешествуя по Франции, граф Храповицкий поспорил с одним из тамошних крупных владельцев недвижимостью, что отгрохает у себя на родине дворец не хуже бусурманского. Спустя несколько лет, наш герой, если верить легенде, пригласил в свое имение напыщенного французского вельможу и подвел его, первым делом, к скотному двору, повторяющему один в один собственный замок последнего. "М-да," - процедил француз - "пожалуй, Вам удалось, в общих чертах, скопировать мое родовое гнездо." "Рад это слышать!" - ответствовал граф Храповицкий - "но мое родовое гнездо находится чуть дальше, а здесь живут мои свинки!» По другой версии он сказал, что это птичник, по третьей - конюшня. Это та самая конюшня:

28293414.jpg

Дворец являл собой здание, планировка помещений которого была решена с помощью анфилад различной этажности. Во дворце находилось более 80 различных помещений, гостиных и жилых комнат. Нерегулярность планировки закономерно увеличивает ощущение внутреннего объёма, потерять ориентацию в здании не составляет труда.
Проект был реализован с учётом всех нововведений: электрическое освещение построек и парка от автономного локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башень, канализация, телефон в комнатах, собственная телеграфная станция.
Были комнаты: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая и т. д. Так выглядел интерьер одного из залов:

21556626.png

Комнаты замка освещались электрическими лампами в золочёных светильниках византийского стиля от Берто, в доме были устроены мраморные камины, туалетные комнаты с ваннами и бассейном из мастерской братьев Ботта. В залах были размещены многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства, картины, гравюры, изысканная мебель, фарфор, коллекция оружия. На территории имения были также возведены в едином стиле храм в честь мученицы царицы Александры Римской, был разбит регулярный парк с водными каскадами, фонтанами, многочисленными полянами, аллеями и прудами; построены дендрарий, оранжерея, летний театр, служебные постройки.
Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с дендрарием и питомником площадью свыше 40 га - здесь росли сотни редких и экзотических пород деревьев: пихта бальзамическая, кипарис, сосна Банкса, орех серый и многие другие. Сам парк состоял из трёх частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, оранжереи и площадки для игр) и английской (аллеи, поляны и пруды - была пристроена в 1910 г.). Въезд на территорию парка со стороны Муромцева и со стороны дороги от железнодорожной станции были объединены одной аллеей, ведущей к дворцу. Здесь располагались площадки для спортивных игр; плавно изогнутые аллеи, украшенные скульптурами мастерской Козлова; просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, сделанные на заводах Мальцова, и модная венская садовая мебель из гнутой древесины, скамейки и кресла от Тонет, что значительно преобразило вид парка. Пруды, освещённые разноцветными электрическими лампами, фонтаны и каскады в окружении экзотической растительности усиливали впечатление роскоши и великолепия усадьбы.

34974307.jpg

В ансамбль усадьбы входил большой фруктовый сад, в котором насчитывалось несколько сотен плодово-ягодных деревьев и кустарников, две теплицы, две оранжереи, ряд парников. При въезде в усадьбу и перед дворцом были разбиты цветники причудливой формы и клумбы, которыми славилась усадьба.
Главный принцип Храповицкого - всё только лучшее. Костюм, к примеру, ему шил государев портной. Посуду делал Фаберже. А если барыня принимала ванну, то купалась непременно в нарзане.

В 1899 г. в Муромцево появляется последняя постройка Бойцова - усадебная церковь «Святой мученицы царицы Александры» в псевдорусском стиле. Внутреннее убранство церкви было столь же роскошно, как и во дворце: серебро - от Фаберже, канделябры, крест и утварь - от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова, настенную роспись выполнил всё тот же художник Август Томашки.

45699181_1246217850_muromcevo_cerkov_.jpg

Так выглядит церковь сегодня:

DSC04747.jpg

DSC04752.jpg

DSC04756.jpg


Владимир Семёнович построил для местных детей бесплатную четырёхклассную школу. Для  одарённых детей построил музыкальную школу, в которой велось обучение деревенских мальчиков игре на народных смычковых и духовых инструментах, а также хоровому пению. На средства Храповицкого были наняты учителя-специалисты, куплены музыкальные инструменты и, редкие по тем временам, ноты. Инструменты Храповицкий покупал только у лучших мастеров. Школа выпускала оркестрантов-профессионалов. Знаменитый оркестр Храповицкого, состоящий из выпускников музыкальной школы, играл не только в имении. Впоследствии музыкантов из имения с удовольствием принимали во Владимире, Москве, Петербурге. Ещё построил художественную школу, т.к. госпожа Храповицкая сама рисовала акварелью.

В 1917 году, опасаясь разграбления, Владимир Храповицкий произвёл полную опись своего имущества и добровольно передал его новой власти. Сам же вместе с супругой уехал во Францию.
В 1920 г. из муромцевской усадьбы был вывезен целый вагон ценностей, около 300 пудов, в губернский исторический музей. Часть живописных полотен и графических рисунков их коллекции Храповицкого в течение 1918, 1921, 1924 и вплоть до 1927 г. поступало в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника, часть обстановки дворца и театра оказалась во Владимире, Гусь-Хрустальном, в различных учреждениях Судогды.
В 1921 г. в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Учащимся показывали растения в дендрарии, парк был наглядным пособием по ведению садово-паркового хозяйства, породистые животные (кони, утки, лебеди, куры, свиньи и прочая живность) пропали без вести.
(Вопрос: как вы думаете, что лучше – техникум, дом отдыха или торговый центр и бизнес-центр?)
Конец 1980-х гг. можно считать переломным в жизни усадьбы - переезд техникума в 1977 г. в новое здание фактически предрешил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться. Два последующих пожара в замке завершили своё опустошительное дело - от внутреннего убранства ничего не осталось.
Таким замок был в 1970-ом году:

88647952.jpg

Такой замок сегодня:

DSC04711.jpg

DSC04730.jpg

DSC04734.jpg

DSC04713.jpg

DSC04733.jpg

DSC04714.jpg

DSC04718.jpg

DSC04723.jpg

DSC04725.jpg

DSC04737.jpg

DSC04739.jpg

DSC04749.jpg


Это то, что было парком:

DSC04729.jpg

Храповицкий умер в полной нищете. Называют разные места его смерти: в Германии, во Франции.
В октябре 2013 году при указании тульского краеведа-генеалога Игоря Амелютина на издание 2010 года книги Н. А. Дубовицкого (француза русского происхождения, краеведа) «Русский некрополь в Висбадене» найдена могила В. С. Храповицкого. Могила В. С. Храповицкого расположена на территории старинного русского кладбища в Висбадене, земля Гессен в Германии. Могила расположена на участке № 2, представляла собой простой деревянный крест с табличкой, на которой указана и дата смерти 1858—1922. Могила находилась в плачевном состоянии: старый полусгнивший крест лежал на земле, табличка с именем и датами почти стёрлась.
Сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника решили собрать деньги на создание надгробия Владимира Храповицкого. С этой целью 12 декабря 2013 года был организован благотворительный бал. Полученные средства были переведены в Германию на счёт православного фонда.
По некоторым сведениям пути супругов Храповицких разошлись ещё до революции, и уезжали из страны они уже по отдельности (по этому поводу википедиия тоже возражает). Предположительно, жена Храповицкого Елизавета Ивановна умерла во Франции в городке Ментон (?)  в 1935 г. (?), так же в полной нищете.
Елизавета Ивановна обращалась за помощью к учёному и революционеру-народнику Николаю Морозову. Из второго письма к нему владимирские историки впервые узнали, что Елизавета Ивановна — на самом деле урождённая графиня Головина. До этого её называли дочерью Новгородского дворянина Чиглокова.

1928 год. Из письма Елизаветы Ивановны Храповицкой на имя крестьян села Ликино.
«Дорогие крестьяне! Обращаюсь к вам с просьбою: соберите, сколько сможете денег и пришлите мне. Вы владеете теперь бывшей землей моего мужа Владимира Семеновича Храповицкого, который скончался в нищете. Я осталась теперь одна без всяких средств на самую бедную жизнь. Мне уже 68 лет я больная и старая, работать не могу. Я счастлива, что вы теперь владеете землей, а у нас не было детей, всё равно желание мужа оставить землю крестьянам.
Обращаюсь к доброму вашему сердцу, прошу помочь мне, Бог вас не оставит. Прилагаю конверт с моим адресом. Да сохранит вас Бог всех…Сообщите, что сталось с нашим имением Муромцево. Напишите мне подробно об этом, я всей душой с вами.
Елизавета Ивановна Храповицкая.»

Выдержки из ответного письма:
«… Очень странным показалось ваше обращение к нам с просьбой о присылке денег. Спрашивается, за что? За то, что вы долгие годы сидели на нашей шее, выматывая у нас последние силы, вели праздную жизнь паразита, раскатывались по заграницам, соря деньгами, добытыми на крови и поте крестьян? За то, что в былые времена пороли нас нагайками, пороли плетьми и сажали в тюрьмы…
Да всего не перечислить, за что вам, госпожа Храповицкая, следует помочь. Мы не можем даже и определить и попросту скажем: — Валите от нас… Только такие бессовестные люди, как вы и вам подобные, способны порою лить крокодиловы слёзы. Земли эти мы добыли себе и без вашего благословенного завещания, Немного запоздал ваш муж его написать.
…Советуем вам обратиться за помощью к тем, к кому вы сбежали, выгнанные Октябрьской революцией из нашей страны, искать защиты.
К нам больше не обращайтесь.
По поручению (следуют фамилии граждан села )
26 мая 1928 года.»

Еще в 1990-м районному исполкому был представлен проект создания гостинично-реабилитационного центра с привлечением иностранных капиталов. Проект был положен под сукно.
В 1994 году Владимирский тракторный завод на свои собственные средства восстановил кровлю замка. В 1995 году в замке возник пожар, едва не уничтоживший всё здание.
В 1996 году на средства жителей началось восстановление церкви Царицы Александры.
Несколько лет назад кровлю над частью замка восстановили ещё раз.
В мае 2014 года усадьба была передана в оперативное управление Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. К тому времени были найдены чертежи 70-х годов. Начато создание Судогодского филиала ГВСМЗ. Усадьбу должны обследовать инженеры и археологи, после этого началось составление проекта реконструкции.
В последние годы была произведена частичная консервация главного дома, возведена временная кровля, взамен обвалившейся, территория огорожена и поставлена охрана. Рассказывают, что до недавнего времени там орудовали «бизнесмены», которые выбивали кирпичи (все они с фирменной меткой «В.Х.», так как изготавливались на своём кирпичном заводе) и загоняли их по сходной цене - 1 т.р. Хорошо хотя бы то, что этот «бизнес» прикрыли.
Но, похоже, что на этом всё и закончилось. Дальнейшая судьба усадьбы весьма туманна.



При написании использованы материалы:
http://www.dom-bez-kluchey.ru/capital_city_sudogda/o-rodoslovnoj-dvoryan-xrapoviczkix.html
http://historybiz.ru/hrapovickij-vladimir-sergeevich.html
http://www.liveinternet.ru/users/nata1216/post105579844/?aid_refresh=yes
http://towns.ru/other/muromtsevo.html
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/sudogda/m/53-1-0-1333
http://subaruland.ru/forum/threads/Муромцево-Имение-графа-Храповицкого.5041/
Википедия
       
Как хорошо у Вас все написано, читать - одно удовольствие.
Развалины "готического замка" производят эффект гранаты - вот ведь был огромный комплекс в сохранности много лет, и вот он уже лежит в руинированном состоянии. Поразительно ((
И очень правильно Вы написали в самом начале, поставив историческую справедливость на первое место. А то уши вянут слушать у каждого второго блогера об "ужасных большевиках".
Сегодняшние деятели нанесли несравнимо больший вред нашему историческому наследию. И зияющие провалы вместо окон в этом замке характеризуют их самыми последними словами ((......
Спасибо, дорогая Татьяна!
И рассказано ярко и фотографии внушительные.
Почаще присылайте в Сообщество Ваши замечательные работы!
Спасибо, Григорий Васильевич!)
Да, разрушать - не строить. Восстановить теперь будет очень сложно, если вообще станут восстанавливать.
Не нравится мне чувство стадности, когда бездумно вторят толпе, с которой предварительно "поработали". Всё же надо иметь и собственные суждения, независимые от того, что диктует "мода".
Восстанавливать сегодня, с нашими "новыми" приемами рестаВРАЦИИ - дело очень сомнительное...
На фото 1970 года видно, что все первозданное, со времени строительства на менялось. Окна, двери, оконные переплеты, витражи, отделка стен и так далее. Все сохранялось десятилетиями.
А теперь что может быть, даже если найдутся деньги и возможности? Новые материалы, пластиковые окна со стеклопакетами, двери с ламинатом...... Да и где они, сегодняшние фирмы по реставрации, сколько их на всю страну, которые что-то могут воссоздать ???
Печальная ситуация ((((
О реставрации, я думаю, вряд ли стоит мечтать. Скорее всего может рассматриваться восстановление, вопрос - в качестве чего.