lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Каргополь, Архангельская область. Воскресенская церковь, 1680-е годы.

 Каргополь, городок на юго-западе Архангельской области, с населением с десяток тысяч человек, нынче практически полностью  отрезан от внешнего мира - вдали от цивилизации, туристических маршрутов, автотрасс и железной дороги.
Но именно благодаря удаленности от транспортных артерий, город сохранил свою яркую индивидуальность – законсервированный во времени и пространстве.


Первая достопримечательность  Каргополя, встречающая вас  сразу по приезду – потрясающая ТИШИНА, в которую вы ныряете, выбравшись из транспорта.  Каргопольская ТИШИНА -  особая материальная субстанция, смешанная с туманом,  слегка разбавленная шуршанием ноябрьской опавшей листвы и сдобренная мягкими шагами по всамделишным деревянным тротуарам.

Этой уютной тишине радуешься, как ребенок, прислушиваясь к её камертону – настраивая уставшую душу на волну успокоения и несуетливого миросозерцания.

Каргополь поначалу производит впечатление края Вселенной, и даже угрюмые низкие тучи здесь кажутся вполне уместными, подчеркивая суровый  пейзаж.

Этот кадр увозят с собой все гости Каргополя, кому хватило сил забраться по нечеловеческой лестнице на третий ярус Екатерининской колокольни. Мрачная северная гармония древней аскетичной архитектуры (собор Рождества Христова, 1562 год, из-за строительных лесов сделать кадр, достойный этого долгожителя, невозможно) на фоне студеной Онеги, необозримых лесов, под угрюмым небом.
А вот и сама Екатерининская колокольня (1767 год), 61 метр провинциального барокко, высотная доминанта Каргополя:

До ближайшего очага цивилизации - 20-тысячного городка Няндома, имеющего железнодорожную связь с большой землей, три раза в день ходят автобусы, советские ПАЗики-невелички. 79 км, полтора часа по непривычно пустынной дороге. На протяжении почти всего пути - сплошной лес. И по другую сторону  Онеги, на левом берегу которой расположен Каргополь, тоже бескрайний лесной массив. Правда, после сооружения постоянного моста небольшая часть города перебралась-таки на противоположный берег - новостройки, частный сектор. Старый же город целиком и полностью расположен на левом берегу Онеги - три жилых квартала от реки, как и сто лет назад, 650 м в ширину и 2 км в длину, подарок для туристов-пешеходов. На снимке - Зосимо-Савватьевская церковь (1819 г), обозначившая юго-западную оконечность Каргополя:

Официальной датой основания Каргополя считается 1146 (!!!) год. Название можно перевести двояко - либо как "воронье поле", либо как "медвежий угол". Население города составляет чуть более 10 тысяч человек. Десять питерских пятиподъездных 16-этажек вместе взятых. На весь Каргополь. В такие города всегда приезжаешь с особым чувством - здесь иной смысл понятия "толпа".

На переднем плане на снимке - дом с мезонином и бельведером, в начале 20 века построенный лесопромышленником Андреасом Вагером. Деревянный модерн в крайне грустном состоянии вялотекущей реставрации - но пока еще живой, в отличие от пугающих обгорелых руин на противоположной стороне той же улицы. Пятиглавая Благовещенская церковь (1692 год) справа поодаль.

В допетровскую пору Каргополь обладал монополией на перепродажу соли из районов Поморья в центральные регионы России - на этом делались состояния. Кроме того, лесозаготовками и лесосплавом, пушным промыслом, земледелием и торговлей занимались жители. Древесина, меха, рожь, ячмень, глиняная посуда, деготь, изделия из кожи из Каргополя высоко ценились. Трудолюбивый народ жил, работать умел, отсюда и особняки, и исполинские храмы, на купеческие средства построенные.


В кадре - Благовещенская церковь - вид с правого берега Онеги. Для маленького Каргополя вообще характерен неумеренный размах культовых сооружений - в 1692 году, когда было завершено строительство этого храма, население города составляло от силы полторы тысячи жителей (если не тысячу). И тем не менее нашлись немалые средства для серьезного строительства. Видно, местные купцы были не только богатыми, но и щедрыми - в расчете на то, что пожертвованные средства вернутся сторицей.

  Площадь по-каргопольски (в данном случае, Воскресенская) - это прямоугольный пустынный участок земли, поросший жухлой травой, с каким-нибудь потрясающим архитектурным изумлением посередине. Отправляясь в путешествие, почти всегда заранее знаешь, как выглядят местные достопримечательности (спасибо Интернету). Но вживую всё выглядит гораздо эффектнее - добавляется неповторимая аура древнего города, толщина стен врастает в толщу веков.
Первое место в моём личном рейтинге каргопольских чудес  занимает Воскресенская церковь (на снимке). Гордость и позор Каргополя. Грандиозный монументальный храм, построенный во второй половине 17 века – не так много в России осталось подобных патриархов. За годы существования храм ни разу (редчайший случай!!!) не подвергался переделкам-перестройкам (если не считать двух окон, пробитых столетием позже), мы имеем счастье видеть оригинальную версию, живое воплощение традиций средневекового зодчества. Великолепный образец северного каменного узорочья, мощная громада посреди провинциального крошечного городка. Совершеннейшее недоумение, как в такой глуши появилось подобное чудо.

Памятник Каргополья федерального значения, от которого публично открестился местный государственный историко-архитектурный музей, на сайте которого о Воскресенском храме конкретно сказано: ”не является объектом Каргопольского музея”. И то верно, ну кому нужен рассеченный надвое гигантской трещиной старинный храм, до аварийного состояния  которого никому нет дела? Не верьте почерневшим от времени строительным лесам, мешающим осмотру памятника, никаких работ давно уже не ведется – они здесь стоят с  2008 года, когда выделенных по программе “Культура Русского Севера”  4 млн. руб хватило только на то, чтобы снять кровлю и накрыть своды пленкой. Цитата с сайта Каргопольского музея: ”Проведенные работы позволят замедлить  разрушение памятника архитектуры XVII в. “ (Замедлить, но не прекратить) Заказчиком работ являлось Федеральное агентство по культуре и кинематографии, упраздненное в том же 2008 году. С тех пор беззащитный храм брошен, заливается дождями, засыпается снегом – как известно, злейший враг любой архитектуры - атмосферные осадки. В 1960-х годах (это при Советской-то власти!), пока использовался как склад райпо, был еще в очень хорошем состоянии, а сейчас просто гибнет. Читать об этом грустно – а видеть воочию просто больно…

Обойдем же вокруг и осмотрим внимательней каргопольское архитектурное чудо, как бы изрядно нам ни мешали строительные леса. Храм четырехстолпный (с таким-то внушительным пятиглавием!), трехапсидный, пропорции фасадов подчеркнуты пилястрами, опирающимися на цоколь. Приземистый, величавый, ладно скроенный, как говорят в народе  - лично мне он очень симпатичен.

Заложенный южный портал, превращенный в окно. В храмах таких размеров, как правило, устраивались три входа - с северной, западной и южной сторон. Очень часто к проёмам  пристраивали крылечки, здесь они также были. Присмотритесь - видны в кладке над арками углубления, в которых укреплялась кровля, и два металлических штыря справа и слева - остатки той же конструкции. Ни северного, ни южного крылец не сохранилось. С запада сохранился предваряющий входной портал небольшой притвор, пристроенный после крупного городского пожара 1765 года, когда выгорела бОльшая часть Каргополя.

Над южным порталом устроено двойное окно –  источник света наибольшей площади в храме. Если внимательно присмотреться – в крайнем левом прясле виднеется совсем крохотное окошко, когда-то освещавшее потайную внутреннюю лестницу, устроенную в толще южной стены, ведущую в тайник над алтарем - а в нижней части стены, в цоколе, можно заметить проход на лестницу - низенькую дверцу, ушедшую за века в землю. Увы, при всём желании проникнуть на таинственную лестницу нам не удастся – она разрушена в 1760-х годах при пробивке дополнительного окна – во втором ярусе второго слева прясла, оно отличается от остальных отсутствием декоративного обрамления.
Воскресенская церковь, восточная стена. Центральная алтарная апсида:

Симметрично расположенные окошки – в центральной апсиде три, в южной и северной по два. Оконные ниши также декорированы порталами, уступами уходящими в толщу стены, и профильным орнаментом с килевидным завершением. Над центральным алтарным окошком - белокаменная резная вставка, Голгофский Крест. Зловещая трещина пронизывает весь фасад снизу доверху и через кровлю уходит на западную стену, опускаясь до фундамента - здание опасно разделено ею пополам и рискует оказаться расколотым надвое.
Резной Голгофский Крест над центральным алтарным окном. Удивительно четкие изображения, читаются даже буквы, несмотря на почтенный возраст в три с лишним века. И трещина, проходящая точно по периметру.
 
Воскресенская церковь, восточный фасад, центральная закомара:

Полюбуйтесь, как тщательно, в несколько рядов выложен рельефный рисунок, обрамляющий верхнюю часть стены. Этот узорный карниз, отделяющий закомары, окружает здание по всему периметру. И невозможно без содрогания наблюдать кошмарное состояние кирпичной кладки - под сточным желобом слева камни выкрошились из стены. Западный фасад выглядит еще печальнее - там выщербленных прорех на поверхности еще больше:

Естественно-климатический зондаж (если так можно выразиться) – попросту, облупившаяся со временем штукатурка западного фасада несчастного здания, позволяет увидеть характер каменной кладки храма – из кирпича были выложены только закомары, широкий карниз под ними, пилястры и барабаны. Стены же сложены из известковых плит – присмотритесь, это хорошо заметно. В центральной закомаре - оконце-киот.
  Немногие наши древние храмы сохранили родное позакомарное покрытие, частенько впоследствии оно перекраивалось на более простое четырехскатное. Западную и восточную стены Воскресенского храма венчают по три закомары, северную и южную – по четыре, в закомарах над северным, южным порталами и центральной алтарной апсидой размещены киоты.

И мощное, тяжелое пятиглавие – оконца прорезаны лишь в центральном и в двух западных барабанах.

На северном фасаде в 1760-х годах тоже добавлено дополнительное окно – второй ярус западного прясла, выделяется отсутствием декоративного оформления. Окно восточного прясла растесано в дверной проём.

 Большое видится на расстоянии - Воскресенская церковь с противоположного берега Онеги, с этого ракурса можно оценить реальные внушительные размеры здания. Возвышается могучий исполин, опутанный строительными лесами, над елками и игрушечными домиками. Краски тускловаты, ибо моросит холодный дождик - ну да ведь так не бывает, чтобы всё сразу срослось. Зато ТИШИНА там, товарищи, на том берегу, оглушительная...
Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, Архангельская область
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments