proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Category:

Погост Рудня

Оригинал взят у  proofreader_z в  Погост Рудня

DSC06937.JPG

Снято 28 июня 2014, здесь: https://yandex.ru/maps/-/CZxxUH~1

Деревянные храмы Московской области старше XIX века не трудно пересчитать по пальцам,
особенно после того, как в недавние годы сожгли церкви в Мелихово (1994), Истре (2001),
Веретьево (2012) и Васильевском (2015).

DSC06929.JPG

В Рудне же сохранились целых две церкви XVIII века с отдельно (когда-то) стоявшей колокольней.
Таких "тройных" ансамблей было в старину великое множество. Теперь в северных землях остались
некоторые, но для М.О. это совершенно уникальный, единственный случай.

DSC06933.JPG

Кроме того, после перестроек XIX века, погост практически не подвергался реставрациям советских
времён, не действовал очень короткое время (1938-1942) и не был в организованном порядке
разграблен большевиками, хотя грабители-частники сюда наведывались неоднократно и
небезуспешно.

DSC06932.JPG

Вдоль северной ограды погоста стоит большая холодная церковь Рождества Богородицы. Типа восьмерик на четверике, с прямоугольной трапезной и пятигранной алтарной апсидой, на высоком подклете, окружённая гульбищами. В XIX веке её соединили с колокольней притвором, раза в полтора превышающим трапезную своими размерами, для чего уничтожили гульбище с запада. Тогда же появилась обшивка, гладкая с рустованными углами, крыльцо у западного фасада колокольни и с южной стороны притвора.

img879.jpg



Внутри я не бывал, а потому приведу несколько фоток С.С.Михайлова.
Вид из трапезной в четверик:

img881 (4).jpg

Притвор. Вид на запад:

img881 (3).jpg

Южное гульбище. Вид от крыльца на восток. Судя по окну в южной стене трапезной, гульбища когда-то были открытыми, иначе зачем ему тут быть?:

img881 (2).jpg

Тот же автор публиковал и печати церковных старост:

img884.jpg

Довольно широко известна пара снимков начала ХХ века:

img880.jpg

img881.jpg

Композиция колокольни с высоким восьмериком на низком четверике - из числа наиболее
распространённых когда-то:

DSC06931.JPG

Южнее стоит меньшая церковь Рождества Христова. Как и положено тёплому храму, она низенькая,
маленькая и простенькая. Клетского типа: трапезная - четверик - апсида. Крыша четверика
двускатная, т.е. и объёмная композиция самая простейшая и древнейшая. В XIX веке здание
"распространили"  на север, юг и запад, от чего план приобрёл форму креста. На  плане новые
части даны штриховкой:

img878.jpg

В те же времена её обшили, как и летнюю. Видимо тогда появилось и завершение,
просуществовавшее минимум до 1989 года (фото оттуда):

с.jpg

А нынешний несуразный шатёр соорудили судя по всему где-то в начале 1990-х:

DSC06934.JPG

img880 (2).jpg

Ограда с воротами, калитками и башенками тоже где-то второй половины XIX века:

DSC06952.JPG

С датировкой храмов погоста у нас полнейшая чехарда, происходящая видимо от того, что
"Памятники архитектуры Московской области" в своих разных изданиях выдают цифры с точностью
до наоборот. В 1-м издании (1975) холодная церковь 1782 года, а тёплая - 1-й четверти XVIII века.
Во 2-м издании (2009) соответственно, холодная - начала XVIII века, а тёплая - 1781 года.

Ну а далее всё катится по принципу, "кто у кого списал".
Некоторые списывают ото всюду сразу, и в итоге выходит как-то так ...

А реестр наследия федерального значения вообще обе церкви ровестниками определил,
холодная у них  1782-го, а тёплая - 1781-го.

DSC06935.JPG

Так или иначе, но объект похоже, серьёзно не исследовался, а в целом, по архитектурным формам
своим и церковь восьмериком на четверике, и клетская, и шатровая колокольня такого типа вполне
могли быть возведены в течение ВСЕГО XVIII столетия.

DSC06939.JPG

Документальные данные о погосте известны с 1628 года. Относился он тогда к Гуслицкой волости,
но возник гораздо раньше, ибо в них церковь Рождества Богородицы названа "построенной "исстари". Поздние же документы иногда относят возведение здесь первого храма к 1572 году,
хотя не ясно, на основании чего ...

DSC06949.JPG

Уже тогда, в 1628-м, местность эта названа "Раменец" (позже встречается "Раменье"). Считают, что
термин происходит от слова "рамень", имевшего значение "лес". Во 2-й пол. XIX в. это здешнее
Раменье было выделено в Дороховскую волость, просуществовавшую до 1929 года.

DSC06940.JPG

Погост Рудня на реке Вольной (по старинному "Волна" или "Вольня") некогда сросся с ближайшим
селением, от чего произошло название Рудня-Никитское (теперь чаще пишут Рудне-Никитское).
Относился к Вохонской десятине и находился когда-то в Московском, с 1781г. - в Богородском, а с
1921г. - во вновь образованном Орехово-Зуевском уезде. Река же в старину тоже звалась "Рудня".
Возможно она то и дала погосту своё имя.

DSC06930.JPG

Где-то поблизости в 1962г. археологи "выявили" древнее селище, из чего некоторые предполагают
возникновение погоста ещё в домонгольские времена, хотя следов храмов там вроде бы не
обнаружено.

Встречается также идея, что крупные валуны в основании апсиды происходят из бывшего где-то
здесь когда-то языческого святилища. Вопрос только, чем и как сие может быть доказуемо.

DSC06950.JPG

Также довольно широко известна и версия о постройке церкви в Рудне митрополитом Фотием,
счастливо избежавшим пленения татарами в 1410 (или 1411) году. Однако, предания  связывают с
этим событием возведение ещё как минимум трёх храмов, в ближайшей округе (Спас на Мошеве, погост Селна) и чуть подальше (Андреевские Выселки). Судя по "настойчивости"
сих преданий, какую-то церковь в этих краях святитель видимо построил, но которую именно?...

DSC06946.JPG

Связывать же помянутое приключение Фотия к несравненно более отдалённым селом Синжаны либо
со Святым озером, кажется и вовсе проблематичным, ибо ехал он всё же "из Володимеря в свою
митрополичу волость в Сенег", а локализация как Сенежской волости, так и реки Сеньга вполне
определённа. Стало быть вариант с Рудней - среди наиболее вероятных.

DSC06947.JPG

Митрополит прятался на Сенеге от доблестных воинов татарского царевича Талыча разграбивших
Владимир и сжегших Успенский собор, совсем недавно расписанный Андреем Рублёвым со
товарищи. "Сия же злоба соключися...от своих братии християн", ибо Талыч геройствовал вместе
с ратью Даниила Борисовича нижегородского. А тот эпизод нашей славной истории видали
практически все в известном фильме Тарковского. Самого Фотия там правда нет,  зато
присутствует его соплеменник и ставленник Патрикий, сыгранный Никулиным.

Кстати, по закону подлости или иронии судьбы Фотию, как пишут, всё же пришлось таки лично
отпевать в 1429 году того самого Данилу Борисыча, как видно в связи с полит. реалиями тех лет.

DSC06948.JPG

Известный церковный историк Николай Алексеевич Скворцов в своей работе 1901 года приводит
сведения "местных крестьян", что первоначальный храм стоял когда-то в двух-трёх верстах от
нынешнего погоста, сгорел от молнии и уж потом поставлен здесь, что в принципе вполне
правдоподобно. Деревянные храмы (да и города) на Руси иногда меняли своё место ...

DSC06936.JPG

Среди могил, приютившихся возле летней церкви, обращает на себя внимание надгробие диакона
Василия Лихачева (1833-1900).

DSC06944.JPG

Пишут, прослужил он на приходе более трёх десятков лет, а пятеро его сыновей стали священниками.

DSC06945.JPG

Хочется упомянуть и следующее. Пишут, известнейшая московская благотворительница Варвара
Андреевна Алексеева
(родственница не менее известного Станиславского), на средства которой в
столице очень много чего понастроено, завещала по кончине своей (1894) некий капитал и в пользу
митрополита Московского, который распределил сие наследство по "беднейшим приходам" своей
епархии, одном из коих был признан погост Рудня.

При этом сплошь и рядом встречаются указания на то, что "Село Рудня...была важнейшим
экономическим центром Гуслиц. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались
гуслицкие фабриканты, а также приезжали купцы из Москвы и других городов", что центр села был
застроен "постоялыми дворами, трактирами, лавками. Были здесь и дома иногородних купцов,
которые вели постоянную торговлю с Гуслицким краем", что село больше напоминало своим обликом
уездные города и прочее.

И как совместить сие с одним из беднейших приходов епархии ?!

DSC06951.JPG

Может, место было бойкое, но погост не пользовался особой популярностью, ибо подавляющее
большинство жителей и "гостей" Раменья было староверами?
Краеведы приводят данные Благовещенского (1874): 140 дворов "православного" населения и 1008
дворов "раскольников", определяя долю "никониян" на общей территории прихода где-то в 5-15%.

DSC06941.JPG

А ещё встречается идея, что именно бедность прихода явилась главной причиной того, что его
деревянные храмы не были заменены более модными постройками и дошли до нас грешных.
И та идея кажется довольно мудрой ...

DSC06953.JPG
Tags: Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Московская область, Рядовая Историческая застройка
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments