Троице-Сергиева Лавра. Часть 2. Успенский собор

Продолжаю публиковать фотографии из архива Н.В.Масалиной.
Часть 1 была посвящена Надкладезной часовне.
Теперь предлагаю вашему вниманию серию фотографий по Успенскому собору.
01м
"Воздвигнут среди Лавры о пяти больших главах, в длину с алтарем на 19 саженях, в ширину на 13 с аршином, в вышину до 10 саженей, а с полуденной стороны и более.
Средняя глава на соборе была позолочена червонным золотом между 1754 и 1758 годами; а в 1806 году покрыта золоченою медью...
Прочия меньшия главы покрыты голубою краскою и украшены медными золоченными звездами.
Кресты на главах все железные вызолоченные, под ними яблоки медныя вызолоченныя."
                  А. В. Горский. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры.
02м

Успенский собор был основан по указу Ивана Грозного. Есть сведения, что он сам присутствовал при его закладке в 1569 году.
Строительство собора сильно затянулось - он был освящен только через двадцать шесть лет, в 1585 году.
Собор строился по типу главного собора Московского Кремля, построенного в 1479 году.
В отличие от белокаменного Кремлевского собора Успенский собор Троицкого монастыря сложен полностью из кирпича, имеет большие размеры и более массивные конструкции.
Ниже планы обоих соборов сведены в один масштаб. Сверху - Успенский собор Московского кремля, под ним - Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры.
планы
Кубический объем собора с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами.
Луковичная форма глав появилась в XVIII в., тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту
Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы.
09м

Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс:
10м

Массивные стены прорезаны узкими окнами.
07м
Первоначальный иконостас собора не сохранился, на его месте сейчас находится другой, пятиярусный.
Сегодня он насчитывает более 75 икон. Самые древние – ровесники храма.
06м
Пятиярусный иконостас венчает "Распятие с предстоящими"
Фотография сделана архитектором-реставратором Виталием Цариным ©.  Редкий вид!
(без названия)
В алтаре за иконостасом устроены деревянные галереи соединенные лестницами, которые обеспечивают доступ к иконам.
В основном  галереи предназначены для того, чтобы содержать иконы и верх иконостаса в надлежащей чистоте.
Иногда на галереях в праздник Успения Божией Матери поют певчие.
Для того, чтобы пение слышно было в церкви несколько икон из верхнего ряда иконостаса вынимаются.
04м
Тка выглядит верхний ярус галерей.
Фотография Виталия Царина ©. Еще более редкий вид!
(без названия)

Алтарь собора высок и обширен, в праздничный день 30 священнослужителей могут размещаться здесь совершенно свободно.
Над пристолом установлена деревянная золоченая сень.
05м

Обращает на себя внимание необычный семисвещник в виде виноградного дерева с изображением почивающих в Лавре чудотворцев и преподобным Сергием в середине.
Семисвещник изготовили и поставили троицкие монахи в 1882 г.
03м
Архивные фотографии  скорее всего были сделаны в 50-х годах.
Часть из них в плохом качестве вошли в книгу В.И.Балдина "Троице-Сергиева Лавра" , Москва, изд. "Искусство" 1958 г.
08м

Очень интересный материал и фото превосходные. Да, классическая черно-белая фотография имеет свои плюсы!
Сравнение планов двух Успенских соборов вызывает противоречивые эмоции. С одной стороны кремлевский собор имеет более изящный план, круглые колонны тоненькие, и весь интерьер свободный и открытый. В Троице мощные четыре столпа и стены основательной толщины.
И одно общее планировочное решение, при котором здание смотрится в интерьере - как четырехстолпное. Еще два столпа сливаются с иконостасом.
И восточные главы по сути дела становятся декоративной надстройкой, так как они интерьер не освещают.
.........................................................
Вот такого материалы очень хотелось бы иметь побольше в НАШЕМ журнале :))