Солотча. Храм Иоанна Предтечи над Святыми воротами.

Еще одна прогулка по Солотчинскому монастырю. http://http://vittasim.livejournal.com/47033.html. В XV веке, сразу после причисления к лику святых преподобного Сергия Радонежского, в обители построили Сергиевский храм. Но к концу XVII столетия церковь обветшала, и на ее месте в 1696-1698 возвели Святые врата с церковью Иоанна Предтечи. К сожалению, время не сохранило нам имя архитектора, создавшего этот, исключительный по красоте ансамбль. Но в 1958 г. с внутренней стороны стены апсиды церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором обнаружен листок бумаги со скорописью XVII в. Запись свидетельствует об основании надвратного храма „при архимандрите Игнатии в лето 7203 года [1695] июля в 4 день". Иоанно-Предтеченская церковь необычна по своему облику, она представляет собой выдающийся архитектурный памятник и очень гармонирует с храмом Святого Духа. Большинство исследователей считают, что ее тоже проектировал зодчий Яков Бухвостов.





Церковь Иоанна Предтечи над Святыми воротами строилась одновременно с восточной монастырской стеной, оконченной в 1698 г. Эта маленькая двухъярусная церковь, представляющая собой восьмерик на четверике, завершается восьмигранным барабаном с главой; кубическая форма Святых ворот служит одновременно как бы пьедесталом и папертью для нее. Эти два сооружения, церковь и ворота, настолько хорошо архитектурно увязаны между собой, что не могут рассматриваться отдельно, они дополняют друг друга и составляют одно композиционное целое.




Используя здесь ярусное построение объемов, зодчий по-разному решил их фасады. Восточный, выходящий на наружную сторону монастырской стены, трактован им как проездная башня крепости. Поэтому внешняя часть ворот с расположенной над ними апсидой храма сильно выдвинута вперед и оформлена строго, почти без декора. Маленькие окна апсиды лишены наличников и напоминают бойницы. Суровость этого фасада несколько смягчают группы угловых полуколонн ворот и тройной архивольт с белокаменной гирькой над проездной аркой.







Отступающий как бы на второй план скульптурно обработанный восьмерик переносит центр внимания внутрь монастыря и невольно приглашает посетителя войти туда. Раскрывающийся перед зрителем западный фасад надвратной церкви и Святых ворот решен как легкая, изящная постройка благодаря широко раскрытой сюда композиции из трех арок ворот и удачному чередованию ярусов низкого, почти лишенного декора четверика с высоким богато оформленным восьмериком и небольшой граненой главкой.




Центральная большая арка отмечена здесь, как и снаружи ворот белокаменной гирькой и тройным архивольтом. Боковые арки ведут в открытые лоджии, из которых можно попасть в караульные помещения, расположенные по сторонам проезда. Между арками по фасаду стоят на постаментах с ширинками тонкие парные полуколонны с красивыми оригинальными капителями. Они поддерживают венчающий карниз ворот с белокаменным парапетом, ограждающим гульбище церкви, занимающей второй ярус Святых ворот.





На западном фасаде четверика церкви Иоанна Предтечи имеется художественной работы белокаменный портал в нарышкинском стиле, высокий сандрик которого поднимается на грань восьмерика под самое окно. Прямые плоские довольно широкие лопатки на углах четверика завершаются простым кирпичным карнизом. На боковых фасадах его находится по одному окну, которые не имеют наличников.




Все богатство оформления этого сооружения сосредоточено главным образом на восьмерике. На его гранях размещено восемь одинаковых белокаменных наличников. В трех из них – южном, западном и северном – сделаны окна, в восточном – ложное окно, а в остальных – большие, керамические фигуры евангелистов. Эти великолепные ценинные (изразцы полихромные) барельефы, как и серафимы для трапезной, изготовленные в Москве „по образцу как у Никиты Мученика и у Николы Чудотворца", были закуплены у известного „ценинных дел мастера" Степана Полубеса в 1691 г.





Фигуры евангелистов столь велики (почти в рост человека), что в деталях отлично видны с земли. Эти крупномасштабные человеческие фигуры – элемент для древнерусского архитектурного декора редкий, а для монастырских построек тем более. Следовательно, надо представить себе в Солотче в конце XVII века весьма бурное кипение художественных страстей, чтобы в таком глуховатом углу могли возникнуть столь «модные» постройки. О степени его таланта свидетельствует и старинная запись: «... Москвитину печному мастеру Степану Иванов! сыну Полубесу дано за депо трех печей и за изразцы...27 рублёв». Огромный по тем временам гонорар! Знаток искусств Георгий Вагнер умиленно отзывался о работах «ценинного» мастера: «Эти изразцовые фигуры по праву считаются одним из последних достижений реализма в древнерусской декоративной скульптуре». Их изображения можно найти во многих изданиях, посвященных русскому прикладному искусству XVII века.




Напоследок - несколько фотографий церкви Иоанна Предтечи над Святыми воротами, взятыми мной из интернета. Так храм выглядел во второй половине XXго века.
















http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=55820
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=56321
http://lib.rus.ec/b/334099/read
http://www.tury.ru/otzyv/id/149574
http://i-random.ru/2011/04/sudba-solotchinskix-xramov/
http://www.proselki.ru/topics/solotcha/solotcha15a.pic.htm


С названиями Стилей у нас в истории архитектуры, конечно - полная чехарда.
И "Нарышкинское барокко" и если написать "Московское барокко" - все равно странно как-то.
Ну почему в Рязанской глубинке вдруг нарышкинское или московское барокко ..... ))
Это я кидаю камни в свой адрес .................
Прошу заранее прощения, если я ошибусь со стилями...
Нет, это я не к Вам :)
Это я обращаюсь к нашим историкам искусства .....
Скуден их словарь, а мне сегодня приходится использовать его чуть ли не каждый день (
........................
Спасибо за рассказ! А диковинные изразцы с изображениями евангелистов в полный рост - они с 1691 года сохранились в своём первозданном виде? После революции в стране хаос случился - многое было уничтожено. Эти изразцы уцелели?