Московский ипподром как объект культурного наследия



Так сложилась творческая судьба архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, что рядом оказались два здания - Дом Скакового общества и Московский ипподром. Это начало его карьеры, продлившейся почти 56 лет, и последний в его жизни и один из самых масштабных проектов. Другое совпадение - довольно тревожное: в конце прошлого года, когда исполнилось 150 лет со дня рождения Жолтовского, над его и нашим архитектурным наследием нависла реальная угроза. Дому Скакового общества, самому раннему примеру неоклассицизма в Москве, угрожает медленная гибель от запустения, а ипподрому - московская реновация под видом "реставрации". А ведь именно благодаря таким памятникам, как Ипподром и Дом Скакового общества на Беговой, Москва и представляет архитектурный интерес.

История Московского ипподрома, первого в мире, началась 1 августа 1834 года, когда на Ходынском поле состоялся первый рысистый бег. Первые трибуны здесь появились только в 1837 году - довольно скромное сооружение представляло собой несколько двухэтажных беседок, соединенных между собой галереей. В течение полувека оно неоднократно расширялось и перестраивалось.
Новое здание Рысистого ипподрома построили в 1882 году по проекту архитектора Д.Н. Чичагова.


Альбом пятидесятилетнего юбилея Московского общества любителей конского бега. 1834-1884 / Сост. и изд. ст. чл. О-ва Д.Д. Сонцовым. - Москва : типо-лит. М.И. Нейбюргер, ценз. 1884.

А в 1889-1894 годах уже провели реконструкцию ипподрома. Беговая беседка была построена по проектам архитекторов И.Т. Барютина и С.Ф. Кулагина при участии Р.И. Клейна. Здание слева украшали четыре башенки, а портик справа венчали две квадриги. Территорию ипподрома окружал внушительный забор. Снимок сделан между 1901-1903 годами.


http://oldmos.ru/old/photo/view/11100

1. В 1949 году в здании на Беговой улице произошёл пожар, старое здание почти полностью сгорело. Перестройка здания (архитекторы И.В. Жолтовский, В.Л. Воскресенский, П.И. Скокан) была осуществлена в 1953-1954 годах. При реконструкции ипподрома Иван Владиславович Жолтовский учитывал параметры Ленинградского проспекта и Беговой улицы. Работы продолжались долгих шесть лет. Новое здание ипподрома, являясь образцом монументальной сталинской архитектуры, включило в себя часть дореволюционных сооружений и скульптур.  Теперь фасад получил два акцента - изящную башню слева и мощный портик с колоннадой под треугольным фронтоном справа.




2. Квадрига по центру фасада и лошади по углам из второй квадриги на портике - это элементы старой постройки.




3. Замечательные конные скульптуры не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения.




4. В архитектурном оформлении монументального парадного портика используются скульптуры, горельефы, барельефы, колонны с пышными капителями, медальоны и даже пентаграмма.




5.




6. Вторая квадрига использована поэлементно: две лошади - на новом портике, справа и слева от вновь установленной квадриги, а две другие установлены справа и слева у основания башни нового здания ипподрома.




7. В горельефах - мирный труд граждан СССР, их отдых и спорт, всегда вместе с лошадьми.




8. Парадный вход в здание ипподрома.




9.




10.




11.




12.




13. Отдельно стоящая башенка справа украшена нарядной лепниной в виде растительных гирлянд.




14.




15.




16. Дата основания Московского ипподрома.




17. Один из главных акцентов фасада со стороны Беговой - величественная многоярусная башня, в которой использованы мотивы средневековой итальянской и древнерусской архитектуры.




18. На шпиле левой башни - гордость ипподрома, флюгер с изображением орловского рысака, символа российского коневодства. Здесь есть архитектурная "цитата": на ее среднем ярусе на передней части видны силуэты двух всадников. Такие всадники - Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец, были установлены в XV веке на Фроловской башне Кремля, ныне Спасской.




19. С 1955 года на Московском ипподроме проводились все международные соревнования по рысистым бегам, постоянно работал и тотализатор. Он был настолько доходен, что на вырученные деньги профинансировали одну из реставраций Большого театра, ремонт Боткинской больницы и постройку домов-башен, до сих пор окружающих ипподром. В советское время конное дело поддерживалось на государственном уровне - ипподром, Институт коневодства, конные заводы в регионах были в ведении Минсельхоза.




20. После развала СССР в 1992 году скачки прекратились, их возобновили только в 2000-м. Сегодня комплекс на Беговой входит в состав госкомпании "Росипподромы", объединяющей все государственные ипподромы страны. Лошади, участвующие в бегах и скачках, принадлежат в основном частным владельцам. Всего ипподром вместе с летними конюшнями вмещает до 1 000 лошадей, причем не все живут здесь постоянно: на зиму остаются только рысаки, остальных лошадей развозят на конные заводы.




21. Ипподром уже давно нуждается в реконструкции. Его конюшни не ремонтировались с 1955 года, так же как и главное здание. То же самое с дорожками, по которым носятся лошади, и другими строениями на территории ипподрома.




22. Шумиха поднялась в конце прошлого года, когда в социальных сетях появились эскизы застройки столичного ипподрома на Беговой. Предлагались разные варианта: построить на месте автохозяйства ипподрома многофункциональное здание, возвести тренировочный центр в двух часах езды от ипподрома и часть конюшенного хозяйства перенести туда, а на освободившейся земле построить детскую конноспортивную школу и парк для конных прогулок.




23. Если денег "Росипподромам" не хватит, предлагалось построить несколько жилых домов малой и средней этажности и гостиницу позади ипподрома - со стороны Скаковой улицы. Или за счет коммерсантов решить вопрос с реконструкцией.




24. После разных акций общественности и сбора подписей в защиту ипподрома мэр Москвы Сергей Собянин в интервью телеканалу "Москва 24" заявил, что Московский ипподром застраивать жильем не будут. Также Собянин добавил, что "Росипподромам" предлагается выбор - либо реставрировать ипподром за свой счет, либо отдать его городу и на реставрацию пойдут бюджетные средства (сейчас ипподром - это федеральная собственность).




25. По мнению экспертов, владельцев лошадей и руководителей конезаводов, в случае реализации проекта в том виде, в котором он предлагается сейчас, на конном деле в России можно будет поставить крест.




На всякий случай активисты продолжили собирать подписи, и в конце прошлого года жокей столичного ипподрома прискакала на Ильинку, где расположена приёмная Президента страны, на коне ганноверской породы по кличке Прибой. В сумке наездницы лежали несколько томов подписей и письмо Владимиру Путину. Также в письме указана просьба присвоить Центральному московскому ипподрому статус объекта культурного наследия федерального значения и разработать долгосрочную программу развития ОАО "Российские ипподромы" - без коммерческого строительства.


Фото: ПАВЕЛ КЛОКОВ
Источники информации
www.msk.kp.ru , www.the-village.ru
В главном здании Московского ипподрома много всего суммировано, от разных периодов. Можно даже сказать, что завершение ансамбля создано уже в Советские годы, в стиле освоения классического наследия. Но статья очень важная и своевременная!
Ведь главное сегодня для нас в том – что это здание и весь комплекс Московского ипподрома сегодня находится под угрозой уничтожения. И вся эта красота может быть снесена под руководством наших продажных чиновников. Тут уже не до тонкостей отдельных «стилей» - здесь важно не упустить время, ведь "враг не дремлет".
И затейливые фразы о «реновации» обычно скрывают простую жажду все снести и настроить коммерческих объектов........(((
Григорий Васильевич, а мы советский период не рассматриваем в сообществе?
Нет, только архитектура до 1917 года ........)
Конечно, в будущем мы может быть и замахнемся на рассмотрение Советской архитектуры.
Но сейчас для этого у нас не хватит сил.
Вот, Галина Николаевна - комментариев немного, а в ТОП попали. Значит статья заинтересовала многих ))
И это справедливо.
Агрессивность московских чиновников в вопросах "уплотнения" застройки города - переходит все границы. И никакие логические возражения они не слушают, хотя Москва уже задыхается от перенасыщения и жилыми домами, и торговыми монстрами, и автотранспортом. Город часами стоит в "пробках" (словечко какое придумали, алкаши) - а им еще надо уплотнить ((((
Тема-то - очень болезненная и актуальная, а ипподром у всех на виду...