Церковь Екатерины Александрийской

Оригинал взят у proofreader_z в  Усадьба Екатерининское, её храм и окрестности

DSC07841.JPG
Имение это раньше находилось в Данковском, потом в Епифанском уезде и называлось
" сельцо Ивановское в пустоши Диком Поле, что на реке на Дону и на речке Рыхотке".
Теперь это угол Куркинского района Тульской области, на стыке с Рязанской и Липецкой,
здесь: https://yandex.ru/maps/-/CVHXzX9m,

DSC07772.JPG
Упоминается оно где-то с 1770-х, а первым хозяином называют князя Михаила Васильевича
Долгорукова
(1745-1791). Хоть был он сенатором и действительным камергером, но известен
главным образом благодаря отцу, знаменитому генерал-аншефу Долгорукову-Крымскому,
который оккупировал полуостров и усадил там на престол хана, угодного Петербургу.
1.jpg
В 1784 сельцо купил генерал-майор Лев Денисович Давыдов (1743 - 1801), тоже известный
не столько сам по себе,  сколько своими родственниками. Легендарному партизану, Денису
 Давыдову
он приходился дядей, женат был на племяннице светлейшего князя Потёмкина,
Екатерине Николаевне, урождённой Самойловой, в первом браке Раевской
EkaterinaDavydovaRayevskaya.jpg

Её сын, один из популярнейших генералов России, Николай Раевский
3.jpg

Сыновья её от брака со Львом Денисовичем, Александр, Пётр и Василий Давыдовы
тоже небезизвестные господа, хотя больше всех пожалуй прославилась невестка,
жена старшего, француженка герцогиня Аглая де Граммон, заботливо включённая
А.С. Пушкиным  в его такой короткий и скромный Донжуанский список
Aglae_Gabrielle_de_Gramont.jpg

Вот тогда-то, в годы Льва Денисовича и была построена дошедшая до наших дней церковь
великомученицы Екатерины Александрийской (1800), а имение прозвалось Екатерининским
DSC07824.JPG

В скором времени Л.Д. Денисов скончался (1801), и усадьбу приобрёл Степан Никитич Бегичев
(до 1812), дом которого на Мясницкой, полученный в приданое за Анной Ивановной
Барышниковой всем москвичам конечно же известен прекрасно
5.jpg

А ещё Степан Бегичев был самым близким и самым доверенным из друзей
великого поэта нашего Александра Сергеевича Грибоедова, неоднократно
гостившего у него и в Москве, и в усадьбах, в том числе и в этой
б.jpg

Грибоедов был крестником дочери Бегичева, Надежды, и уверяют, именно
в Екатерининском познакомился с его племянницей Елизаветой Павловной,
ухаживал за ней, называл своей "невестой" и часто упоминал в письмах.
DSC07821.JPG

А вот где он написал два последних действия "Горя от ума", здесь или в Дмитровском (тоже усадьба
Бегичева: https://yandex.ru/maps/-/CVH-BY-y),
тульские краеведы спорят с липецкими давно и
упорно. Первые считают, в этом флигеле, прозванном "Грибоедовской беседкой, стоявшем на
косогоре над Доном, использовавшимся для домашних спектаклей и снесённом после 1861:
1.jpg


Пишут, Грибоедов решился принять пост посланника в Тегеране только по настоянию своего друга. На пути в Персию (в Туле или Москве по разным источникам) поэт пробыл три дня у Бегичева и был очень мрачен. Бегичев заметил ему это, и Грибоедов, взяв его за руку, сказал с глубокой горестью: "Прощай, брат Степан! Вряд ли мы с тобой увидимся!.." "К чему эти мысли? - возразил Бегичев. - Ты бывал и в сражениях, но Бог тебя миловал". "Я знаю персиян, - отвечал Грибоедов. - Аллаяр хан мой личный враг, он меня уходит!"
DSC07835.JPG

В Екатерининском Бегичев узнал о гибели друга в Тегеране, и по воспоминаниям дочери
три дня не выходил из кабинета, "а когда вышел, домашние ахнули: он был сед как лунь".
DSC07783.JPG

Известно, что могила Степана Никитича где-то здесь у церкви,
но, что называется, "затерялась".
DSC07823.JPG
Был он очень спокойным, лишённым честолюбия, "частным" или "приватным" человеком,
Грибоедов звал его "Ваше флегмородие"...

Ныне от усадьбы остались лишь церковь да два белокаменных въездных пилона:
DSC07842.JPG

В советские годы на них установили мемориальные доски, до наших дней не дошедшие:
3.jpg

А ещё пишут, в Екатерининском сохранилось "Горе от ума", переписанное неизвестным с рукописи автора.
4.jpg

На север, за Доном была усадьба Никитское (https://yandex.ru/maps/-/CVHdi0L4),
где жили Раевские, Иван Артемьевич и Екатерина Ивановна, которая так описала
место: "Екатерининское, лежит на правом, возвышенном берегу Дона, а наше село Никитское – напротив его, на плоском левом берегу реки; нас соединяет выстроенный нами мост. С высоты террасы Екатерининского дома открывается самый красивый вид Епифанского уезда… Часто, стоя каждый раз на своей террасе, муж мой и Степан Никитич делали из рук фигуры и переговаривались таким образом между собой. По вечерней заре мы внятно слышали, когда у них кто играл на рояле, а до них точно также долетали звуки нашей музыки".
2.jpg

Дом не сохранился, а хозяйка его, Е.И. Раевская (урождённая Бибикова) была художница и
писательница, владевшая шестью европейскими языками и оставившая весьма интересные
мемуары. В своё время её воспевал в стихах влюблённый поэт Александр Полежаев
4.jpg

Она написала и про Бегичева: "Он был гораздо образованнее прочих Епифанских старожилов; имел большую библиотеку, много читал, но в дела уезда никогда не вмешивался и не принадлежал ни к какой партии".
И про комедию друга его: "Я читала её у Бегичевых в рукописи, написанной рукой самого Грибоедова. В ней имя героя написано Чадский, а не Чацкий, как теперь его принято писать».
А Дон меж их усадеб совсем маленький:
DSC07849.JPG

В обеих усадьбах бывал и работал выдающийся живописец Василий Андреевич
Тропинин
. Писал портреты хозяев, их родственников и соседей. Известен портрет
брата хозяина Никитского,  Владимира Артемьевича Раевского:
6.jpg

Тульские краеведы пишут: "Любопытны свидетельства потомков семьи Раевских, которые рассказывают, что имя Тропинина было в их жизни первым именем художника, которое они узнали в раннем детстве, а уж потом много спустя стали им известны имена Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи".
DSC07844.JPG

Для старшего сына Раевских, Ивана Ивановича в 1880 был построен дом в Бегичевке,
всего пара вёрст ниже по Дону от Никитского (вот тут: https://yandex.ru/maps/-/CVHdmLI7).
img617.jpg
В описаниях обычно встречается, что дом был "кирпичный одноэтажный видимо Т-образный",
однако, по фото "с тыла", кажется - не совсем он кирпичный:
img620.jpg

Название "Бегичевка" возможно произошло от того, что бегичевское Екатерининское
было буквально рядом, за речкой Рыхоткой.
Дом
снесён в 1970-х. Затем там поставили памятник:
о.jpg

Ибо в доме том в 1891-1893 много месяцев жил близкий друг И.И. Раевского
Лев Толстой. Вот они "на балконе дома в Бегичевке":
5.jpg

Познакомились они в Москве, в гимнастическом зале Пуаре, который оба посещали,
а в Бегичевке занимались организацией бесплатных столовых во время страшного
голода тех лет. Вот граф переписывает тамошних голодающих:
7.jpg

После смерти И.И.Раевского (1891) Толстой напишет о нём сыну Сергею Львовичу: «Я редко кого так сердечно любил, как его…», и в некрологе: «Это был один из самых лучших людей, которых мне приходилось встречать в жизни».
DSC07780.JPG

Из Бегичевки Толстой запросто хаживал пешком в Никитское, благо, с хозяйкою был хорошо знаком,
по Москве ещё. Однажды притащил он с собой Репина.
Раевская об этом: "22 февраля 1892 г. Сегодня был у нас граф Лев Николаевич и привез с собой художника Илью Ефимовича Репина, картины которого теперь в числе 180 выставлены в Москве и привлекают многочисленную публику; многие из них уже раскуплены, в том числе портрет графа Л. Н. Толстого, пишущего у стола в своем кабинете в Ясной Поляне; картина небольшого размера, продана Стахавичу за 1 500 р. сер. Репин теперь в большой славе как портретист..
— Я слышал, — сказал мне Репин, — что и вы рисуете.
— Я жалкий акварелист, — ответила я.
— Прошу вас, покажите мне что-нибудь вашей работы.
Я пошла разыскивать то, что у меня осталось, когда я вернулась, застала Репина перед моим портретом Михаила Семеновича Щепкина... Он его хвалил.
— Вам посчастливилось Щепкина срисовать с натуры, а мне пришлось его писать с фотографии, — заметил Репин.
Перешел в нашу столовую, где граф ел блины. Репин от завтрака отказался, но стал рассматривать акварели..."
DSC07834.JPG

А граф, однако, спортивный мужик был. Где-то здесь с Репиным, "возвращаясь в Бегичевку по берегу Дона, они попали в овраг, занесённый снегом. Толстой отпряг лошадь, схватился за её хвост и погнал к дороге. Потом вожжами вытянули сани. Толстой снова запряг"
11.JPG

Теперь посмотрим наконец на церковь Екатерины. Архитектура её предельно лаконична,
что вполне соответствует моде времён русского "зрелого классицизма". Храм, трапезная и
полукруглый алтарь составляют цельный монолит, почти лишённый декора. Карниз и цоколь
простейшего профиля,  да прямоугольные филёнки под окнами - вот и всё.
12.JPG

DSC07836.JPG

Так же прост и барабан большого купола,
DSC07774.JPG
главным украшением которого являются ложные люкарны:
DSC07777.JPG

С юга и севера по оси купола ризалиты с пилястровыми портиками
DSC07822.JPG

17.JPG

DSC07820.JPG

В верхних частях здания сохранились значительные участки обивки листовым железом,
что довольно часто практиковалось в чернозёмных губерниях (и не только в них):
DSC07784.JPG

Барабан и главка по каким-то причинам ремонтировались.
И сильно:
DSC07776.JPG
Даже внешнее крепление поставили:
DSC07775.JPG

А вот интерьер приятно удивил на редкость сохранной лепниной:
DSC07797.JPG

Арка из трапезной в церковь:
22.JPG

Купол украшен кессонированными рёбрами,
23.JPG
простенки окон - пилястрами с неглубокими филёнками
и капителями на изящных консолях с гирляндами:
24.JPG

25.JPG

Замковые камни подпружных арок в виде волют, со спускающимися по сторонам
гроздьями диковинных плодов и цветов:
26.JPG

В верхних частях ризалитов помещались хоры:
29.JPG

30.JPG
Попадали туда из трапезной через два узких арочных проёма,
южный:
31.JPG
и северный:
32.JPG
Судя по следам лестниц на восточной стене трапезной,
хоры те устроены позже:
DSC07792.JPG

Лотковый свод трапезной прорезают глубокие распалубки для окон верхнего света,
DSC07791.JPG
конху апсиды тоже:
DSC07805.JPG

Судя по поздним гнёздам для балок церковь и алтарь были
в совковые времена разделены перекрытием на два этажа:
DSC07804.JPG

В трапезной таких гнёзд не замечено, т.е. её почему-то оставили в покое:
DSC07817.JPG

Но самое интересное в сем здании конечно же его западный фасад, к углам которого
примыкали две симметричные пристройки, видимо прямоугольные снаружи и круглые внутри
DSC07773.JPG
В северную вела дверь с юга,
DSC07790.JPG
в южную - с севера:
DSC07789.JPG

По висящим связям видно, что за плоскость боковых фасадов
те пристройки выступали примерно как ризалиты:
DSC07840.JPG

По логике вещей то были две симметричные колокольни,
DSC07837.JPG
а между ними был портик, глубина которого видна опять же по железным связям:
DSC07839.JPG

Двухколоколенные храмы у нас строили где-то с петровских времён,
но процент их весьма невелик и для России они редкость.
DSC07786.JPG

DSC07787.JPG

Осталось помянуть ещё Прощёный Колодец, источник, весма почитаемый в этих местах
(и не только в этих)
Всего 2-3 км  от церкви вверх по Дону (https://yandex.ru/maps/-/CVTqBD4g)
DSC07845.JPG
Говорят им пользовались ещё смиренные слуги Димитрия Донского, когда в 1380-м
они где-то тут гонялись за доблестными воинами беклярибека Мамая, что и не мудрено,
ибо поле Куликово совсем рядом (12 км по прямой: https://yandex.ru/maps/-/CVTqFT-T)
DSC07847.JPG
Старинной архитектуры здесь нет, но вода хорошая.
DSC07846.JPG

Ну, вроде всё ...
DSC07838.JPG

Читал запоем, без остановки. Очень интересно....
А развалины церкви смотрятся торжественно )
Скажу так: архитектура - она или есть или её нет.....
Вот в этом здании Архитектура во всей красе, хотя и в руинированном состоянии.
Спасибо!
Прямо не статья, а архитектурный детектив - развязка в самом конце)) От двух колоколен вообще ничего не осталось?
Ладно, что ж поделать - дорисуем мысленно, нам не привыкать. А Дон и вправду здесь рядовая такая речушка)
Не очень то ладно. Двухколоколенных мало. А чем меньше аналогов,
тем реконструкции по аналогам не надёжнее.

Конечно он маленький там. Это ж верховья. До истока км 70 по прямой.
А в наши времена в качестве продолжения есть два варианта:
1. пусть остается в руинах
2. все достроят заново и покрасят белилами, благолепие будет и лепота ....
= куда ни кинь - всюду клин :)
Говорить про нормальную реставрацию на основе научных исследований, качественную и серьезную - просто не приходится. Не то место и не тот случай.
Так что будем любоваться тем, что имеем .........