proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Categories:

Клинцы, часовня Николы

Оригинал взят у proofreader_z в  Вознесенский цвинтар в Клинцах

DSC03424.JPG

На Стародубье церковный погост часто звался на украинский манер цвинтаром. Именно так
говорили и жители посада Клинцы, где цвинтар церкви Вознесения был пожалуй самой главной
архитектурной доминантой в течение более чем полутора веков.

А находился он на пересечении старинных улиц Верхняя Бобылка и Вознесенская, которые при
товарищах переименованы соответственно в ул. Богунского полка и Краснознамённую (вот здесь: https://yandex.ru/maps/-/C6qGaJMo).

5.jpg

К началу ХХ века сей комплекс, окружённый каменной оградой, состоял из летней Вознесенской
церкви, (1778-1780), тёплой церкви Чуда Архистратига Михаила (1819-1821) и двух ЦПШ - для девочек и мальчиков.

Главной же вертикалью была громадная колокольня (1801-1804), "25 сажень 1 аршин" (54 метра),
иногда называемая высочайшим тогда деревянным сооружением в России (то я не проверял ...).
Строил её "без участия архитектора" церковный староста купец Иван Козмич Карташев.

В 1813 году "на восточной стороне 5-го яруса" инок Ефросин установил часы, отбивавшие четверти
часа, а каждый час означался ударом большого колокола. Местные краеведы говорят, что механизм
вместо гирь приводился в действие "огромными камнями, подвешенными на веревках".

Всё это было основано и создано староверами, но при императоре Николае Палкине, как обычно пишут, "стало единоверческим" (1846), при чём особо отмечают заслуги известного миссионера
Тимофея Верховского, хотя подробности подчинения Вознесенского храма Синоду как-то особо не
освещаются, и трудно представить, что  оно было добровольным, зная, как ретиво тот добрый царь
искоренял староверие.

6.jpg

Упомянутый И.К.Карташев был ещё и иконописцем, создавшим образ Николы, уже в XIX веке
почитавшийся чудотворным, для которого в юго-восточном углу цвинтара поставили часовню,
в 1850-х деревянную, а в 1912 г. каменную, дошедшую до нас:

Вид с северо-востока:
DSC03423.JPG

Внешне храм стилизован в новгородо-псковском духе. Тут и плоские лопатки, соединённые
трёхлопастными кривыми, и бровки с зубчиками, и пояса поребрика с нишками. Всё как положено,
хотя в отличие от средневековых прототипов восьмискатное покрытие ни как не соответствует
внутренней конструкции здания.

В первом ярусе сводчатый проезд, с узкими боковыми камерами:

1.jpg

Во втором - квадратная в плане церковь, перекрытая сомкнутым сводом с распалубками и световой
главой:

2.jpg

Теперь проезд заложен, а нижний ярус дополнен с запада уже явно поздними пристройками. Здесь
освятили престол во имя Николы. Интерьер выглядит как-то так:

9.jpg

"Свод памятников Брянской области" (стр. 317), гласит, что остальные храмы цвинтара "сгорели
во время Великой Отечественной войны", и фраза  эта вольно гуляет по инету, но всё было
не так просто.

Колокольню разобрали ещё до войны, употребив брёвна на строительство общаги Текстильного
техникума, часы Ефросина и колокола пошли в металлолом.

Церковь Вознесения в 1922 г. большевики добросовестно ограбили на предмет утвари, а в 1930 г.
закрыли, сломали кресты и обратили в склад зерна. Потом "раскатали на бревна в 1941 году под предлогом строительства блиндажей и укреплений".

Т.о. какие-то здания цвинтара может и сгорели в войну, но никак не холодный храм с колокольней.

3.jpg

Тот же "Свод" на стр. 17 об этом храме пишет: " Четыре малых главки, расположенные по сторонам
света, окружали центральную главу...", хотя на приводимых там же фото ясно видно, что малые
главы стоят НЕ по сторонам света, а по диагоналям (т.е. "по-московски").

Именно диагональная постановка малых глав характерна для староверских храмов Стародубья.
Вспомним церкви Троицы в тех же Клинцах, Преображения и Николы в Новозыбкове, Георгия в
Елионке, хотя обе клинцовские безусловно выделяются постановкой ВСЕГО пятиглавия на
восьмерик.

4.jpg

А Никольскую часовню разграбили и закрыли в 1934-м, заложили проезд и члены местного
Общества слепых занялись там валянием валенок.
Когда в 1972 сгорела упомянутая церковь Троицы, её община выпросила у властей ту валяльню.
Видимо потому второй этаж именно во имя Троицы и освятили.

Пишут, с 1995 тут подворье брянского Свенского монастыря, а с 2005 - Брянской епархии РПЦ МП.

Вид с севера:
DSC03422.JPG

Юго-западный угол цвинтара занимало старейшее кладбище посада, уже в старину "упразднённое ...
на нем были погребены первые поселенцы: родоначальники города, купцы, основатели первых в
Клинцах типографий и фабрик, священники, иноки...", а "между летней церковью и зимней были
захоронения почетных граждан и семейные склепы."

Этот некрополь был уничтожен. Когда в 1972 начали убирать  территорию от производственного
мусора, кости и черепа попадались повсюду. Лишь два надгробия были обнаружены "на бывшей
территории склада Быткомбината ... спустя почти 30 лет".

Восточные окна северной камеры:
DSC03425.JPG

"Свод" на стр. 318 гласит: "Иконостас часовни собран из разновременных частей в сер. 20 в.", явно
имея в виду верхний этаж, но по творениям местных краеведов сие вроде касается скорее нижнего.

А на верх иконостас привезли откуда-то "из Новозыбковского района ... пышный в стиле барокко".
Откуда именно, может кто подскажет...?

7.jpg

А вот царские врата этого иконостаса "Свод" вполне справедливо датирует 1-й пол. XVIII века.
Однако, встречаются указания, что "сейчас он разобран".
Интересно, кем и зачем...?...

8.jpg

Вид с юго-запада:
DSC03428.JPG

мои фотки 27 сентября 2013

ч\б - из "Свода" и "Соборов"
Tags: 3. Стиль БАРОККО, 8. Стиль МОДЕРН, Архитектурные чертежи, Брянская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments