lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Каргополь, Архангельская область, Торговая и Соборная площади.

 Сегодня мы ненадолго вернемся в древний город Каргополь, первое упоминание о котором в летописях относится к 1146 году. И давайте-ка, друзья, пройдемся, наслаждаясь покоем, по каргопольским дощатым тротуарам Благовещенской улицы, сквозь накрапывающий тихий дождь (который, кажется, здесь никогда не прекращается), до бывшей Торговой площади. В старину здесь, вдоль берега ручья, вогнутою дугою пролегала ныне не существующая Пятницкая улица с расположенной на ней деревянной Пятницкой же церковью (св. Параскева Пятница – покровительница торговли). В XVII веке вдоль улицы были построены три каменных храма – два из которых, изумительные по красоте  Благовещенский...:

...и храм Рождества Богородицы,

...:

...стоят до сих пор, а третий, Владимирский, построенный взамен древней Пятницкой церкви, уничтожен при советской власти. В XVIII веке к ансамблю храмов добавился четвертый, Никольский, органично вписавшись своими пятью куполами (до наших дней сохранился единственный, центральный) в панораму юго-восточной части Каргополя. Все четыре храма к древней Пятницкой улице были обращены алтарями – и поныне можно мысленно восстановить её былое направление. Улица прекратила своё существование после череды пожаров – в результате которых Каргополь получил регулярный, геометрически ориентированный вдоль Онеги план застройки, а храмы, всегда расположенные апсидами четко на восток, оказались на диагонали квадрата в центре площади, под углом к новым улицам. Вот и сейчас – идешь по Благовещенской улице, и наискось к тебе открывается дивный вид, невероятная в этих глухих и безлюдных местах красота…

На этом месте первоначально и находился главный торг города, когда-то здесь кипела жизнь. Нынче - пустынный участок земли, поросший травой и продуваемый ветрами, посреди которого стоят три храма (третий не умещается в панораму). Слева - чудо Каргопольской архитектуры - Благовещенская церковь (построена в 1692 году). Справа - храм Николая Чудотворца (1741 год). При Cоветской власти площадь называлась Красноармейской. Будущие красноармейцы учились стрелять в приспособленном в 1930-е годы под тир Никольском храме - видите пробитую в средней апсиде входную дверь, сохранились даже ступеньки, а ведь в алтарь не должна ступать нога человека, эта территория неприкосновенна. На восточном фасаде над апсидами вывели агитационную надпись - "Учись стрелять по-ворошиловски" - есть архивное фото, глазам не веришь...Если Благовещенский храм, спасибо академику-реставратору Игорю Грабарю, был признан уже в 1920-е годы памятником древней архитектуры и перешел в ведение краеведческого музея, то со скромным Никольским храмом особо не церемонились - сбили все пять барабанов (центральный, правда, восстановили в 1980-е годы), внутри вывернули все плиты пола, сейчас он наглухо закрыт.

Церкви Старой Торговой площади, вид с севера. Ближе к зрителю - церковь Святителя Николая, за нею - Благовещенская церковь. На фото 1929 года по углам кровли Никольской церкви еще присутствуют четыре изящных барабана. Непривычно скромных размеров храм по сравнению с остальными могучими каргопольскими церквями, состоит из четырех объемов, расположенных уступами - (справа налево) крылечко, притвор, трапезная, четверик. Заколоченные окна, заброшенный вид. Памятник советскому атеизму.
  Благовещенской церкви повезло больше:


Яркий образец каргопольского узорочья уже в первые годы Советской власти получил статус национального культурного достояния, благодаря чему был взят под крыло местным историко-художественным музеем и остался нетронутым. Ну разве что первый этаж был отдан под склад продмага,а на втором расположилось хранилище фондов музея.

 Отрадно, что не врет табличка, памятник архитектуры действительно охраняется государством. Начиная с 1945 года было проведено несколько обследований и обмеров, по результатам которых выполнен ряд работ - вычинка фасадов с заменой отдельных деталей и заделкой трещин, здание вполне ухожено не выглядит заброшенным. Справа от храма, вот там, где домик с красной крышей, до 1929 года стояла деревянная шатровая колокольня в виде восьмигранной башни (спасибо архивным снимкам из собрания Каргопольского историко-архитектурного музея).

   Красота, чудесным образом родившаяся в этих угрюмых краях, на протяжении трех столетий приводит в восхищение гостей Каргополя. Северная жемчужина, в труднодоступной глубинке, белокаменная средневековая сказка в крошечном городке, совершенно неожиданное откровение, находка, ради которой стоило ехать в этот "край Вселенной".
Панорама всей старой Торговой площади с северо-запада:

На переднем плане - церковь Рождества Богородицы, единственная церковь Каргополя, не прерывавшая службы в годы Советской власти. Современный внешний вид полностью совпадает с дореволюционными снимками. Еще один каргопольский архитектурный допетровский феномен, построенный в 1682 году. Семиглавый изящный храм, изысканно украшеный белокаменной резьбой оконных проемов, порталов и барабанов, с рельефными карнизами и кокошниками в верхнем ярусе колокольни - полный набор атрибутов традиционного средневекового русского зодчества, иллюстрация к учебнику по истории архитектуры.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь, южный фасад. Здесь - семь окошек. Из них нет ни одного с повторяющимся узором наличника. Забираем северную эту красоту в нашу коллекцию.
  Совсем не нужно быть художником или искусствоведом, чтобы чувствовать сердцем национальный колорит - генетическая память не подведет, в каждом из нас явно или подспудно сидят 1155 лет истории Государства Российского...Приезжайте в Каргополь, отдохните душой, возможно, кто-то из вас обретет утерянную точку опоры, вспомнит о главном, возвратится к истокам.


На следующем снимке - вид с правого берега Онеги на Благовещенскую церковь. Снимок позволяет оценить размеры церкви. Для маленького Каргополя вообще характерен неумеренный размах культовых сооружений - в 1692 году, когда было завершено строительство храма, население города составляло от силы полторы тысячи жителей (если не тысячу). И тем не менее нашлись немалые средства для серьезного строительства.

Потихоньку двигаемся по Благовещенской улице в сторону Колобовой горки, к юго-западной окраине Каргополя, возвращаясь мыслями к началу XX века.

В 1917 году Каргополь был третьим по значению городом Олонецкой губернии (после Петрозаводска и Вытегры), с 4000 жителями, 6 небольшими заводами, 17 приходскими храмами, 2 монастырями, обширными крестьянскими землями вокруг, также приносящими доход.

Спускаемся к реке, чтобы запечатлеть очередной хмурый каргопольский пейзаж. На плане города XVII века эти окрестности называются "Дворы подле Онеги". Видны (слева направо): Благовещенская церковь, Екатерининская колокольня, собор Рождества Христова. Берега Онеги - болотисты, пологи, прорезаны ручьями и покрыты бьющими из-под земли родниками, обнесенными бревенчатыми венцами. Набережной в смысле укрепленной береговой полосы здесь нет, в половодье река может и город подтопить.
  В самом начале Благовещенской улицы стоит монументальная
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1819 год). Это - самая старая часть Каргополя, здесь располагались первые поселения, давшие начало городу. Местность расположена на небольшом возвышении, именуемом Колобовой (или Красной) Горкой. Церковь - последняя из построенных в городе, по архитектуре кардинально отличается от остальных храмов, русский провинциальный ампир с модными портиками и барабаном-ротондой во всю ширь основного объема. Массивность пропорций - визитная карточка большинства каргопольских церквей - здесь соблюдена. В начале 1980-х годов была передана Каргопольскому историко-архитектурному музею, сейчас там размещена выставка каргопольской иконописи. В церкви прекрасная акустика, по большим православным праздникам в ней проходят концерты духовной музыки.

   Далее по курсу - территория бывшего Успенского монастыря, после упразднения и разорения которого в 1930-х годах в его стенах расположилась головная контора Каргопольлага. Сейчас ни от того, ни от другого не осталось ничего, ни камушка. Есть идея создания мемориального музея в этом трагическом месте - но материализуется ли она, не известно. А мы разворачиваемся и держим курс на автостанцию, нам еще с  расписанием определиться нужно, попутно осматриваем встречные достопримечательности.

У крыльца районной библиотеки вас встречает фигура монаха, вытесанная из дерева. В руках он держит свиток-рукопись, древний прототип современной книги. Монастыри издавна были важнейшими культурными центрами - по большей части именно там создавались иконы или обучались иконописцы-миряне. В монастырях же писали и книги - в Каргополье рукописные книги были в ходу вплоть до XX века. Долгое время едва ли не единственной возможностью освоить грамоту для крестьян было обучение в монастырях. Туда отдавали детей, чтобы они, работая на обитель в течение какого-то времени, получали новые знания и навыки.

Троицкая площадь (по совместительству  автовокзальная, за спиной у фотографа - крошечная каргопольская автостанция). Склонность каргопольцев к гигантизму воплотилась почти во всех созданных ими храмах - не стала исключением и церковь Живоначальной Троицы (1790 год). Для лучшего представления о размерах - по тропинке идут два аборигена) Здание на протяжении своей истории кардинально сменило имидж - первоначально, подобно всем городским храмам, было пятиглавым. После серьезного пожара 1878 года верхний этаж подвергся перестройке, приобретя новомодный исполинский световой 16-оконный купол в псевдовизантийском стиле. До наших дней церковь дошла в еще более "усеченном" виде, потеряв, в годы советской власти, колокольню над трапезной (в левой части здания, на колокольне был такой же купол, что и на световом барабане основного объема). Церковь тоже не действует, здание принадлежит историко-архитектурному музею.
Дома в этой части города в основном все старые, дореволюционные. Вся городская застройка максимум в три этажа. Во многих домах - до сих пор печное отопление.

 И в целом сам Каргополь - это музей деревянного зодчества под открытым небом. Там каждый десятый дом - памятник архитектуры конца XIX-начала XX века.  Названия улиц на домах сейчас обозначены двумя табличками - согласно дореволюционной и советской топонимике. Благовещенская улица - Октябрьский проспект (как же без него). Предтеченская улица - ул. Калинина. Деревянный настил-тропинка, деревянные же дома, заборы, на заборах коты, поленницы в каждом дворе.

  Один из любимых кадров - на нём Каргополь в своей флегматичной сути, по обе стороны от Онеги. Деревянный частный сектор правого берега на переднем плане. Шпили и купола Соборной площади вдали - это старая часть города по левому берегу. И Онега между ними - студёная, неспешная.

А вот и они - легендарные каргопольские поленницы! Аккуратность, с которыми дрова сложены, выше всяческих похвал) Климат суровый, с октября по май - холодный сезон, доходит и до минус 30, на торговле дровами можно состояние сколотить)

Створ Санкт-Петербургской улицы (мелочь, а приятно:)) ), Екатерининская колокольня, единственный и неожиданный в старой части города светофор, слева – особняк мещанина Т. В. Серкова (конец XIX в.) (нынче занимает Почта России). Колокольня появилась в городе после опустошительного пожара 1765 года, результатом которого стала необходимость отстраивать город заново, с нуля, заодно исправив существующую прежде хаотичную планировку улиц. Городские кварталы расположили строго параллельно и перпендикулярно реке Онеге.

Побродим немного по осенней Соборной площади Каргополя. На переднем  плане справа - обезглавленная Введенская церковь (1811 год) - здание передано Каргопольскому музею, в нем размещены выставки и сувенирный магазин  (в который я не успела и уехала без книг о Каргополе).

  На прямоугольной площади симметрично стояли четыре храма, по центру - колокольня. Старинный Собор Рождества Христова в кадр не уместился, четыре крупных здания с близкого расстояния без искажений собрать вместе сложно. Слева на снимке - бывшая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1811 г) (нынче музей), справа - Екатерининская колокольня (1778 г), в центре в глубине - церковь Рождества Иоанна Предтечи (1751). До 1930 года позади колокольни, правее Предтеченского храма, располагалась еще одна церковь Входа Господня в Иерусалим - на старых планах города и дореволюционных фото она видна.

Каргополь, Собор Рождества Христова, 1562 г, времена Иоанна Грозного. Самый старый сохранившийся каменный храм Каргополя. (Тут мне тоже “повезло” - весь в строительных лесах ) Впечатление производит мощное: громадный, почти кубический (что-то около 25х22х25 м), с глубокими окнами, с контрфорсами по углам. В пожаре 1765 года здание сильно обгорело и дало трещину (для укрепления конструкции  были возведены контрфорсы по углам), потом пять лет вовсе стояло без кровли и барабанов, пока шел сбор средств на восстановление.  Ремонт длился еще восемь лет и был завершен в 1778 году. В ходе ремонта здание подверглось частичной перепланировке, пристроены крыльцо и два придела , а первоначальное традиционное средневековое русское позакомарное перекрытие было заменено на банальную четырехскатную кровлю – в таком виде Собор дошел до наших дней.

  Северная стена Собора, придел святых Алексея и Филиппа с нарядным крылечком, пристроен после пожара 1765 г, сохранился характерный для конца XVII века орнамент. Северная стена – как правило, самый разрушенный участок здания из-за вечной сырости и отсутствия солнца. Мхом даже поросла.

Собор Рождества Христова с высоты птичьего полета. С трудом забравшись на Екатерининскую колокольню по нечеловеческой лестнице, отдышавшись и оглядевшись, понимаешь, что мучился не зря. Панорама изумительная. Даже злой ветер не испортит впечатления. Собор на фоне Онежских далей, о таком ракурсе только мечтать, где-то там, впереди - озеро Лаче, исток Онеги.

Осмотримся вокруг. Колокола вернулись на звонницу в 1990-е годы. Колокольня с позолоченным крестом нынче - симбиоз РПЦ и Минкульта РФ, ибо до сих пор за 30 рублей любой желающий на 40-метровой высоте может ощутить силу ноябрьского пронизывающего ветра попробовать на фоне куполов и колоколов с Богом по душам поговорить, ибо здесь к Нему ближе...


Под нами - церковь Рождества Иоанна Предтечи. Построена в 1751 году - почти на 200 лет позже Рождественского Собора, но нимало не уступает тому в размерах. Аскетична, никаких излишеств. Только необычные двойные купола и оригинальные восьмигранные окна верхнего ряда - дань модному в ту пору стилю барокко. Одна из двух ныне действующих церквей Каргополя (из 11 сохранившихся до наших дней). Внутреннее убранство разграблено в  первые годы Советской власти.


Вид на северную часть Каргополя и реку Онегу. На месте памятника героям Великой Отечественной войны (скромный монумент на переднем плане) до 1930-х гг стояла церковь Входа Господня в Иерусалим, замыкая симметричную застройку площади - четыре храма по углам и колокольня посередине. Двухэтажное здание с мезонином слева - ЗАГС, бывший дом купца А. А. Вешнякова, роскошный особняк с портиком, построенный в 1808 году. Напротив него приземистое одноэтажное строение - бывшая лавка купца Лехова, начало XX века. Вдали за ними видны кресты (и купола с почерневшими строительными лесами) Воскресенского храма. И в том же направлении через Онегу - почти прямо по центру на противоположном берегу реки - место расположения бывшего Спасо-Преображенского монастыря, в архиве которого были найдены документы, подтверждающие дату основания Каргополя – 1146 год. Монастырь упразднен, разорен и разрушен до последнего кирпича в 1930-е годы, на его территории - Каргопольский Дом престарелых.
  Друзья, если соберетесь-таки в Каргополь - не рассчитывайте уложиться в два дня, здесь не принято носиться сломя голову, походя Каргополь вам не раскроется. Да и тишиной северной за два дня напитаться не успеете. А ради одной этой ТИШИНЫ в Каргополь ехать  просто необходимо)

Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, Архангельская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments