Спегальский Ю.П. Альбом "По Пскову XVII века"

Оригинал взят у nathalie_zh в Спегальский Ю.П. Альбом "По Пскову XVII века"
Сегодня предлагаю вашему вниманию альбом известного псковского архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского (1909 - 1969) "По Пскову XVII века", вышедшего в 1974 году.


Во вступительном слове к этому изданию академик Д.С.Лихачев сказал следующее: " Ю. П. Спегальский посвятил всю свою жизнь изучению псковских архитектурных памятников. Он был исследователем истории псковской архитектуры, работал по реставрации псковских памятников и был талантливым художником, запечатлевшим в своих живописных и графических произведениях древний Псков. По своему значению графические реконструкции Ю. П. Спегальского по древнему Пскову равняются тому, что было сделано А. Васнецовым для старой Москвы.

Ю. П. Спегальский - поэт древнего Пскова. У него был дар проникновения в жизнь Древней Руси.

Как исследователя псковской архитектуры Ю. П. Спегальского отличало не только глубокое знание истории древнерусской архитектуры, но и серьезная эрудиция в области истории древнерусской культуры, быта, прикладного искусства, письменности.

Совершенно бесспорно, что из всех историков древнепсковской архитектуры Ю. П. Спегальский был наиболее осведомленным в быте и культуре древнего Пскова. Этим я не хочу обидеть других историков псковской архитектуры: я считаю, что это сочетание историка архитектуры и историка быта и культуры, очень трудно достижимо, и поэтому нельзя его требовать от специалистов. Ю. П. Спегальский был в этом отношении явлением исключительным..."


И еще я особо хочу отметить, что рисунки, вошедшие в этот альбом, были созданы Ю.П.Спегальским в блокадном Ленинграде в самую жестокую зиму 1941 - 42 гг.



Составитель и автор пояснительного текста к рисункам архитектор-художник О. К. А р ш а к у н и
(Для удобства я разделила иллюстрации на две части. Здесь начало, а продолжение будет в следующей публикации.)

ПЛАВУЧИЙ МОСТ.
Дороги, которые вели в Псков с запада, сходились к Плавучему мосту через реку Великую. На другом берегу раскинулся город. С Плавучего моста в него входили через Власьевские ворота в четырехугольной Власьевской башне. Высокая крепостная стена влево от башни - западная стена Довмонтова города. Дальше за ней видны часть укреплений Кремля, верхушки Троицкого собора и его колокольни.



ВЛАСЬЕВСКИЕ ВОРОТА.
Из под затемненных ворот Власьевской башни открывалось широкое, сверкающее светом пространство площади Старого торга. У самых ворот, налево - каменная караульня, за ней - церковь Власия, направо - бывший княжий, позднее государев, казенный двор. Вдали виден Пушечный шатер с крутой тесовой крышей.



ПУШЕЧНЫЙ ШАТЕР.
Под его защитой на обширном деревянном помосте хранилась тяжелая псковская артиллерия пищали Медведь, Трескотуха и другие. Был на этой площади, у стены Довмонтова города, и другой шатер, где хранились мелкие орудия. Направо, вблизи церкви Василия, видна часть Приказных палат.


ПРИКАЗНЫЕ ПАЛАТЫ.
Это административное здание (1693-1695) с высокой крутой тесовой крышей на четыре ската, затейливо украшенной, и со слуховыми окнами в виде больших "бочек" луковицеобразного очертания. Поставленное на самом видном месте южной стороны Довмонтова города, оно поддерживало всю композицию площади своими монументально пластичными формами.


ИЗБОРСКАЯ УЛИЦА.
К площади Старого торга сходились все главные улицы Пскова, в том числе Великая (ныне Советская), переходившая за городом в Смоленскую дорогу. Петровская (ныне Карла Маркса) - дорога, ведущая из Новгорода, Званица (ныне улица Леона Поземского) - продолжение дороги из Гдова и Нарвы. Через Плавучий мост и Изборскую улицу (ныне часть ее сохраняется под названием Конной) площадь была связана с сухопутной дорогой на Изборск и Ригу, а пристани на Пскове и Великой соединяли ее с водными путями. После долгого пути через дремучие леса, многоверстной массой стоявшие от границы Ливонии до Завеличья, проехав узкой Изборской улицей, путник оказывался перед простором реки Великой, на другой стороне которой во всей красе представал Псков.



ДОВМОНТОВ ГОРОД.
Цветные с позолотой купола храмов, живопись икон под навесами, часовенки, кладбища с оградами и воротами - все эти разнообразные строения Довмонтова города живописно сочетались между собою. А рядом вздымались белые стены Крома и сверкали золотом главы собора в детинце. Ко времени призвания самостоятельности Пскова (1348) в Довмонтовом городе сосредоточилось управление производственными купеческими и церковными объединениями города. Здесь были общественные постройки, корпоративные гридницы, избы и церкви с дворами при них. Значение общегородского центра Довмонтов город сохранил и в XVII веке.




В ДОВМОНТОВОМ ГОРОДЕ.
Храмы, звонницы... В Довмонтовом городе было множество церквей, и при них приделы, притворы, галереи, палатки.




ВХОД В КРОМ (ТЕМНЫЕ ВОРОТА).
В Кром проходили через ворота в стене детинца, которую псковичи называли Перши (Перси). Эта стена имела решающее значение в системе обороны Пскова. От Довмонтова города ее отделял глубокий ров с перекинутыми через него мостами. Внутрь детинца попадали не сразу: из одних ворот входили сначала в охабень - узкий, длинный, зажатый с двух сторон высокими каменными стенами, с нависшими сверху бревенчатыми боевыми настилами коридор, ведущий до других ворот.



ТРОИЦКИЙ СОБОР.
После сумрачной щели охабня неожиданно открывалось залитое ярким светом широкое пространство торжественной Вечевой площади. На правой ее стороне вздымался сверкающий золотыми куполами величественный Троицкий собор, построенный в самый расцвет самобытной псковской церковной архитектуры (1367). В соборе хранились все реликвии города: мечи его князей - Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, древние грамоты Пскова, печати и государственная казна.



НА МИТРОПОЛИЧЬЕМ ДВОРЕ.
Переднюю часть Кремля занимали Благовещенский собор и Митрополичий двор. Все здесь было крупно и величественно. Могучая стена и высокий обрыв с протоком внизу отделяли Кремль от расположившегося у его подножия Довмонтова города.



УГОЛОК ВЛАДЫЧНОГО ДВОРА.
Владычный двор примыкал к Першам. С XVII века он занимал добрую половину Вечевой плащади, украшая южную сторону богатой архитектурой церквей и палат.




ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ НА КРОМУ.
Церковь Благовещения на Крому, простая и изящная по своей архитектуре, стояла на юго-западном углу Крома. (На рисунке показана часть крепостной стены, каменные (Смердьи ворота) с караульней при них, верхняя часть Смердьей башни).



БУЙ.
Буй - двор за оградой возле храма. Имел захоронения, и тяжелые каменные кресты четко выделялись на фоне белых стен храмов и звонниц.



НИЖНИЕ РЕШЕТКИ.
У слияния Псковы с Великой были устроены Нижние решетки, где под сводами, прорезавшими толщу крепостной стены, между дубовыми, окованными железом бревнами опускных решеток бурлила и пенилась вода Псковы.



У НИЖНИХ РЕШЕТОК.
У Нижних решеток день и ночь стояли стрельцы на карауле.



ВЕРХНИЕ РЕШЕТКИ СНАРУЖИ ГОРОДА.
С востока, у грозной Гремячей башни, бурливая Пскова втекала в город сквозь пролеты с решетками, и здесь шумели колеса и запруды многочисленных мельниц.



ВЕРХНИЕ РЕШЕТКИ ВНУТРИ ГОРОДА.
Видны высокая Гремячая гора, Гремячая башня, часть стены с арочными проемами, где были решетки. Вдали - церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы, ближе - палаты Гремяцкого монастыря, еще ближе - часть строений кожевенного завода.



ПСКОВА У ВЕРХНИХ РЕШЕТОК.
На том берегу Псковы - Гремячая гора с Козьмодемьянской башней (теперь ее называют Гремячей). Около нее виден купол церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы, принадлежавшей Гремяцкому монастырю, а у склона - монастырские палаты (видна верхняя часть их крыши). В отдалении, на склоне горы, - богатые жилые палаты XVII века в Волчьих ямах, ниже, у самой речки, - так называемая "Хлебопекарня" (сохранившаяся часть строения крупного кожевенного завода последней четверти XVII века; в XIX веке в нем помещалась полковая хлебопекарня. Это строение находилось на островке. Проток, отделявший его от запсковского берега, засыпан в XVIII веке).



ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НА УСОХЕ.
Три церкви - Николы на Усохе, Василия на Горке и Одигитрии на бывшем подворье Псково-Печерского монастыря - были расположены на одной улочке Враговке, которая начиналась от стены Среднего города, около храма Василия на Горке, огибала горку, на которой стоял этот храм, пересекала Великую улицу у церкви Николы на Усохе и шла к воротам Печорского подворья. Древние псковичи провели эту улочку не прямо, а с переломами, открывавшими ряд красивых перспектив. Храмы Василия на Горке и Николы на Усохе, как все приходские церкви, были окружены оградами, за которыми размещались кладбища с зеленью, крестами и часовнями. Кончанский храм древнего Опоцкого конца - церковь Николы на Усохе (или в Опоках) - впервые был построен в 1371 году. В 1535 году на его месте построили новый. Это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора.



ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ НА ГОРКЕ.
Храм Василия на Горке (40-50-е годы XVI века) стоял на высокой Васильевской горке, у самой стены Среднего города. Рядом высилась четырехугольная Васильевская башня, над которой была надстроена звонница. По преданию, на этой звоннице висел сполошлый колокол, поднимавший весь город в случае беды. Короткая улица Враговка, шедшая от Печерского подворья и церквей Варвары и Николы на Усохе к Трупеховским воротам Среднего города, огибала храм Василия на Горке, давая возможность любоваться им с разных сторон.




КСТОВСКАЯ БАШНЯ.
Кстовская башня - угловая башня Среднего города, на самом берегу Псковы. От нее стена шла по берегу к Довмонтову городу. Отсюда были видны две церкви: Богоявление со Кстова и Рождества со Кстова.




БРОДЫ.
Один из живописнейших участков старого Пскова у высокого, пробитого рекой в скале левого берега, названного псковичами Подгорьем. Здесь располагались мельницы, бани, разного рода "варницы", трепальни, кожевенные мастерские и маленькие, скромные дворики посадских людей. Среди деревянных построек в XVII веке тут появились каменные здания промышленных мастерских и небольшие подызбицы. Над низкой, дробно измельченной деревянной застройкой Подгорья, изрезанного узкими улочками с переулками, высился скалистый, обрывистый берег, по краю которого возвышались храмы и монастыри с каменными церквами. Здесь же расположился и двор богатого купца Ямского, а северо-восточнее стоял массивный, сложной композиции, богато убранный храм Богоявления. Его главы были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, а приговор - большим резным каменным крестом и наружными фресковыми росписями. Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого (1444), был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но в XVII веке и он разрушился.



ДВОР ЯМСКОГО В БРОДАХ.
Двор богатого псковского купца Никифора Ямского (80-е годы XVII века). Главные палаты возвышались на углу, у Луцкой улицы (ныне улица Красных партизан). Комплекс очень красивых каменных зданий, выдвинутых из общей массы застройки к реке, стал одним из важнейших архитектурных акцентов северной стороны Окольного города. Главные палаты Ямского, относящиеся ко времени расцвета псковской гражданской архитектуры, отличались совершенством композиции и декоративной обработки.




ДОМ ЯМСКОГО С САДА.
Каменный вид здания превосходно увязав с деревянным верхом. Деревянное гульбище (крытый балкон), устроенное вокруг больших выступов здания, позволяло любоваться прекрасными перспективами Завеличья и Запсковья.


ОСТРОВОК.
Если от бывшей Луцкой улицы (ныне улица Красных партизан) спуститься вниз и пройти по бывшему Подгорью, то можно выйти на Островок. Эта часть города не утратила черты старинного, очень поэтичного облика и в наши дни: тесные дворики в густой зелени деревьев, ограды со старыми тесовыми воротами, калитки с коваными железными узорными кольцами. На высоком берегу здесь стояли монастырские храмы: Пятницы в Бродах, или в Песках (1534), и Благовещения в Песках на Бугру (впервые был построен в 1421 году, но разобран и выстроен заново в XVII веке; ныне оба храма засыпаны землей). Здесь же, недалеко от крепостной стены, возвышается земляная петровская батарея (Лапина горка), под ней скрыт засыпанный в 1701 году храм Никольского "из Песок" монастыря.



ЦЕРКОВЬ ПЯТНИЦЫ В ПЕСКАХ.
Монастырский храм - церковь Пятницы в Песках (1534)- стоял за оградой с воротами на высоком берегу Псковы. Внизу видна часть стены с Верхними решетками.



ДВОР НА НИКОЛЬСКОЙ УЛИЦЕ (НЫНЕ УЛИЦА ГОГОЛЯ).
Богатое жилое здание первой половины XVII века (получившее название Солодежни). Три этажа постройки были каменными: два нижних служили для хранения имущества и товаров, в третьем располагалась повалуша - зал для сбора всей семьи, приема гостей и увеселений. Над повалушей размещались деревянные, рубленные из бревен, хоромы, в которых находились спальные горницы, а над ними располагались вышки, чердаки, сенники. (В этом здании сохранились только два нижних каменных этажа.)




ПОВАЛУША В БОГАТЫХ КУПЕЧЕСКИХ ПАЛАТАХ.
Повалуша - очень просторное, светлое помещение с деревянным потолком. Вдоль стен - скамьи с резными подзорами. Обогревалась повалуша печами.



НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА.
На Никольской улице стоял в XVII веке и дом Печенко. Рядом с ним - изба на каменном основании (вторая половина XVII века), принадлежавшая посадскому человеку среднего достатка
.


ДОМ ПЕЧЕНКО.
Древние палаты на Никольской улице, названные по последнему владельцу "домом Печенко", состояли из двух частей. Более старая, в углублении двора, с одноэтажным каменным низом, - единственная в своем роде постройка с очень интересными интерьерами. Новая часть - крупное жилое здание с двумя каменными этажами и рублеными деревянными горницами над ними. Дом имел крыльцо и деревянную светлицу над ним с висячим балконом. Дворик этих палат был небольшим. На правой стороне его размещались низкие деревянные подсобные строения, а на левой, освещенной солнцем, входившего во двор встречало лаконично и скромно украшенное, но очень приветливое крыльцо палат. Для гражданского зодчества XVII века Пскова было характерно при сравнительно простой отделке достигать большой выразительности интерьера с помощью эффекта освещения. (Старейшая часть дома Печенко находится в развалинах. От новых палат сохранились лишь два каменных этажа.)



ПОВАЛУША В СТАРОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО.
Повалуша в доме Печенко была перекрыта сводом, в стенах сделаны стенные шкафы, вдоль стен стояли скамьи с резными подзорами.



ВИД НА СЕВЕРО - ЗАПАДНЫЙ ТОРЕЦ ПОВАЛУШИ.
Изразцовая печь повалуши отличалась пышным растительным орнаментом и яркостью расцветки. Роспись была сделана синей, белой и зеленой поливами по сиреневому, а местами по красному фону. Некоторые части печи расписывались синей, белой, желтой и красной поливами по травянисто-зеленому фону.



СЕНИ В НОВЫХ ПАЛАТАХ ДОМА ПЕЧЕНКО.
Новые палаты представляли собою жилище более богатого типа. Нижний этаж отводился под склады, второй служил для приема гостей. По обе стороны входных сеней, перекрытых сводами, помещались столовая и "веселая" палаты. Из сеней можно было подняться через внутристенную лестнипу в деревянные верхние хоромы.



ВНУТРИСТЕННАЯ ЛЕСТНИЦА В СТАРОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО.
Из сеней в верхние деревянные хоромы вела внутристенная лестница с высокими каменными ступенями.



СТОЛОВАЯ ПАЛАТА В НОВОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО.
Столовая палата была обращена в сторону улицы, перекрыта деревянным потолком. Стол в ней располагался "глаголем", то есть в виде буквы "Г". Вдоль двух стен шли скамьи. В столовой палате стоял большой, от пола до потолка, киот. Круглая орнаментированная печь была сложена из изразцов белого, розоватого, а местами желтоватого и бледно-сиреневого оттенков. Орнамент растительный, лишь кое-где изображены птицы, клюющие ягоды. Роспись выполнена изумрудно-зеленой и темно-зеленой поливами.



"ВЕСЁЛАЯ" ПАЛАТА В НОВОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО.
Обращенная в сторону дворового участка, "веселая" палата также была перекрыта деревянным потолком. Над ней, в деревянных этажах, находилась женская половина. "Веселая" палата была очень просторной. Ее украшала цветная изразцовая печь, основной фон которой был нежно-бирюзовый. Низ и верх печи опоясывали орнаментальные полосы с узорами из фантастических растений и птиц на белом фоне. Остальные части покрыты густым растительным орнаментом, и лишь по фризу шли изразцы с изображением единорогов и львов. Роспись была выполнена синей, голубой, желтой, зеленой и бирюзовой поливами. Красновато-коричневую поливу мастера клали как дорогое украшение. Она действительно походила на драгоценный камень: в глубине ее слоя поблескивали золотистые искорки.



КАБИНЕТ ХОЗЯИНА (ДОМ ПЕЧЕНКО).
Рядом со столовой палатой был кабинет, в котором хозяин занимался делами и развлекался в обществе друзей. (В этом помещении в 1927 году найдены очиненные гусиные перья, чернильница XVII века и целая колода игральных карт западноевропейской работы конца XVI - начала XVII века.)



В КАБИНЕТЕ ХОЗЯИНА


Продолжение альбома - в следующем посте...

Другие книги и статьи Ю.П.Спегальского, а так же произведения о нем, можно прочитать на сайте Спегальский.народ.ру
Кое что я знал о рисунках, но немного. А я про такой объем художественных работ Спегальского узнал уже из Вашего журнала ЖЖ.
Так что огромное спасибо за Ваши исследования и по Пскову и по работам и трудам Ю.П.Спегальского. Большую и очень важную работу Вы проводите :)
Кстати, в этот альбом вошла только часть рисунков, созданных Ю.П.Спегальским "о Пскове 17 века". на самом деле их гораздо больше. Когда в 2009 году отмечалось 100-летие со дня рождения Ю.П.Спегальского, были мысли издать их в полном объеме. Но музей такое дело не потянул, конечно. А спонсоров не нашлось... Хотя идея была замечательная.
Да - Наталия, вот что еще хотелось сказать Вам.
Сообщество наше совсем молодое, можно сказать, что юное. И нам, всем участникам, нужно хорошо познакомиться друг с другом. Так что - читайте статьи своих соседей по сообществу и пишите свои комментарии. А они ответят Вам и всем станет еще интереснее :))))
И для развития Сообщества в системе Живого Журнала тоже очень важно писать комментарии, Вы же прекрасно знаете все тонкости т.н. "рейтинга", не к ночи будет сказано ......
Григорий Васильевич, конечно, я все это знаю. Однако, по ряду причин я не могу проводить столько времени в ЖЖ, как это было раньше. Сейчас я только забегаю в свой журнал, что бы сделать публикацию (потому что категорически не хочу его бросать) и все. Я сейчас практически ни к кому не захожу и не комментирую. И это не потому что мне не интересно, а потому что банально нет времени. Во всяком случае пока дела обстоят именно так. :-(
Будем надеяться, что со временем у Вас появится больше времени на журнал :)))