Шехтель: в начале пути (ч.1)




   Понятие - московская архитектурная школа - неотделимо от имени Шехтеля. Своим художественным воспитанием, духовным становлением, особенностями творчества он обязан московской культурной среде. В Москве прошла почти вся его жизнь и архитектурная деятельность. В Москве Шехтель умер, здесь он и похоронен. В Москве и по сей день высятся его сооружения, которым во многом обязан был своей спецификой неповторимый облик города первой трети ХХ век.
Шехтель, как и многие представители русской культуры, деятельность которых неотделима от Москвы, не был москвичом по рождению. Он происходил из семьи саратовского инженера-технолога, обрусевшего немца. В выписке из "метрической книги окрещенных в С.-Петербургской приходской церкви" значится: " тысяча восемьсот пятьдесят девятого года сентября 27-го дня священником Домиником Лукашевичем окрещен младенец по имени Франц Альберт, родившийся июля 26 сег же года законный сын технолога-инженера Иосифа Шехтеля и жены его Доротеи". Таким образом, дата рождения будущего зодчего устанавливается бесспорно - 26 июля (7 августа) 1859 года. Это важно, поскольку Шехтель феноменально неточен в датах. В разных документах его рукой написаны разные дни и годы рождения - 1859, 1861, 1862 и 1863! Что касается Петербурга, то удалось установить, что он является родиной зодчего. Документы, найденные саратовским исследователем творчества Шехтеля А.Е.Муштой, подтвердили, что Осип Шехтель в 1850-е годы, по крайней мере до 1860 года, жил в Петербурге, числился петербуржским купцом.. Будучи доверенным лицом брата, саратовского купца Франца Шехтеля, продавал табак и скупал вино.
Не совсем было ясо, где и когда Федор Осипович получил первоначальное образование. в личном деле Шехтеля, хранящемся в архиве Строгановского училища, где зодчий преподавал начиная с 1896 года, значится, что он в 1880 году "окончил полный курс наук четырех классов приготовительного училища" при Тираспольской духовной семинарии. Однако в фонде Московского училища живописи, ваяния и зодчества хранится подлинное свидетельство, в котором говорится, что Шехтель учился с 26 августа 1873 года по 20 июня 1875 года в Тираспольской семинарии в Саратове, поскольку семинария была переведена в этот город, и "овончил определенный для воспитанников.. курс наук". Дальнейшие изыскания подтвердили именно это.
   Сразу после выхода из семинарии Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. В архиве училища хранится "Рапорт иинспектора училища К.А.Трутовского о препровождении списка учеников училища за 1976-1877гг.". В числе прочих в нем упомянут Шехтель, поступивший в училище в 1875 году. В отчете за 1876-1877 годы отмечено, что по научным классам он переведен из третьего в четвертый. Но в отчетах за 1877-1878 и 1878-1879 годы и позднее имя Шехтеля среди учеников уже больше не фигурирует. Недоумение после долгих поисков разрешила находка ещё одного рапорта инспектора училища К.А.Трутовского в совет Московского художественного общества. В нем содержится просьба об исключении за непосещение классов в числе других Шехтеля Франца с 1 сентября 1878 года.
   Но к моменту выхода Шехтеля из училища его жизненный путь к какой-то мере определился. Он работает помощником архитектора, а также как рисовальщик и оформитель.
  Для понимания побудительных мотивов и обстоятельств, приведших юного саратовца в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и выбора им жизненного пути, уместно хотя бы кратко сказать о семье и ближайшем окружении будущего зодчего. В архиве его внучки, художницы М.С.Лазаревой-Станищевой, хранился составленный её матерью (дочерью Ф.О.Шехтеля - В.Ф.Шехтель-Тонковой) уникальный документ под названием "Шехтельский род", где обозначены люди искусства. В число их попадают отец Шехтеля Осип Осипович и его брат (дядя будущего зодчего) Франц Осипович. Первый назван строителем, второй владельцем театра в Саратове. В том же семейном архиве на обороте фотографии отца рукой зодчего написано: "Осип Осипович Шехтель.. скончался в 1867 г. в Саратове (простудился на пожаре городского театра, построенного на средства его брата Франца Осиповича в 1855 г. (45 лет)"
   Дочь Франца Осиповича-старшего - Екатерина Францевна была замужем за саратовским купцом Тимофеем Ефимовичем Жегиным, отцом будущей жены Шехтеля Натальи Тимофеевны, личности по-своему замечательной. В своих воспоминаниях дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина, говоря, что с началом увлечения живописи и собирательства "вокруг братьев Третьяковых начинают группироваться молодые люди из купеческой среды", в первую очередь называет наезжающего из Саратова "купца Тимофея Ефимовича Жегина". Вероято, дружба была крепкой, если после свадьбы молодые П.М. и В.Н. Третьяковы, пожив на даче в Кунцеве, отправились с Жегиным в путешествие в Нижни Новгород и дальше по Волге до Саратова.
Думается, не без содействия Жегиных семья Шехтелей переехала в Москву, а дом Третьяковых стал в какой-то мере своим и для будущего зодчего. В нем, по сдовам Боткиной, "хозяйничала экономка.. родственница Жегиных - Дарья Карловна Шехтель. Сын её, худенький молодой человек, Федор Осипович Шехтель, впоследствии был талантливым известным архитектором. Окончив специальное образование, он поступил практиковать и работать у А.С.Каминского".
  Так в биографии Шехтеля появляется имя человека, которому суждено было сыграть важную, если не решающую роль в его судьбе...
(продолжение следует)

___________________
Е.Кириченко "В начале пути"
Замечательная инициатива! Конечно, нам надо печатать на своих страницах материалы по биографии архитекторов, по архитектуре вообще, и уж конечно - по архитектурным стилям.
Надо обязательно искать такие материалы. Они будут всем интересны, так как позволяют раскрыть наш кругозор. Я бы сказал, что архитектура присутствует почти везде, но вот только не всегда мы обращаем на нее внимание.
Спасибо и за статью (как я понимаю, будет и продолжение), и за саму идею !!!
Имя Шехтеля, практически неотделимо от понятия "модерн". Надеюсь, что исследования именитого российского историка архитектуры, искусствоведа Евгении Ивановны Кириченко будут интересны всем любителям архитектуры.
Е.И.Кириченко работает по теме Модерна уже многие десятилетия. Если говорить высоким слогом - то Евгения Ивановна действительно "открыла модерн" для широких кругов любителей национальной архитектуры. Открыла в те годы, когда само слово, само понятие "Модерна" было известно только в узких кругах исследователей и знатоков.
И конечно между понятием Модерн и именем Шехтеля можно ставить знак равенства :)
В этом сообществе биография Шехтеля - более, чем уместная публикация, спасибо!
Спасибо. Далее, по возможности, я рискну проиллюстрировать это исследование.