lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Борисоглебский монастырь,Ярославская область.Часть третья.Возвращение в 1520-е.Реставрация 2015 г.

Глядя на древние стены, в пять столетий толщиной, я вижу не холодный камень – а Время, застывшее в образе русского храма. Камешек к камешку – год за годом – пронизывая насквозь историю Величайшей Страны, молчаливо сопереживая событиям,  победам, катастрофам, ведя счет человеческим судьбам, встречая и провожая поколения, ощущается здесь невидимое Время – воплощенное архитектурным Гением в изгибе порталов, гармонии апсид, лаконичной бесстрастности фасадов старинных построек - чаще всего, конечно же, храмов.

К величайшему сожалению, чистой архитектуры 1520-х годов в Борисоглебском монастыре нам увидеть не удастся – все здания искажены поздними перестройками, новшествами и “улучшениями” – но ведь на то и существует воображение, чтобы представить по мере возможности первоначальный замысел Мастера, и осудить инициативных “реконструкторов-украшателей”, изувечивших аутентичный силуэт.
Итак, основанный в далёком 1363 году, Борисоглебский монастырь первые полтора столетия своей истории был полностью деревянным. По мере того, как он становился всё более надежным посредником между мирским и возвышенным, тщетным и вечным, греховным и праведным –пожертвования прихожан становились всё более щедрыми, а деревянные постройки, увы, всё более ветхими. И когда (думаю, тут не обошлось без участия энергичных благочестивых настоятелей монастыря) Великий Князь Московский Василий III (одолеваемый нескончаемыми думами, как отразить очередной набег агрессивных соседей – татар, поляков, литовцев) повелел в 1522 году построить в монастыре каменный собор во имя первых русских святых, Бориса и Глеба (защитников и покровителей земли Русской), выделив еще и соответствующие средства из казны – в монастыре закипела работа. Был приглашен опытный зодчий – Григорий Борисов, оставивший о себе память в виде многих храмов на Русской земле. “В два лета” собор был достроен и в 1524 году освящен.

Время, замри. Собор Бориса и Глеба. 1524 год. От старой деревянной церкви не осталось даже намёка на фундамент. Неоднократно перестроенный впоследствии, собор является самым первым (и самым древним из сохранившихся) каменным сооружением монастыря. Собственно, с этого здания на холме (деревянного в изначальной версии, каменного в окончательной) ведет историю как сам монастырь, так и весь окружающий его поселок Борисоглебский. Очевидный плюс зимы - с этого ракурса увидеть собор можно лишь в отсутствие листвы на деревьях.

Внимательно смотрим на здание - сейчас будем устранять все поздние дополнения, не относящиеся к памятнику 1524 года, причем делать это будем в обратном порядке – двигаясь вспять от нашего времени вглубь веков. В 1810 году к западному фасаду Борисоглебского собора (для торжественного упокоения под спудом мощей легендарного борисоглебского чудотворца - затворника Иринарха) был пристроен придел Ильи Пророка– совершенно диссонирующее с древним зданием низкое сооружение с портиком – этот кричащий "новодел" мысленно разбираем, заодно восстановив разрушенный в ходе пристройки западный портал. В 1778-1780-х годах  был надстроен барабан собора, а его шлемовидная глава заменена на ”луковичную с перехватом” меньшего в сравнении с барабаном диаметра (ликвидируем, корректируем). Древнерусское позакомарное перекрытие заменили на более практичное четырехскатное, уничтожив при этом нарядную горку из десяти декоративных кокошников и закрыв нижнюю часть щелевидных окон барабана (всё возвращаем на исторические места).

Окна всех средневековых храмов изначально были узкими, в большинстве своём растесаны впоследствии – не стал исключением и наш Борисоглебский собор, для лучшего освещения  которого в 1690-х  годах были расширены окна основного объема,  а вдобавок еще и прорублены новые – над южным и северным порталами (воссоздаём исходные параметры и закладываем лишние проёмы). Увы, все архитектурные вмешательства не могли не отразиться на прочности конструкции – в стенах появились трещины. В результате нашего архитектурного расследования, после ликвидации чуждых элементов, перед нами предстаёт детище “церковного каменного здателя" Григория Борисова – аскетических форм, лаконичных пропорций, полностью соответствующее духу монастырского жития и богослужебному назначению.
Отдельно необходимо упомянуть переделку, осуществленную в 1836 году (мы её не увидим, её последствия уже устранены) – по углам кровли (не иначе как для украшения) были надстроены четыре деревянных барабана (на фотоснимках Прокудина-Горского они присутствуют). Простоял собор в таком виде до 1925 года – пока в Борисоглеб не приехал …Петр Дмитриевич Барановский, в ту пору занимавшийся изучением архитектуры нашего древнего монастыря. Разумеется, восстановить полностью первоначальный облик собора в те годы не было никакой возможности – но вот разобрать нелепые угловые барабаны ему удалось. Легендарный Реставратор, Защитник памятников древнерусского зодчества (порой на свой страх и риск опасно конфликтующий с властями) – Петр Дмитриевич наверняка замолвил словечко в Наркомпросе о Борисоглебском монастыре, в результате чего в 1928 году архитектурному комплексу упраздненной обители был-таки присвоен статус музея (не помешавший, впрочем, изъятию подчистую всего ценного движимого имущества).
Завершив работы в Борисоглебском соборе, древние зодчие не остановились на достигнутом – в последующие несколько лет в монастыре были построены "теплая" Благовещенская церковь (на следующем фото) с трапезной палатой (1526 г), настоятельские покои, братский ("поварня") и казначейский корпуса, пекарня (просфорный корпус). Все здания дошли до наших дней со значительными перестройками.

Благовещенская церковь - бесстолпная, одноапсидная, куб основного объема меньшего, по сравнению со стоящим напротив собором, размера. Своды трапезной расписаны в конце 19 века. Мы уже почувствовали себя “немножко реставраторами” – когда” расчищали” Борисоглебский храм от наросшей за пять веков скорлупы – сейчас повторим процесс (для закрепления навыка), вернув миру исторический облик еще и Благовещенского храма. Для разнообразия действовать будем в хронологическом порядке – по мере осуществления перестроек. Начнем с главного – с алтаря. По аналогии с  Борисоглебским собором, алтарная апсида Благовещенского храма изначально была полукруглой – прямоугольной она стала, как несложно догадаться, в 1680-90-х годах, именно тогда ростовскими мастерами были построены надвратные храмы и звонница (подробно изученные во второй части нашего рассказа), апсиды которых так же в плане прямоугольны. Демонтируем, возводим заново согласно первоначальному проекту. Разумеется, не могли не расширить окна, украсив их наличниками (в тех же 1690-х годах) – и даже добавить дополнительных – одно из них, восьмиугольной формы, хорошо заметно на южном фасаде.


Устраняем лишнее и придаём изначальный облик – не забыв и об окнах трапезной, которым повсеместно возвращаем перспективное обрамление, сохранившееся сейчас в оконцах нижнего яруса. Понижаем барабан, надстроенный в 1775 году (одновременно с барабаном Борисоглебского собора) и возвращаем на историческое место шлемовидную главу. Существует красивая версия и о древнем трехлопастном завершении стен Благовещенской церкви – если добавить к нашей реконструкции еще и эту деталь, облик храма меняется до неузнаваемости.
Согласно проекту Борисова, вход в трапезную палату осуществлялся с южной стороны – по этой причине плоские лопатки здесь опускаются лишь до середины фасада. В пылу масштабных строительных работ в 1690-х годах южный проём был заложен, а вход перенесён в западный торец трапезной. И оформлен  нарядно украшенным крылечком,...

...ну просто словно со страниц сказок сошедшим – его язык не повернется назвать инородным элементом, с такой широтой воплощена в камне фантазия зодчего, так ярко выражен русский характер в роскошном декоративном убранстве. 

Изумительная  каменная красота, кирпичные пояса, оконца с наличниками, рельефная кладка по всей поверхности, даже на столбах, арки с “вислым каменьем” над лесенкой,  ленты заглубленных ниш с изразцами - одноцветными малахитово-зелеными ("муравлеными") и разноцветными ("ценинными").

Производство изразцов осуществлялось в Ярославле, этим объясняется распространённая практика их использования при украшении фасадов зданий. Борисоглебские крылечко трапезной и крылечко звонницы – близнецы-братья, очень схожи внешне, созданы в одно время одним Зодчим.
Крошечный киот над крыльцом Благовещенской церкви с сохранившимся изображением Библейского сюжета Благовещения - архангел Гавриил сообщает Марии светлую весть о выпавшей Ей великой чести. Над смиренно склонившей голову Марией - голубь, символизирующий Святой Дух.


Настоятельский корпус  Борисоглебского монастыря - также постройка 1520-х годов – изначально представлял собой одноэтажное здание, стоящее поодаль от Благовещенской церкви, с оригинально оформленными уступами полукруглых оконных проёмов и декоративным поясом узорной кирпичной кладки, венчающим стены. Второй этаж был надстроен в конце 1690-х годов, а в 1874 году между Благовещенской церковью и настоятельским корпусом “втиснули” двухэтажную пристройку, ставшую главным входом в настоятельские покои, и объединившую два соседних здания в единое целое.

Эффектный фигурный орнамент между первым и вторым этажами настоятельского корпуса - три полосы поребрика, между ними бегунец и углубления, похожие на бойницы. На первом этаже - перспективные оконца 1520-х годов, на втором - колонки-наличники с поперечными насечками 1690-х. Симбиоз двух эпох.
Признаться, увидев впервые вот эти руины без окон, без дверей, я не могла понять – что за безобразная разруха и почему у всех на виду до сих пор стоит, не приведенная в должный вид:

Выяснилось, что это – тоже древнейший памятник начала 16 века, к которому приложил руку лично Григорий Борисов – а молодая поросль деревьев внутри просто оживляет обстановку…Здание было задумано двухэтажным – в кирпичном первом этаже располагалась “поварня”, а на деревянном втором ярусе устроены братские кельи. В 1837 году деревянный второй этаж, и до этого неоднократно подвергавшийся переделкам, перестроили в камне – в этом облике памятник архитектуры 16 века простоял полтора столетия, продержавшись, сколько было сил, аж до “брежневского застоя” – сейчас его состояние можно оценить как “практически безнадежное”. Реанимировать древние стены тщетно пытаются силикатным кирпичом.

Напоследок – что называется, “общее фото”.  Иногда несколько разноудаленных объектов выстраиваются в гармоничную картинку - даже делать ничего не нужно, только нажать на кнопку.  Площадь монастыря - чуть больше 6 гектаров, здания просторно и довольно хаотично разбросаны по всей территории. Поэтому когда в одну линейку выстраиваются несколько сооружений, как на снимке, очень искажаются их реальные габариты. Благовещенская церковь, что четко по центру - невысока, вместе с куполом метров 15. За её апсидой, справа, видна Сретенская церковь  грандиозных размеров - около 30 метров ввысь. Слева, скромно спрятавшись за невысоким крылечком Благовещенской церкви, выглядывает северо-западная угловая башня ограды, на самом деле метров восемь диаметром и 25 высотой. Центральная, самая старая часть монастыря (“первая волна” застройки) расположена на пригорке. Стены и надвратные Сергиевская и Сретенская церкви (детища “второй волны”) оказались ниже, на склонах.
                   
Реставрация, новейшая история.
  В 1990-2002 годах реставрационные работы на объектах Борисоглебского монастыря проводились специалистами “Научно-производственной реставрационной мастерской “Яблоко” – бывшим филиалом Государственных Ярославских специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Бессменный руководитель “Яблока” – Александр Станиславович Рыбников, председатель Ярославской региональной организации Союза Реставраторов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Работы начались с восстановления древней кельи преподобного Иринарха-затворника, от которой к моменту реставрации сохранились лишь небольшие фрагменты кладки (сооружение-скит примерно 2,8 на 1,4 метра в плане было построено у восточной стены монастыря в 1580-х годах), при этом был снят слой грунта, под которым обнаружились остатки очень старой крепостной стены, подтвердившей версию о том, что во времена Ивана Грозного монастырь уже был обнесен каменным периметром.

Сам Александр Станиславович говорил, что восстановление архитектурного ансамбля древнего Борисоглебского монастыря было его давней мечтой – на осуществление которой он потратил 12 лет жизни. За годы Советской власти древние здания, используемые под склады, муниципальные конторы, колбасные цеха, гаражи, общежития, пришли в весьма плачевное состояние – руины келейного корпуса мы видели только что, южная Сергиевская церковь и великолепная галерея покрылись громадными опасными трещинами, восточная крепостная стена накренилась наружу, буквально надвисая над трассой Ростов-Углич, причем процесс неудержимо прогрессировал - стена требовала проведения неотложных работ по укреплению.

Именно выпрямление восточной стены, 100 м в длину, 12 м в высоту и в  2,5 м толщиной, стало вторым мероприятием “Яблока”. Рассеченную на 30-метровые участки стену раскачивали с помощью рычага, ставили на место и укрепляли – работали впятером, уложились в два года. После всестороннего исследования огромная работа была проведена в настоятельских покоях  – практически полностью потерявших свой исторический облик за пять веков эксплуатации, сопровождавшихся перестройками. В трапезной Благовещенской церкви укрепили и загерметизировали своды, много лет страдавшие от протечек кровли и плесени, были начаты работы по расчистке масляной живописи 1892 года. Сергиевскому храму в 1990-х годах реставраторы вернули позакомарное покрытие. На звонницу вновь в те же годы вернулись часы. В 1989 году, после возвращения Борисоглебского собора РПЦ, в нём началось укрепление обнаруженных фрагментов настенных росписей. А с декабря 1994 года запускается процесс постепенного вытеснения с территории обители музея с дальнейшей передачей зданий РПЦ, окончательно завершившийся в августе 2014 года, и сопровождавшийся сворачиванием деятельности реставрационной мастерской. В 2002 году все реставрационные работы были прекращены, “Яблоко” больше в Борисоглебский монастырь не вернулось.

Мастера-реставраторы из “Яблока” не успели восстановить стены, арки и галерею с крыльцом Сергиевской надвратной церкви – к 2011 году состояние архитектурного памятника приближалось к катастрофическому. Фото 2011 года. Слева - куб Сергиевской церкви, правая часть - фрагмент галереи. Когда-то цельный монолит сооружения катастрофически разваливается надвое. По расщелине происходит смещение, церковь соскальзывает вниз. Страшный процесс идет, тихий, неспешный, но он движется, по миллиметру в день, этот обратный отсчет.

Тот же 2011 год.  В высоту эта потрескавшаяся арка - метра четыре с половиной. Собственно, сама по себе арка - это пролет шириной около 17 метров под основанием Сергиевской церкви. То есть, огромная 25-метровая церковь стоит (или точнее, висит) над пустотой. Треснувшей пустотой. Это не просто опасно. Это не передать словами - что испытываешь, глядя на трещины, ощущение, что ты слышишь, как хрустит кирпич, не выдерживая непомерной нагрузки. Щель идет выше, в потолок перекрытия. А это уже - пол, нижняя часть самой галереи, которая находится над головой. А галерея - это фрагмент Сергиевской церкви, её основание, на которое приходится основная нагрузка колоссального храма.

А профессионалы ушли. Зато в 2014 году появилось московское ООО “Эшелъ”. Во что превратился прекрасный (даже в полуразрушенном состоянии) храм и великолепная русская узорная галерея после завершения ремонтных работ – видно на фото. Безликое белое нечто. Да, фундамент укрепили и трещины ликвидировали. Наверное. Но вот купола зачем было лазурью покрывать - это у Сретенской церкви они такими были. У Сергиевской - "опаяны белой жестью".
  ДО:


ПОСЛЕ:

ДО:

ПОСЛЕ:

ДО:

ПОСЛЕ:







ДО:

ПОСЛЕ:






Цитата: “– Работы начались в августе 2014 года, и то, что сделано, это лишь начало полного восстановления объекта всенародного достояния, – отметил председатель Ярославского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов. – Впереди еще большой объем работ по реставрации внешнего вида монастырского ансамбля и его интерьеров
Мне вот после этих слов стало страшно – что же там будет впереди? Не останется ли память об архитектурном заповеднике лишь на фотографиях – после этого самого “полного восстановления”? Отражением на воде...
Tags: 1.4 - Зодчество Ростова и Ярославля, 1.8 - Древнерусские крепости, Борисоглебск, Ярославская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments