Обитель на Ордынке

Оригинал взят у ollazarev в Обитель на Ордынке
Всякий раз, когда бываю в Москве, обязательно захожу в Марфо-Мариинскую обитель на Большой Ордынке. Не устаю любоваться ее Покровским храмом, куда вложили свою душу люди, которых я бесконечно люблю и уважаю: великая княгиня Елизавета Федоровна, архитектор Алексей Викторович Щусев. Роспись храма и эскизы к наружным мозаикам принадлежат кисти художника Михаила Васильевича Нестерова. Его "Путь ко Христу" приковывает взгляды почти каждого, кто попадает в Покровский храм впервые - это легко можно заметить, наблюдая за приходящими в храм людьми. О судьбе и жизни Михаила Нестерова в воскресенье у меня завязался случайный разговор с инженером-методологом из Тулы, с которым мы расстались друзьями.
Марфо-Мариинская обитель
На этом небольшом островке Марфо-Мариинской обители в центре Москвы чувствуется сила, способная объединять людей. Здесь не говорят о политике, а просто творят дела любви и милосердия, помогают больным, нищим и всем нуждающимся, как при жизни великой княгини, так и в наши дни. На стене храма из белого камня вырезан ангел с чертами лица Елизаветы Федоровны. Взгляд ангела обращен в сторону Кремля, где трагически оборвалась жизнь ее супруга; из глаз ангела опускается одинокая слеза...

В Марфо-Мариинской обители в качестве помощника Нестерова начинал свой творческий путь палехский юноша Павел Корин, который в будущем напишет ставшую культовой картину "Александр Невский". Также Павлом Кориным исполнен иконостас нижнего храма обители, который собираются в скором времени открыть после ремонта.
Павел Корин. "Александр Невский"
П.Д. Корин. "Александр Невский"

Описание жизни обители можно встретить и в произведениях классиков русской литературы. Приведу отрывок из рассказа "Чистый понедельник" Ивана Алексеевича Бунина: «На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. <...> Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, — уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня... Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот.»
Марфо-Мариинская обитель
Марфо-Мариинская обитель
Мозаика Спаса Нерукотворного, выполненная по эскизу художника М.В. Нестерова.

Покровский храм
Покровский храм Марфо-Мариинской обители, 1910-е гг. Роспись М.В. Нестерова. На колоннах изображен сюжет "Благовещение".
Несколько слов в дополнение. Храм построен 1908-1912 гг. в стиле модерн. Но и сам модерн тоже многолик, и имеет много особенностей.
В частности в культовом строительстве тех лет были созданы настолько яркие образы нового типа Русского храма, что можно говорить о создании принципиально новой художественной концепции.
Сегодня здания того очень недолгого периода часто называют «неорусским стилем». Здесь Щусев широко использовал приемы новгородско-псковского зодчества XII – XIV. Массивное здание имеет узкие щелевидные окна, а вот глава храма преувеличенно крупная. В здании очень много асимметрии.
К Ордынке обращен восточный фасад с апсидами, очень пластичными и выразительными. Это об архитектуре.
Думаю что позднее надо будет рассказать об истории здания – эта история весьма непростая и богата многими неожиданными поворотами.
Про церковную часть добавить нечего, Вы прекрасно все рассказали.
Спасибо за интересную статью :))