Огромные и заброшенные ...

Среди памятников архитектуры,
расположенных в сельской местности,
особое место занимают огромные по своим размерам храмы.
Именно размеры этих сооружений поражают в первую очередь.
После первых восторгов, глядя на их поистине столичный масштаб, каждый начинает задумываться о причинах возведения таких исполинских сооружений в провинциальной глубинке. А поскольку среди этих храмов встречаются сооружения весьма высокого архитектурного уровня, то вопросов возникает еще больше. Кто был автором каждого такого сооружения? Кто был заказчиком построек и почему храмы такие огромные по размерам? Для чего и ради чего они были построены?
Ведь каждый из них мог бы украсить собой центр большого города. Но построены они совсем в другой местности.
Не в городах и даже не в селах, а в усадьбах.

Из многих десятков подобных храмов
здесь подобрана информация о четырех, наиболее ярких  сооружениях.


1.  Троицкая церковь в селе Пятино.
Изначально церковь была при усадьбе Анненковых от которой сегодня не осталось и следа. Построила церковь мать декабриста Ивана Анненкова «в искупление грехов сына».

8888_original.jpg
4701_original.jpg

Село Пятино - бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII века. Отец Ивана Андреевича Анненкова служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. Мать Ивана Андреевича - Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками. В 1803 году, похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.
Летом 1825 года, за полгода до восстания декабристов Иван Андреевич провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой.  Дом Анненковой был огромным, стол ежедневно накрывался на сорок приборов. Но постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом продан, а когда Анненкова умерла в 1842 году, её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Андреевич смог вернуться в Пятино после ссылки.
По легенде, проект храма, разработанный академиком Михаилом Коринфским для строительства на Соборной площади Симбирска, был продан Анненковой по её настоятельной просьбе.
Троицкая церковь, возведена в 1823-1832 гг., то есть - в тяжелейшие годы крепостничества в России, время николаевского режима. Церковь построена матерью декабриста, что само по себе уже является историческим парадоксом, насмешкой над декабристами, нашими первыми революционерами и борцами с самодержавием. Но меня в данном случае больше интересует этический момент. Ведь перед нами не приходская церковь для жителей села, нет. Это огромное и не нужное людям здание строили сотни крепостных мастеров в качестве усадебной постройки, в качестве храма для одной барской семьи помещицы-крепостницы. И несоответствие между размерами села и бывшей усадьбы (вместе взятых), с габаритами и вместимостью храма – очевидны. Это был «элитный» объект, призванный воплощать в себе потусторонние истины, понятные только эксцентричной барыне.

2451_original.jpg
И вот уже почти сто лет церковь стоит открытая всем ветрам. Стоит в чистом поле.....
Она была ненужной изначально, и не нужна в наши дни. Отремонтировать ее, и тем более провести реставрационные работы, на сегодня является утопией.
Памятник архитектуры, огромный кубический пятиглавый храм, который никому не нужен. Так что же дальше делать? Сколько здание сможет простоять вот так, без ухода и технической поддержки. Пять лет, десять, или тридцать? Полный тупик.......
Село Пятино: от Ульяновска – 150 км, от Москвы – 600 км по прямой линии. Но по прямой у нас не ездят......

И еще несколько примеров сооружений подобного масштаба.

2. Храм в селе Шкинь, хорошо известный в узких кругах. Храм построен в конце XVIII века в эпоху классицизма. Вытянутый в форме базилики, с двумя колокольнями на углах западного фасада, украшенный портиками с колоннами тосканского ордера, и полуротондой вокруг апсиды. В общем, о достоинствах храма села Шкинь можно рассказывать долго. Более двухсот лет он стоит гордый и одинокий в центре небольшого села.

7.jpg


242_0021994b.jpg


242_0190898b.jpg

Вот в таком восторженном стиле пишут в интернете о владельце: «Гавриил Ильич Бибиков - московский меценат, построивший дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, имел свой театр. На концерты его крепостного оркестра, которым руководил крепостной дирижёр и композитор Даниил Кашин, собиралась вся Москва. В с. Шкинь, вместо обветшавшего деревянного, в 1794 г. на средства Гавриила Ильича Бибикова началось строительство ныне существующего каменного храма. Оно шло медленно, к 1800 г. были освящены приделы. Такой человек, как Гавриил Ильич, мог доверить возведение храма только опытному архитектору. Вероятно, это был один из лучших учеников М.Ф. Казакова Родион Родионович Казаков (1758-1803). Строительство велось под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини. Храм был расписан в начале и середине XIX в.»
Длина здания порядка 40 м.
По общей компоновке немного напоминает собор Александро-Невской лавры в Петербурге.
Но причина строительства здания таких огромных размеров в своей усадьбе в сотнях верст от Москвы – остается загадкой. Кто должен быть собираться на молебны в этой сельской глуши, тоже неясно. Ясно только одно – крепостной театр, крепостные артисты и дирижеры, крепостные мастера, крепостные рабочие и крестьяне – ну почему бы не соорудить в своей усадьбе и церковь как в столице.
От усадьбы Бибиковых ничего не осталось.
В течении более 40 лет церковь понемногу ремонтируется. На многочисленных фотографиях церковь предстает фрагментарно укутанная строительными лесами. Естественно, что осилить полный ремонт с реставрацией такого сооружения – дело многотрудное.
Село Шкинь: от Воскресенска 20 км, от Москвы 90 км

3. Вознесенская церковь в Елпатьево.
В 1814 году новый вотчинник села, камергер Павел Петрович Нарышкин (1768-1841 гг.), отец которого если верить генеалогическому древу Нарышкиных приходился четвероюродным братом Петру I, на свои средства начал строить каменный храм. Постройка продолжалась 15 лет - освящена церковь была в 1829 году.

0_14b1e0_bd08f51e_XL.jpg


0_14b1da_4c87b7cb_XL.jpg
306_0037888b.jpg

Великолепный образец архитектуры стиля классицизм.  Здание построено из кирпича, колонны портиков белокаменные. Четырёхстолпное однокупольное здание, фасады украшены четырёхколонными тосканскими портиками и крупными арочными нишами, в которые вписано несколько окон. Переходом храм соединён с трёхъярусной колокольней, увенчанной куполом под шпилем.

306_0037886g.jpg

Хорошо организованная усадьба находилась в настоящей глуши.
Вокруг поместья - непролазные чащи, полные волков, и ни одной приличной дороги.
В ста пятидесяти верстах от Москвы, в затерянном краю, в доме, который казался нежилым, гости неожиданно находили не только все, что требуется для комфорта, но и настоящую роскошь. Главным развлечением для гостей и хозяев была охота с борзыми. Охота начиналась прямо от ворот усадебного парка.
Церковь считалась приходской. Прихожан на конец XIX века в селе и окрестных деревнях  насчитывалось более 2000 человек. Ныне в Елпатьево проживает около десятка человек, а величественный храм, являющийся выявленным объектом культурного наследия, медленно разрушается.
Деревня Елпатьево: от Калязина 40 км, от Москвы 140 км

4. Троицкая церковь в Кунино (Баранья гора).
Каменная пятиглавая пятипрестольная церковь, построена в стиле классицизма по проекту архитектора В. П. Стасова. Расширялась в 1882.
«Полторацкие владели соседней усадьбой Велёможье, от которой почти ничего не осталось. Троицкая церковь была завершена к 1831 году, а в 1832 ее освятили. План, пространственная композиция и даже размеры церкви в Бараньей Горе очень близки к плану, композиции и размерам Спасо-Преображенского собора в Петербурге, возведенного по проекту Стасова в 1827—1829 годах. На заказчика бараньегорской церкви А.М.Полторацкого свежезаконченный собор произвел неизгладимое впечатление - копия его проекта сохранилась в семейном архиве. Сохранилась и переписка Полторацкого со Стасовым, подтверждающая непосредственное авторство великого архитектора»
То есть снова старая история. Я, Вань, такую же хочу!

0_548d7_d6223276_XL.jpg

0_548ec_8875dfb8_XL.jpg
0_548dc_4222c3d4_XL.jpg

Очень красивая и трагичная фотография. Столпы храма несут арки и объем центрального светового барабана, а вокруг вместо кирпичных сводов видны голубые небеса…..
Село Кунино: от Торжка 35 км. от Москвы 250 км
.............................................................................................................
Выводы получаются грустные и предельно простые.

Вспомним, как там писал Некрасов:
«Глянь-ка на эту равнину -
И полюби ее сам!
Две-три усадьбы дворянских,
Двадцать господних церквей,
Сто деревенек крестьянских
Как на ладони на ней!»


За прошедшие годы многое изменилось в этом пейзаже. История уничтожила барские усадьбы и только церкви с толстенными стенами и наполовину обрушенными сводами еще продолжают стоять в пустых лугах. А из ста деревень и сел остались на сегодня жалкие крохи. Попробуй - полюби такую картину.........(((

Так что же делать??? - какой исконно русский вопрос!
Восстанавливать усадьбы и церкви в пустом пространстве бескрайних лугов – дело невозможное и ненужное.

Ответ очевиден –
нужно возрождать русскую деревню.

Возрожденная и богатая деревня как раз сможет стать основой  для воссоздания храма, то есть единственного памятника архитектуры во всей округе.
Вот только доживут ли остатки храма до той светлой поры?

.........................................................................................................................
При подготовке статьи использованы материалы:
- Сайт «Архитектурное наследие»
- Сайт «Храмы России»
- отдельные публикации в интернете.
Все фотографии являются собственность их авторов и показаны только для иллюстрации статьи.

Первоисточник - статья была опубликована под названием "Меж бескрайних полей затерялись" - https://archistorik.livejournal.com/20538.html

В топ - это хорошо ))
Пусть читатели журнала смотрят, размышляют, ищут ответа на поставленные вопросы ............
Да, но нам не нужна такая же деревня, как была-она не эффективна. Ибо соху с лошадью заменил трактор, а трактор теперь у нас без шофёра. И только два техника на квадроцикле ездят и их чинят.
Потрясающие храмы... Так и хочется сказать - не нужно там вообще ничего трогать. Любые изменения, улучшения, обустройства только испортят впечатление. Память - она ведь и в таком обличье бывает. Может, Всевышнему было угодно, чтобы именно так они и стояли сейчас перед нами. Громадные, пустые, молчаливые руины. Были бы отреставрированы - меньше внимания бы привлекли. Огромное спасибо за статью!!!
БЕЗ ХОЗЯИНА ДОМ СИРОТА
Руины долго стоять не могут. Они быстро рушатся. Особенно в холодом климате России, строение нужно защищать от дождя, отапливать. Влага вызывает коррозию, гниение, плесень .Вода проникая в микротрещины в материалах, при замерзании увеличиваясь в объёме, превращается в лёд и рвёт материал.
Re: БЕЗ ХОЗЯИНА ДОМ СИРОТА
Да, само-собой..... Вот за прошедшие годы такой результат мы и видим на этих фотографиях.
У нас не Рим, климат суровый !
Не самодурство и не каприз
Думаю, эти церкви возникли не в результате самодурства жестокого крепостника, каприза недоразумения или просчёта. Церкви на момент их возведения соответствовали по вместимости потребности их прихожан. Сельское население было многочисленным, имения были центрами управления сельским хозяйством. Управлял сам хозяин или наёмный управляющий , иногда не православный, с большим штатом сотрудников.
Re: Не самодурство и не каприз
Уже просчитывали ....)
Есть множество огромных храмов такой площади, что все жители окружающих деревень всей округи заполнить их не могли бы. Это храмы для больших городов. Самый первый - в Пятино - был запроектирован для центральной площади Симбирска. А про множество других - как раз самодурство крепостников: Я-мол самый богатый, самый важный, самый почитаемый - и храм в моем имении будет построен самый большой )
К тому же дармовая рабочая сила, крепостные мастера ..... ((
А просчет их в том, что они в своем чванстве и не могли представить, что дни крепостного права уже сочтены ....
Re: Не самодурство и не каприз
Хотя конечно в наши дни сложно представить, что они думали двести лет назад.

Вопрос главный и основной - не "кто виноват", а "что делать?"
Что теперь можно сделать, что бы сохранить это наше культурное наследие ?!!!
Re: Не самодурство и не каприз
полностью с вами согласна!вот она-гордыня!хорошо бы законсервировать эти руины,сделать подробное описание,макеты и создать музей русского зодчества.
Будем реалистами, друзья.
а) На всё культурное наследие денег всё равно не хватит - а именно в деньги (чтобы оплатить работу ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ реставраторов) всё упирается в первую очередь. А если и найдутся средства - почему бы их не направить, допустим, на более интересные памятники, у нас в стране таких уйма.
б) Масштаб потенциальных работ даже по одному из этих объектов таков, что результат всё равно уже будет новоделом 21 века. И культурным ли он окажется - большой вопрос.
в) Два года назад эта же статья набрала 51 комментарий. За два года пыл угас?
Количество комментариев на личном сайте и в сообществе всегда сильно отличается. Иногда очень резко. Это некий феномен, разгадке не поддающейся )). Вот уже год я веду этот журнал, а тайна остается за семью печатями.... Иногда работа висит у автора месяцами без единой записи - а в журнале сразу набирает читателей и уходит в ТОПы.
А бывает - и наоборот......
Один мой давний друг хорошо сказал - не обращать на все эти детали никакого внимания :)))
Да, и в Смоленской области много таких разрушающихся храмов, сейчас даже многие начали восстанавливать.
Но сильно я сомневаюсь, что они будут представлять интерес с точки зрения архитектурного наследия...
Конечно, ведь чаще всего сегодня другие ..... приоритеты. Подопрут, подштукатурят, и конечно побелят (
А что бы стать Архитектурным наследием надо здание изначально рассматривать и реставрировать как ..... Памятник Архитектуры.