Борисоглебский монастырь, Ярославская область. Часть вторая. Архитектура 1680-1690-х гг.

Исключительно сильное впечатление,  производимое Борисоглебским монастырем, в первую очередь основано на противопоставлениях всего и вся, увиденного, прочитанного, осознанного и прочувствованного здесь. Крохотный депрессивный поселок, жители которого спят и видят, как поскорее уехать отсюда – и неожиданный в этом уголке архитектурный ансамбль удивительной красоты, символизирующий ушедшую былую мощь когда-то почитаемой обители, к которой испокон веков, как к живоносному источнику, стекались люди. В самой же архитектуре, диковинное сочетание строгих неприступных стен - с фигурными наличниками бойниц. Смертоносных для неприятеля оружейных башен – с прикрываемым их огнём бесподобным узорочьем проездных галерей. Лаконичности декора самых древних построек монастыря начала 16 века – с пышными рельефами крылечек 1690-х годов. Противоположности эти не образуют диссонанса, но дополняют друг друга, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

Архитектурные памятники 1680-1690-х годов в Борисоглебском монастыре представлены тремя объектами: южной Сергиевской надвратной церковью (1680 г), монастырской звонницей с Предтеченской церковью во втором ярусе (1682 г), северной Сретенской церковью (также надвратной, 1692 г). Именно в этой последовательности мы с каждым из них ознакомимся.
Легендарный Ростовский митрополит Иона Сысоевич, под патронажем которого в 1670-1680-х годах на берегу озера Неро в Ростове Великом был создан великолепнейший архитектурный ансамбль  Архиерейского дома (он же Ростовский Кремль), а также несколько прекраснейших храмов в Ростове, Угличе, Ярославле -  своих зодчих направил на строительные работы и в Борисоглеб (наблюдательный зритель, конечно же, заметит общие черты, присущие архитектурным памятникам этой эпохи как в Ростове, так и Борисоглебе).
От угловой крепостной юго-западной башни до входной южной галереи 120 метров, и почти на протяжении всех 400 шагов галерею и купола Сергиевского храма (чудо Борисоглебской архитектуры) заслоняет одна из оборонительных башен, выступающая далеко вперед крепостной стены.  И даже приблизившись, перспектива обманчиво искажает размеры – с этой точки зрения храм не выглядит грандиозным, хотя высота стен - 10 метров, а купола над ними вознеслись на все 25.

Сергиевская надвратная церковь, построенная в 1680 году  (одновременно со всем поясом крепостных стен), хотя и не является самым древним сооружением монастыря - самое загадочное и таинственное здание, притягивающее к себе взгляд со всех точек округи и манящее своей неприступностью и гордой красотой. Ни с чем не сравнимый древнерусский стиль декоративных элементов - живой и колоритный, в окружении мрачных оборонительных башен, высокие окна храма обрамлены наличниками, а сказочная русская галерея, огибающая храм с юга и запада – просто глаз не отвести.

Традиционное для конца 17 века позакомарное покрытие венчает грандиозное пятиглавие, барабаны которого (как световой, так и четыре глухих) декорированы колончатым с бусинами пояском и лентой поребрика (орнамент повторяется на барабанах всех трех храмов монастыря, построенных в 1680-90-х годах), в солнечной высоте серебрятся кресты. И стоишь, как завороженный, перед этой красотой, которой ни много ни мало уже триста с лишним лет, позабыв обо всём. Здание излучает мощнейшую ауру, околдовывая с первой минуты, когда его видишь, и не отпускает тебя, пока ты не скроешься из виду. Благодаря внушительным размерам, храм просматривается почти из всех точек монастыря - проверено лично, и куда бы ты ни пошел, неосознанно отовсюду будешь искать его глазами. Могу с абсолютной уверенностью сказать: ХРАМ ЭТОТ - НЕ ПУСТОЙ. Людей там действительно давно не было. Но ведь не для себя люди храмы на Руси строили...

Окно южного фасада Сергиевского храма – позволяет оценить впечатляющую толщину стен.

Нарядная узорная галерея, опоясывающая Сергиевский храм с юга и запада - даже в нынешнем состоянии остаётся одной из красивейших, виденных мною, а ведь это 17 век! Классика русской архитектуры – арочки с подвесками-“гирьками”, уступчатые квадратные ниши с фигурными вставками, кирпичная рельефная кладка, полукруглые пояски из поребрика, расписанные арочные своды. Два парадных проезда для транспорта, а справа - темный длинный узкий проход для пеших гостей. Основной въезд был через центральную арку - с четырьмя маленькими "вислыми" арочками над нею. Вторая арка справа со сбитым навесным декором - действующие нынче въездные ворота, напоминание о том, что в  конце 1950-х годов в монастыре проводились съемки эпизодов фильма ”Хождение за три моря”, в ходе которых и были уничтожены висячие арочки, мешавшие проезду габаритного транспорта.

Оформленные фигурными колонками опорные столбы, поддерживающие галерею, украшены резными вставками с изображениями двуглавых орлов - в знак особого почитания обители представителями царских династий. Также стилизованный двуглавый символ Государства Российского присутствует в виде медальона около 10 см в диаметре на северной стене Сергиевской церкви.

По традиции, в киотах над въездными воротами помещали изображения основных персонажей Нового Завета. И чаще всего это были три действующих лица деисуса - Иоанн Креститель (Предтеча, располагался всегда справа от зрителя), Дева Мария (изображалась слева от зрителя), Иисус Христос (в центре композиции). В арке над входом для пеших посетителей – Архангел Михаил, фреска в очень плохой сохранности. На верхнем снимке - Иоанн Предтеча, с текстом проповеди в руках. Следующий кадр - изображение Иисуса Христа над главным проездом.

Читайте евангелистов, друзья мои, лучше них об этом Человеке не написал никто в мире.
  Следующий снимок - Богоматерь.


До реставрации 2015 года надвратная живопись в монастыре ни разу не поновлялась - ей около 330 лет, на ветру, морозе, дожде и солнце. В 2015 году сюжеты записаны заново - но об этом позднее, пока они все перед вашими глазами в оригиналах. Все последующие фрески (кроме одной, её сложно не заметить) также - оригинальные изображения 1680-х годов, до реставрационных искажений.
В интерьерах Сергиевской церкви никогда не было росписей. Фресками были расписаны лишь наружные арочные своды храма – вероятно, артелью прибывших сюда живописцев, работающих в тот же период в Ростовском Кремле. Остатки изображений видны и сейчас - ни у кого рука не поднялась за 70 лет сбить со стен. Проходя арку, поначалу росписей даже не замечаешь - за ними виден просторный монастырский двор, притягивающий взгляд, поэтому поднять голову вверх даже не догадываешься. А заметив, зачарованно замираешь, пытаясь разглядеть черты полустертых ликов, детали сюжета.

На протяжении 1990-х годов в монастыре работала группа ярославских реставраторов, сумевших по уцелевшим надписям идентифицировать большую часть сюжетов и персонажей росписей. Новозаветная Троица в лучах, в окружении херувимов, справа и слева – фигуры основателей монастыря Феодора и Павла. В своде арки – Нерукотворный Спас с двумя ангелами.

Спас на престоле, слева Богоматерь, справа Иоанн Предтеча, и по три фигуры святых по обеим сторонам.

В своде арки – Ветхозаветная Троица в виде трех погрудных изображений ангелов в медальонах. И центральный ангел - на отдельном снимке:


Справа и слева на уровне зрителя - изображения апостолов с книгами в руках, высотой в 2,5 метра. Вернее, их остатки - вырезанный по штукатурке рисунок-графья, который впоследствии заполняли оттенками и очерчивали.

Апостолы едва видны по пояс. Ниже - облупившаяся штукатурка, обнажающая кирпичную кладку.

Богоматерь Знамение с ростовскими чудотворцами по обеим сторонам - снимок сделан в 2015 году, после реставрации сюжета, как говорится, почувствуйте разницу.

Иисус Христос на престоле с раскрытой книгой в левой руке, справа от него - царь Давид в короне и белой мантии, слева – первосвященник Мельхиседек, князья Борис и Глеб, в ногах Иисуса – основатели монастыря Феодор и Павел.

В своде арки – изображение Спаса “Благое Молчание”, согласно иконографии нимб на котором не крестчатой, а восьмиконечной формы, составленный из двух квадратов.

На последней фреске - московский митрополит Алексей.
  Пройдя под арками, попадаем в просторный внутренний двор обители - пустынный и тихий, бродить по которому можно часами, разглядывая исторические архитектурные диковинки)

Южная часть галереи Сергиевской церкви со стороны монастырского двора – можно рассмотреть нарядно украшенное крыльцо традиционных русских очертаний. Какое же здесь всё старое, прямо-таки  - заповедное... Законсервированная эпоха, каждый камешек - совсем из другого мира. Доступа внутрь нет давно ввиду аварийного состояния.

Вид у здания совершенно необитаемый, красивейшая входная галерея наглухо закрыта, отсутствует даже тропинка к ступеням - явный признак того, что нога человека здесь не ступает. Заколдованная, брожу под стенами, собирая отовсюду фрагменты единого целого - как оно было ДО. И не любопытство ведет сюда, а историческая наследная память. Когда смотришь на то, что осталось - а видишь и чувствуешь то, что было.

Мой самый любимый снимок из Борисоглеба – Сергиевская церковь, вид с северо-запада. Во-первых, с этого ракурса хорошо виден и сам прекрасный храм, и роскошная пристройка-галерея, эта пара ниоткуда больше не видна сразу, здесь западная их часть. Во-вторых, увидеть их можно только зимой в солнечную погоду - ибо хотя на деревьях отсутствует листва, но сами деревья всё-таки являются преградой, разглядеть за которой оба здания можно лишь при ярком свете. В-третьих, снято это с запретной территории, вход на которую для простых туристов запрещен, я просто воспользовалась холодной погодой, благо никого вокруг не было, и рискнула набраться наглости, за что прошу у монахов прощения - и пока снимала, тоже мысленно их благодарила за терпимость. И в-четвертых и в самых главных, красивейшая Сергиевская церковь мне очень симпатична по духу, какой-то неземной грусти, вызывающая одновременно восхищение и жалость, есть в ней мощнейшее очарование и загадка.

 Алтарная апсида Сергиевского храма – прямоугольной формы, в отступление от традиционного полукруглого канона (как и у всех трех храмов, возведенных в монастыре в те же годы), из-за небольшого размера теряется на фоне крупногабаритного основного объема.  

Вездесущие трещины - прямо через колоритное оконце. Если позволять им расти - они в конце концов расколют огромное здание на части.

Искажение пропорций в перспективе позволило уместить громадный Сергиевский храм в полуарочку крыльца Благовещенской церкви. В монастыре несколько таких мест, позволяющих создать объекту съемок естественную рамку. С художественной точки зрения, Борисоглеб не уступает Ростовскому Архиерейскому Двору по красоте и исторической значимости. Другое дело, что состояние поселка, в котором расположен монастырь, прямо скажем, не повышает его рейтинг посещаемости. Да и внутренним убранством храмов Борисоглеб похвастаться, увы, не может. Ростовский Кремль могла постигнуть та же участь, не будь ему присвоен статус государственного исторического музея - что спасло от уничтожения грандиозный архитектурный комплекс. Борисоглеб же был отдан на растерзание Советской власти - но об этом ведь не расскажешь иностранным туристам…

Вот она снова, Сергиевская церковь, за пересечением тонких черных стволов и убегающих вперед полосатых теней. Неспокойно блестит лужеными куполами. Расстояние скрадывает реальные размеры, храм не выглядит большим, а деревья на переднем плане лишь усиливают этот обман зрения. Это восточная сторона церкви, в которой расположен алтарь. Есть храмы, вызывающие умиротворение. Этот памятник архитектуры не даёт мне покоя)

Строительная артель, приглашенная Ростовским митрополитом Ионой, до этого создавшая уникальную многоярусную звонницу перед Успенским собором Ростова Великого, в 1682 году в Борисоглебском монастыре повторила своё творение в несколько уменьшенном виде – из двух пролётов. На третьем ярусе было предусмотрено место для часового механизма - что в глухой деревенской местности в ту пору было делом неслыханным. Само собой, часы сгинули в лихолетьи, как и старинные колокола. И то, и другое было воссоздано после возвращения монастыря РПЦ в 1994 году. Нынче каждые четверть часа отмечаются переливчатым звоном - очень красиво, звук изумительный - чистый и ясный.

Весьма мне по душе русские наши звонницы) Первый ярус - ризница-"подцерковье", второй ярус - церковь Иоанна Предтечи, на третьем ярусе установили часы, соединенные с колоколами системой канатов (подобная конструкция носит чудесное старорусское название "часозвонь")
Внимательно разглядываем третий этаж звонницы  вблизи: арка ровно наполовину заложена, оставлено лишь маленькое окошечко для доступа света - в правой части располагается шахта часового механизма.

Между арками верхнего яруса звонницы - небольшая фреска с изображением Иоанна Предтечи (написана в наши дни взамен утраченной древней). Борисоглебских колоколов до революции было десять.    К 1929 году не осталось ни одного. Уничтожив колокола, решили расправиться и со звонницей - было предложено попросту её разобрать. К счастью, в Народном комиссариате просвещения в то время остались еще здравомыслящие люди, вступившиеся за памятник архитектуры - предложение не было воплощено в жизнь.

Похоже, дверку в первом ярусе звонницы сделали по большей части для того, чтобы была заметна толщина стен))) Все древние сооружения имеют невероятно мощные стены - из соображений безопасности, надежности и долговременности. Каждое сооружение - автономная крепость. И чудесное маленькое, почти символическое, но такое милое русское окошко. Как мы помним, на первом этаже звонницы была ризница-"подцерковье" (склад имущества церкви).

  Восточный фасад борисоглебской звонницы – с опять же прямоугольной апсидой. С севера пристроено крыльцо для входа на второй ярус  в церковь - живописное, жизнерадостное, привлекающее внимание всех попадающих сюда путешественников. Всё те же родные украшения - "утопленные" изразцы, арочки с "вислым каменьем", поребрики на карнизах, кокошники на окошках, обрамленных колонками. Всё нарядно, празднично, радостно, можно часами любоваться. Наглядное пособие по архитектуре древней Руси.

А еще в монастыре темно-зеленой стеной растут громадные ели, метров 20 в высоту, совершенно картинного вида, почти не пропускающие свет сквозь лапы – вот здесь, позади звонницы - живописнейшая аллея (когда-то ведущая к ныне не существующему в юго-восточном углу монастыря пруду). И судя по огрызкам шишек на снегу - на ёлках живут белки)

Солнца было очень много. Слепило глаза, светило в видоискатель, затемняло собою кадр, норовило заполонить собою все снимки. Я пыталась ухватить его и запечатлеть в фотографиях как полноправного персонажа съемок. Солнце помогает делать ТРЕХмерные снимки - делает кадр живым, ярким. Без солнца мир блекнет - а кадр становится плоским и тусклым. Здесь оно шестилучием пробилось сквозь густой ельник - и картинка сразу заиграла, исчезла архитектурная статичность кадра, так и ждешь, когда при движении веток свет начнет дробиться и пробивать себе новую дорогу сквозь замороженные игольчатые лапы.

  Северные въездные ворота строились последними, замыкая периметр крепостных стен в единое целое. Сретенская надвратная церковь (на фото), освященная в 1692 году, своим силуэтом с башнями и галереей напоминает Сергиевскую – но лишь на первый взгляд – в точности одинаков лишь декоративный узор барабанов. Сами барабаны у Сретенской церкви меньшего диаметра и выглядят изящней, а покрытие четырехскатное (и судя по цельному аркатурному фризу, завершающему стены, закомар не существовало изначально). Различаются и окружающие  ворота парные башни – у Сретенской церкви круглые в плане, у Сергиевской – шестигранные. Южный фасад Сретенской церкви, обращенный к монастырскому двору, разделен лопатками лишь на два прясла (у Сергиевской – на три). Сретенский храм – бесстолпный, Сергиевский же – четырехстолпный. Самая левая от зрителя арка – над лестницей, ведущей в галерею и паперть церкви, откуда можно было, покуда в этой  части монастыря располагался музей, попасть на боевые переходы поверх крепостных монастырских стен.

Прямоугольная апсида – как и у всех трех храмов обители, построенных в этот период. А напротив Сретенского храма сейчас высажен фруктовый сад – яблок там в августе видимо-невидимо))

  Церковь для посещений закрыта (как и Сергиевская), хотя, если верить описаниям, в ней сохранились какие-то остатки росписей, а запертая на засов дверь соблазнительно окружена дивным перспективным порталом. Двухэтажные руины из красного кирпича, к которым устремлена снежная тропинка - остатки братских келий, пережившие несколько перестроек, сооружение в высшей степени историческое, ибо построено аж в 1520-х годах. Но об этом периоде, как и о реставрации, случившейся в монастыре в 2015 году, мы поговорим в заключительной, третьей части рассказа...
                                               (Продолжение следует...)
У колокольни мне особенно понравилось то место, где вместо арки присутствует только .... половина арки.
Уникальное решение, больше нигде подобного не встречал )
Даже по фотографиям чувствуется, какой духовной силой обладает это место!
Сергиевский храм с узорной галереей - возвышенная и возвышающая архитектура...
В этом замечательном архитектурном комплексе все великолепно!
И пожалуй более всего меня порадовало в свое время то обстоятельство - что вся эта архитектура никому в округе не нужна. Огромный и никому не нужный шедевр ))
Это потрясает, это обескураживает. В какой-нибудь Франции сюда бы приезжали сотни автобусов с туристами, как у нас приезжают в Ростов Великий. А здесь пустота и тишина....
И думаешь - а как это все-таки здорово, что нет автобусов и нет туристов )))))
Возможно, именно поэтому меня никогда не тянуло во Францию) Жаль, что таких необитаемых заповедников, расположенных в безлюдных уголках, становится всё меньше - вот и думаешь, что лучше: заброшенность и отсутствие интереса публики к историческому русскому наследию, но с возможностью самому побыть наедине с Великими Реликвиями - или столпотворение на фоне образцово отреставрированных стен, аналогичное происходящему в Троице-Сергиевой Лавре или в том же Ростовском Кремле? Золотую середину соблюсти крайне сложно.
Просто кусочек сердца там, рядом с этим храмом, остаётся) И очень хочется попасть внутрь, рассмотреть, по галерее пройтись...
Когда я попытался сравнить планы Ростовского и Борисоглебского ансамблей, то оказалось, что по площади они очень похожи. Периметр Борисоглебского монастыря 990 м., Ростовского Кремля – 880 м. (приблизительно, конечно).
Но если в Ростове все плотно застроено десятками зданий, то в Борисоглебске генплан и побольше и посвободнее, процент застройки территории значительно меньший. Наверное здесь и начинается исконное различие.
И поэтому в Борисоглебске все просторно, и такие открытые виды....))


Edited at 2018-02-24 08:32 am (UTC)