Фасадная керамика Саратова

Начало ХХ века, когда Саратов был третьим по численности населения российским городом с развитой промышленностью, а также внушительным числом успешных предпринимателей, не жалевших средств не только на развитие бизнеса, серьезно отразилось на архитектурном облике города. Именно в те годы в Саратове появляется множество зданий, красотой и уникальностью которых мы не перестаем восхищаться и сто лет спустя.
Одним из популярных декоративных элементов того периода была фасадная керамика. Всевозможные по форме и рисунку плитки и панно стали изюминкой и без того производящих впечатление домов

Эти изразцы являются частью фасада современной детской инфекционной больницы. Построена она была на рубеже XIX-XX веков на средства Дарьи Семеновны Поздеевой
   


Проектировал здание архитектор Владимир Львович Владыкин. Перед началом работы над зданием больницы он специально ездил в Москву, чтобы ознакомиться с сущест­вующими там поликлиниками и другими медицинскими учреждениями
   




Еще одно яркое во всех смыслах здание находится на улице Киселева. Построил этот особняк для себя известный архитектор Петр Митрофанович Зыбин

Дом считается одним из красивейших творений Зыбина. Специалисты отмечают смешение стилей в облике строения, в том числе здесь прослеживается новый для архитектора стиль модерн, благодаря которому появились и оригинальная лоджия в виде замочной скважины, и уникальное по красоте окно, и изразцовые вставки на фасаде




Петр Митрофанович не был урожденным саратовцем. Он приехал в город в 1895 году, приняв предложение о работе старшим архитектором технического отдела Рязано-Уральской железной дороги, и жил здесь до самой смерти. Большинство зданий, созданных Зыбиным, до сих пор составляют лучшую часть облика старого Саратова, в их числе и его собственный особняк, который является памятником архитектуры регионального значения





Таланту Зыбина обязаны мы появлением в Саратове и одного из моих любимых старых зданий - дома Шишкиной. Построен он был в 1912 году

Увы, с тех пор многое в доме переделано и утрачено, в том числе и шикарная дверь с растительным орнаментом, а вот цветы на фасаде остались







К сожалению, изразцы не относятся к числу долговечных декоративных элементов. Саратовский климат с жарким летом и холодными зимами с периодическими оттепелями не лучшим образом сказывается на состоянии керамики. Не всем домам, к сожалению, повезло с реставрацией, некоторые здания утратили всякую надежду на восстановительные работы, а вместе со старыми строениями уходит и потрясающая работа керамистов.
Дом Иванова, который находится на улице Вавилова, уже давно выглядит очень уставшим. Здание относится к объектам культурного наследия, но никакой пользы от этого статуса нет. Как и во многих других случаях, не покидает ощущение, что все просто ждут естественного влияния времени на этот некогда очень яркий дом

Построен он был в десятые годы прошлого века. Представляю, насколько выделялись на его фасаде керамические элементы



В комментариях к жж-посту, посвященному этому дому, я нашла информацию, что изразцы, с большой долей вероятности, были изготовлены на тверской фабрике "Товарищества М.С.Кузнецова"


   
Учитывая безрадостные перспективы здания, состояние которого ухудшается с каждым годом, наверняка можно было бы рассмотреть вопрос сохранения этих изразцов в музейных стенах, пока еще есть, что сохранять

Даже звезда здесь керамическая! Мы долго не могли понять, что это за материал, пока внимательно не рассмотрели уже практически утраченную звезду на соседней части здания

Гораздо больше повезло керамике, украшающей фасад усадебного дома К.К.Рейнеке. Изразцы этого дома являются, наверное, самыми примечательными и самыми значимыми с точки зрения художественной ценности

На фасаде расположены не только отдельные плитки, но целые сюжетные панно. В 2009 году в журнале «Тектоника плюс» было опубликовано целое исследование, которое архитектор Андрей Мушта посвятил майоликам особняка Рейнеке. Автор приходит к выводу, что изготовлены они были в московской гончарной мастерской "Абрамцево", создателем которой был знаменитый Савва Мамонтов.
Самое внушительное панно изображает двух танцующих девушек. В нем переплелись идея "Двух танцовщиц" Франца фон Штука и колористическое решение "Голубых танцовщих" Эдгара Дега

Поразительно, как меняется настроение этой части фасада в зависимости от освещения

Растительный мотив с завитками - один из самых узнаваемых абрамцевских сюжетов 1910-х годов. Снизу сюжет обрамляют плитки с цветами, авторство рисунка которых, возможно, принадлежит кисти Врубеля

Сюжет и автор центральной части малого панно, изображающего воинов, еще одна загадка особняка Рейнеке. Однако, как пишет А.Мушта: "сочетание сюжета, манеры стилизации и характерные приемы воспроизведения этого мотива в керамике позволяют предположить, что автором эскиза этого панно может быть Н.К.Рерих"

И обратите внимание, насколько сильно снова меняется цвет керамики, когда на нее падают солнечные лучи

Есть на фасаде особняка и еще один сюжет. Три одинаковых изразца с изображением павлина окружены переливающейся перламутром плиткой

"Почему именно эти птицы появились на стене?" - вопрос, ответ на который сегодня можно лишь пытаться угадать

В центральной части Саратова есть еще несколько зданий, фасады которых украшает керамическая плитка разных размеров и цветов, но она, хотя и является важной деталью архитектурного решения, не настолько поражает своей самобытностью.

При подготовке была использована информация сайта "Сад Сервье"; публикации "Майолики особняка Рейнеке", автор А.Мушта
Спасибо . Бываю в Саратове . И обратила внимание на очень красивые старинные дома.
Спасибо!
Пока ещё осталось, на что можно посмотреть. Очень люблю старую застройку Саратова
Самое первое здание полностью не показано, но по деталям его можно отнести к так называемому "кирпичному стилю".
А все остальное - это действительно МОДЕРН, очень красивые здания, очень яркая отделка, про керамику вообще молчу - кроме как шикарной и назвать нельзя )))
Спасибо!
В Саратове, к сожалению, не бывал, но знаю, что в этом городе "Огней так много золотых......." ))
Приезжайте как-нибудь. Правда, золотых огней уже почти не осталось, зато есть памятник парню из песни)
Что же касается здания больницы, то оно потрясающее. Я пару лет назад делала про него отдельный пост у себя в журнале. По-моему, он стал самым популярным материалом за все время существования моего ЖЖ)
Да, нарядная эклектика. По образу напоминает небольшое вокзальное здание.
Так ведь стиль "Модерн" и вырос из "Эклектики", это его мать родная :)
Если не ошибаюсь - там в главной роли был Вячеслав Тихонов, совсем еще молодой ..... и ничего общего с будущим известным артистом в нем в те годы еще не было.
Его, если я не ошибаюсь, вообще не хотели брать на ту роль: не похож он на парня из простого народа)
И про город Саратов, кажется, в фильме вообще не было ни слова. Там все про дела деревенские.
Но то, что в Саратове поставили памятник АРТИСТУ - это великолепно !!!
...............................................
Значит - не я один запомнил эту песню )
Не-не, у нас памятник не Тихонову, а герою песни)
А из артистов в последние годы увековечены Янковский и Табаков
А - вот так? Тоже хорошо, посмотрел в интернете ))
Получается, что популярная песня "Огней так много золотых", является неофициальным гимном Саратова?
Ну, что ни час - то новое открытие. ........
но внутри - потолок сыпался прямо на деток лет 8 назад
Я внутри не была, но слышала, что там не очень удобно вообще по современным меркам
Мне понравилась Ваша статья еще и тем, что в ней поэтапно исследуется стиль Модерн.
Сначала немного про керамику на доме в «кирпичном стиле», то есть как бы предыстория модерна.
Потом уже дома Модерна, но тоже с нарастанием качества постройки.
И под занавес шикарные мозаики особняка Рейнеке. В этом доме много всего интересного - и архитектура, и отделка, и керамика, и ограда. Репортаж продуманный, интересный и красивый:))