Зимний дворец Санкт-Петербурга: Великолепные интерьеры его парадных залов в наше время и на рисунках

Парадные залы Зимнего дворца - в наше время и на рисунках художников XIX века
Даже многие петербуржцы, не раз посещавшие Зимний дворец, не перестают восхищаться его непостижимым великолепием. Особый флер у парадных залов дворца - они завораживают своей торжественностью и красотой.
Большая парадная анфилада
.
Большая анфилада парадных залов начинается с верхней площадки главной лестницы дворца - Иорданской.

Иорданская (Посольская ) лестница
.
Фельдмаршальский зал
.

.

Большой Фельдмаршальский зал

Этот зал, построенный в 1834 году по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, открывает главную анфиладу дворца. На его стенах, облицованных белоснежным мрамором - портреты шести знаменитых фельдмаршалов - Петра Румянцева, Григория Потемкина, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Ивана Дибича, Ивана Паскевича. Место еще для одного портрета оставалось свободным.

Этот зал, построенный в 1834 году по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, открывает главную анфиладу дворца. На его стенах, облицованных белоснежным мрамором - портреты шести знаменитых фельдмаршалов - Петра Румянцева, Григория Потемкина, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Ивана Дибича, Ивана Паскевича. Место еще для одного портрета оставалось свободным.
Известно, что именно с этого зала начался тот страшный пожар 1837 года, который буквально за сутки превратил великолепный дворец, шедевр Франческо Растрелли, в пепел, оставив от него лишь несущие стены.
.

.

Пожар в декабре 1837 года
.
.
Из внутреннего убранства все же удалось многое спасти. И уже через два года дворец вновь красовался на прежнем месте. Руководивший реставрационными работами архитектор Владимир Стасов не только сохранил все шесть портретов полководцев, но и дополнил их еще несколькими полотнами, изображающими сцены из знаменитых сражений.
.


Большой Фельдмаршальский зал. Рис. Э.П.Гау


.
Петровский (Малый тронный) зал
.

Петровский (Малый тронный) зал
.

Петровский (Малый тронный зал)


.
Этот зал называют еще и Малым тронным. Обустроен он в память о Петре Великом спустя более ста лет после его смерти. Над интерьером этого зала также трудился Монферран. На стенах, отделанных красным бархатом, развешаны картины сражений, участвовать в которых довелось Петру I. Для украшения интерьера во множестве использованы двуглавые орлы и короны, символы имперской власти, а также вензеля «PP» (Peter Primus).
.
Этот зал называют еще и Малым тронным. Обустроен он в память о Петре Великом спустя более ста лет после его смерти. Над интерьером этого зала также трудился Монферран. На стенах, отделанных красным бархатом, развешаны картины сражений, участвовать в которых довелось Петру I. Для украшения интерьера во множестве использованы двуглавые орлы и короны, символы имперской власти, а также вензеля «PP» (Peter Primus).
.
В зале висит картина «Петр I с богиней мудрости Минервой», перед которой установлен трон. На самом деле он никакого отношения к царю не имеет. Трон заказала в Англии для себя уже после смерти Петра I его племянница Анна Иоанновна.
Владимиру Стасову удалось почти полностью восстановить интерьер этого зала, хотя сгорел он почти весь.
.

Петровский (Малый тронный зал). Рис. Э.П.Гау
.
.
Гербовый зал


Гербовый зал
.
.


Восстановлением этого зала также занимался Стасов. Зал предназначался для проведения различных торжеств. На входе установлены скульптуры, изображающие воинов Древней Руси. Весь интерьер этого зала подчинен идее прославления могущественной Российской империи.
.

Гербовый зал. Рис. Э.П.Гау


А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца
.
.
Военная галерея 1812 года
.

.

.
Эта галерея, прославляющая победу российской армии над Наполеоном, расположена между Гербовым и Большим тронным залом. Создана она была великим зодчим Карлом Росси в 1826 году. На ее стенах – более 300 портретов генералов, принимавших участие в этой войне и в последующих военных походах.
.

Эта галерея, прославляющая победу российской армии над Наполеоном, расположена между Гербовым и Большим тронным залом. Создана она была великим зодчим Карлом Росси в 1826 году. На ее стенах – более 300 портретов генералов, принимавших участие в этой войне и в последующих военных походах.
.

.
На самом почетном месте – портрет царя-победителя Александра I, восседающего на коне, сбоку – портреты его союзников, Фридриха-Вильгельма III, короля Пруссии, и Франца I, австрийского императора.

.
В этой галерее любил бывать Пушкин, он даже упоминает ее в своем произведении "Полководец".
.


В этой галерее любил бывать Пушкин, он даже упоминает ее в своем произведении "Полководец".
.


Фельдмаршал Кутузов
.

Фельдмаршал Барклай де Толли
.
.
И хотя при пожаре галерея почти полностью выгорела, все 322 портрета и большие полотна удалось спасти.
.

.

.
Георгиевский ( Большой Тронный зал)
Георгиевский ( Большой Тронный зал)
Георгиевский ( Большой Тронный зал)

. .
Автором проекта этого знаменитого зала, созданного в период с 1787 по 1795 годы., является Джакомо Кваренги. Освящали его в день Святого Георгия Победоносца, отсюда и название. При пожаре зал сгорел полностью, а проект его реставрации стал одним из лучших проектов Стасова. Интерьер зала получился весьма торжественным, полностью соответствующим его предназначению. Зал оформлен в двух прекрасно сочетающихся цветах – белые мраморные стены с колоннами и огромное количество (почти двадцать тысяч) деталей для украшения, выполненных из позолоченной бронзы.
Автором проекта этого знаменитого зала, созданного в период с 1787 по 1795 годы., является Джакомо Кваренги. Освящали его в день Святого Георгия Победоносца, отсюда и название. При пожаре зал сгорел полностью, а проект его реставрации стал одним из лучших проектов Стасова. Интерьер зала получился весьма торжественным, полностью соответствующим его предназначению. Зал оформлен в двух прекрасно сочетающихся цветах – белые мраморные стены с колоннами и огромное количество (почти двадцать тысяч) деталей для украшения, выполненных из позолоченной бронзы.
Великолепно смотрится паркет, повторяющий, словно в зеркале, отделку потолка. Для составления рисунка этого паркета использовано 16 пород деревьев.
Тронное место, расположенное напротив входа в зал, также изготавливали заново. Трон, украшенный алым пышным балдахином, находится на возвышении, к которому ведут семь ступеней. Здесь же находятся корона и двуглавый орел – имперские символы.


.
Сразу после революции корона и орел исчезли, а в 30-е годы разобрали и сам трон. После Великой Отечественной войны его место заняла карта страны Советов, составленная в виде мозаики из самоцветов. На выставке в Париже в 1937 году эта карта удостоилась главного приза. Карта находилась в зале до 80-х годов, но потом ее передали в музей Горного института. После этого было решено реконструировать и Тронное место, что и было сделано в декабре 2000 года.

Георгиевский ( Большой Тронный зал). Рис. Э.П.Гау
Александровский зал

Александровский зал


.
По соседству с военной галереей было решено оформить целый зал в честь императора Александра I, победившего Наполеона. Хотя эта идея возникла еще до пожара, реализовали ее только в 40-х годах. В создании торжественного интерьера этого зала участвовал архитектор Александр Брюллов. Из Военной галереи сюда перенесли портрет Александра I работы Джорджа Доу.

Портрет императора Александра I
.
.
Из окон этого зала хорошо видна Александровская колонна, также возведенная в честь победы в Отечественной войне 1812 года.


Александровский зал. Рис. Э.П.Гау
.
.
Невская парадная анфилада
Эта анфилада, состоящая из трех залов, также начинается от главной лестницы и расположена она вдоль Невы. Первоначально интерьеры всех этих залов были созданы Джакомо Кваренги, но они тоже сгорели. А восстанавливал эти залы уже В.П. Стасов.
.
.
Аванзал


Этот зал открывает Невскую анфиладу. Его украшением является малахитовая ротонда, один из самых дорогих экспонатов Эрмитажа. В свое время ее подарил Николаю I промышленник Демидов, надеясь, что царь установит ее в одном из своих парков. Однако Николай I, недолюбливавший Демидова, проигнорировал подарок и отправил его на склад. Впоследствии ротонду передали в Александро-Невскую лавру. И лишь с 1958 года она заняла свое место в Аванзале.
.
Большой (Николаевский) зал


Большой Николаевский зал
.
.
Когда после смерти Николая I в одном из самых больших залов дворца разместили его портрет работы Ф. Крюгера с восседающим на раме золоченым двуглавым орлом, зал стали называть «Николаевским». Правда, в 30-годы этот портрет вместе с орлом бесследно исчез. Довольно сдержанное убранство этого зала, выполненное в светлой гамме, оживляют большие хрустальные люстры и великолепный паркет.
.

.

Большой Николаевский зал. К.А. Ухтомский 1866 год
.
.
Концертный зал
.

.

Концертный зал
.
.
Замыкает эту анфиладу Концертный зал, который был создан по проекту Стасова уже после пожара. Его интерьер также выполнен в светлой гамме. Этот зал служил местом проведения музыкальных вечеров, а также торжественных обедов и ужинов, сопровождавшихся музыкой.
.

.

Концертный зал. Рис. Э.П.Гау

М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале
Источник
kulturologia.ru-Зимний дворец Санкт-Петербурга